20. Краткий обзор законов и формул самолюбия

Краткий обзор законов и формул самолюбия (составлено по духовному опыту Ники с великой помощью Божией, хвала Ему!)

I. О том, что грех и самолюбие – это равнозначные вещи, и в чем это заключается.
* А. Грех – это самолюбие, а не отвлеченное зло, и его тяжело увидеть в себе.
*** 1. Самолюбие властвует при отношениях с другим человеком и всегда впереди — «я».
* Б. Основные направления самолюбия – «делать для себя, в свое удовольствие, в свою выгоду и в свою честь» (свт. Феофан Затворник).
*** 1. «Делать для себя» и «делать для другого».
*** 2. «Делаю для своего удовольствия».
*** 3. «Делаю для своей выгоды».
*** 4. «Делаю для своей чести».

II. Как выражается самолюбие при конфликтных ситуациях.
* А. Самолюбие выражается через гнев, раздражение и злобу, которые защищают себя.
*** 1. При самолюбии есть негативная оценка другого человека, который в чем-то задел тебя и твои интересы.
*** 2. Упорно считаешь себя правым, лучше другого и не таким грешником.
* Б. Самолюбие выражается через печаль: обиду, саможаление, чувство одиночества и отчаяния.
*** 1. Укоряется и осуждается другой человек.
*** 2. Перечисляются (в мыслях или вслух) свои хорошие дела или слова, или намерения.
*** 3. Чувствуешь себя жертвой и тебе себя жалко.
*** 4. Есть некое отчаяние, что тебе придется что-то делать или говорить, или безысходность.
*** 5. Появляется решение отомстить тому, кто поступил или сказал не так, как тебе хотелось.
*** 6. Самолюбие жалуется на другого.
*** 7. Самолюбие желает, а иногда и требует, чтобы его любили
* В. Самолюбие лукаво, и всегда оправдывается
* Г. При действии самолюбия душу не интересует, что с ней происходит, ей главное — решить проблему
* Д. Что интересует самолюбие при конфликтных ситуациях, когда человек обращается к третьему лицу

III. Как противостоять своему самолюбию


I. О том, что грех и самолюбие – это равнозначные вещи, и в чем это заключается

А. Грех – это самолюбие, а не отвлеченное зло, и его тяжело увидеть в себе

1. Это равенство понятий греха и самолюбия происходит потому, что человек согрешает именно тогда, когда желает поступить в угоду себе, своим интересам и удовольствиям, не считаясь с интересами или желаниями другого или заповедями Божиими.
2. Если человек согрешил, то обязательно в нем действовало самолюбие в том или ином виде. Если ты заметишь, хотя бы одно из проявлений (описанных ниже), то это знак – я сейчас грешу и действую по самолюбию, а значит, во мне сейчас нет правды.
3. Практически всегда — в каждом деле, в каждом слове, в каждой мысли – грешный человек руководствуется своим самолюбием.
4. Грешник так привык к своим мыслям, словам и действиям, исходящим от самолюбия, что не видит и не понимает, что во всем он ищет своих выгод, удобств, удовольствий и т.д.
5. При действии самолюбия всегда происходит мучительное эмоциональное волнение: или гнев, или печаль. Но мы привыкли думать, что это другой челоек делает мне так больно или зло. Нередко это бывают и положительные приятные чувства довольства или услаждения. 
6. В разных ситуациях могут быть некоторые проявления самолюбия, а бывает, что происходят все. 

1. Самолюбие властвует при отношениях с другим человеком и всегда впереди — «я»

Самолюбие может проявлять себя в ситуациях, когда в чем-то не задействованы другие люди, и когда задействованы, т.е. в отношениях с людьми (и в последнем случае его явно видно).
При отношениях с людьми самолюбие действует по принципам:
— я на первом месте, а другой на втором,
— я делаю, как мне нужно, удобно и т.д., а другой — потом
— я делаю или говорю так, как считаю нужным и правильным, а другой не прав или то, что он говорит и делает, то не нужное
— я делаю по своей воле, а другой тоже должен делать, как я хочу и считаю правильным
— надо, чтобы меня всегда любили, а я другого буду любить, когда он будет хорошим и будет хорошо ко мне относиться
— если меня не любят или что-то для меня не делают, то я тоже их не люблю и не буду для них делать
— если кто-то меня любит, то он – хороший, а если нет, то – плохой.

Б. Основные направления самолюбия – «делать для себя, в свое удовольствие, в свою выгоду и в свою честь» (свт. Феофан Затворник) 

Основные  виды проявления самолюбия заключается в трех пороках: плотоугодие и сластолюбие (похоть плоти или чувственность), сребролюбие и своекорыстие (похоть очей) и властолюбие и честолюбие (гордость житейская).
Это означает:
— что человек желает, чтобы что-то было для его удовольствия, как телесного, так и душевного (чтобы мне было приятно);
— чтобы это было мне удобно и выгодно (своекорыстие);
— чтобы я выглядел хорошо перед людьми и обо мне хорошо думали (гордость).
И все эти мотивы объединяет стремление, чтобы все это было для меня. В разных ситуациях один из этих мотивов может проявляться сильнее, чем другие. И если есть хотя бы один из этих мотивов, то человек обязательно согрешает.

 1. «Делать для себя» и «делать для другого»

— Естественно, что человек всегда делает что-то для себя, и это не грешно.
Грешно, если в какой-то ситуации задействован и другой человек и ты действуешь по самолюбию. И получается, что, если ты делаешь, как тебе приятно, выгодно или чтобы о тебе хорошо думали, то ты пренебрегаешь тем же самым для другого, т.е. не учитываешь, что ему будет неприятно, не удобно, не выгодно, это его унизит и т.д.
—Часто человек считает, что он делает или говорит так, чтобы было «хорошо для другого». А так как самолюбие лукаво и все извращает, то добро другому не будет чистой добродетелью, и практически всегда проявится и свое самолюбие (свои интересы, свои установки и мнения, как другому будет хорошо, своя воля и т.д.). И это — принцип: «плюс» на «минус» дает «минус». А это и есть основное содержание грешника: я хорошо отношусь к другому и желаю ему блага, но при этом, осознано или нет, и себя не забываю (или даже более учитываю свои интересы). Именно на этом многие обманываются, когда думают, что они делает что-то исключительно для другого и в его интересах.
В христианской истинной любви, а это значит — в несогрешении по отношению к другому, нет сокрытого или явного понятия «для себя», т.к. человек жертвует своими удовольствиями, выгодами и честью, а это значит — отвергает свое самолюбие ради эмоционального, духовного и телесного покоя, выгод и чести другого и т.д.

2. «Делаю для своего удовольствия»

«Делаю для своего удовольствия» обычно содержит понятия самолюбия, связанные с приятными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями:
— чтобы мне было приятно
— чтобы мне было спокойно
— чтобы мне было комфортно
— чтобы мне нравилось
— чтобы я был доволен
— чтобы меня не трогали
— чтобы меня не напрягали

3. «Делаю для своей выгоды»

«Делаю для своей выгоды» содержит понятия самолюбия, связанные с выгодными условиями для человека и его интересами, а именно:
— чтобы мне было выгодно
— чтобы мне было легче и нетяжело
— чтобы было по моей воле
— чтобы для меня было полезно
— чтобы учитывались мои интересы
— чтобы мне было лучше
— что бы мне уступали
— чтобы обо мне заботились
— чтобы для меня делали
— чтобы мне не навязывали чужую волю и свое мнение
— а почему мне одному это надо?

 4. «Делаю для своей чести»

«Делаю для своей чести» содержит понятия самолюбия, связанные с отношением человека к себе и отношениям других к нему, а именно:
— чтобы обо мне хорошо думали
— чтобы я не выглядел плохо или неправильно
— чтобы я выглядел достойно
— чтобы мне были благодарны
— чтобы меня ценили и уважали
— чтобы ко мне хорошо относились и любили
— чтобы мне оказывали внимание
— чтобы ко мне относились честно и справедливо
— чтобы со мной считались

  II. Как выражается самолюбие при конфликтных ситуациях

При отношениях с другим человеком самолюбие легко раскрывает себя при конфликтных ситуациях, при раздражении, обидах, осуждении и т.д. И тогда работает основной принцип:
— я – хороший, другой – плохой.

А. Самолюбие выражается через гнев, раздражение и злобу, которые защищают себя 


Если я раздражился в той или иной мере, то это начало действовать самолюбие, которому не нравится, что что-то происходит во вне не так, как человек желает, потому что:
— мне это не доставит удовольствия или мне это неприятно,
— мне это неудобно или невыгодно
— я не считаю, что так надо делать, а то, что происходит, заставляет меня делать не как я хочу и считаю нужным для себя
—  меня это показывает в плохом виде.
Самолюбию что-то не нравится, и человек раздражается, если другой человек поступает не так, как хочется ему:
— мне не нравится просьба ближнего, потому что она нарушает мои планы;
— мне не нравится мнение другого человека, потому что я знаю лучше;
— мне не нравится его непрошенный совет, потому что я сам знаю, как делать;
— мне не нравится, как ко мне относятся, потому что я заслуживаю большего

1. При самолюбии есть негативная оценка другого человека, который в чем-то задел тебя и твои интересы

 При конфликтных ситуациях самолюбие особенно четко видит ошибки и неправости другого, а свои как бы не существуют или более того, ты — чуть ли не герой и праведник.
При действии самолюбия обязательно ты будешь на какое-то время:
— плохо относиться к другому (внешне или внутренне)
— чувствовать к нему те или иные негативные чувства
— думать о нем, как о плохом
— вспоминать о нем что-то плохое
— подозревать человека в плохом, т.е. пребывать в нелюбви к нему. 
При этом ты будешь считать, что ты как бы имеешь право так относиться к человеку (или гневаться, или обижаться), потому что тот не прав или делает плохо.

2. Упорно считаешь себя правым, лучше другого и не таким грешником

— при самолюбии становишься жестким и немилосердным в разной степени
— упорно считаешь себя правым.
— есть чувство, что ты лучше другого.
— чувствуешь или думаешь, что ты не такой грешник, как другой (или что ты хотя и грешишь сейчас, но не очень
— искренне считаешь, что тебя доводит до греха другой человек или это он виноват в твоей какой-то негативной реакции на него (а не ты)

Б. Самолюбие выражается через печаль: обиду, саможаление, чувство одиночества и отчаяния

Когда самолюбие видит, что что-то происходит не по его воле, душа смущается, печалится или жалеет себя.

1. Укоряется и осуждается другой человек

— он ничего не делает
— он плохой, злой, ленивый и т.д.
— он не благодарный
— он меня не любит
— он надо мной издевается, унижает
— он всегда так делает (хотя на самом деле и не всегда)
— почему он командует мною или раздает мне советы?
— какое он имеет право так ко мне относиться?

 2. Перечисляются (в мыслях или вслух) свои хорошие дела или слова, или намерения

— я сделал то-то и то-то (вообще хорошее или для него)
— я хотел как лучше
— я всегда стараюсь для кого-то
— что я плохого сделал?

3. Чувствуешь себя жертвой и тебе себя жалко

— мне тяжело
— мне не помогают
— мне все приходится делать самому
— меня не понимают
— как мне плохо
— как я устал
— это несправедливо и нечестно по отношению ко мне
— за что мне это?
— я такой хороший, а меня не любят
— никого не волнует, как и что со мной происходит

4. Есть некое отчаяние, что тебе придется что-то делать или говорить, или безысходность

— я не знаю, что теперь делать
— теперь мне придется делать то-то и то-то
— я что, крайний?
— почему я это должен делать?
А если самолюбие поймет, что оно было неправо, когда ему тяжело, то может отчаяться

 5. Появляется решение отомстить тому, кто поступил или сказал не так, как тебе хотелось

— а я тоже не буду этого делать
— вот пусть сам и делает или разбирается
— его бы на мое место.
Есть желание больше не общаться с этим человеком.

6. Самолюбие жалуется на другого

Если ты жалуешься на другого в мыслях или на словах перед другими, то обязательно в тебе обижено самолюбие.
При жалобах перед другими самолюбию очень хочется, чтобы его пожалели или признали правым, а другого осудили (т.е. чтобы его поддержали в его возмущении кем-то).
При жалобах, внутри и вслух, человек всегда считает/представляет, что он в худшем положении, чем другие и им легче, а он — самый несчастный.
При жалобах у тебя усугубляется твое положение и может быть, что неосознанно (хуже, если осознанно) привираешь, чтобы усилить или твою невиновность, или твое страдальческое положение.
При жалобах другому на кого-то или на него выговариваются старые обиды, и усугубляется это словом «всегда»
При этом человек в разговоре с другим может лукаво прикрываться тем, что он не просто жалуется на кого-то, а желает, чтобы ему посоветовали, как поступать

7. Самолюбие желает, а иногда и требует, чтобы его любили

Самолюбие желает, чтобы его любили, благодарили, жалели, оказывали почтение и внимание. Оно зачастую требуют от другого любви, и предъявляет претензии другому:
— ты меня не жалеешь,
— ты меня не любишь,
— ты не волнуешься обо мне
— я тебе безразлична/безразличен
И при этом обязательно скажет, какой другой плохой, черствый, неблагодарный и т.д. И будет чувствовать обиду.

В. Самолюбие лукаво, и всегда оправдывается

— думает и говорит, что только для других старается (на самом же деле — обязательно в чем-то и для себя, если не в большем)
— в каждой ситуации считает, что у нее всегда благой мотив
— постоянно находит себе оправдания
— часто лицемерит, показывая себя хорошим, спокойным и т.д., в то время как внутри чувствует и думает другое
— рассказывает, как было тяжело, особенно делает это, когда или видит сам, что не прав, или другие это заметили. И отмечает о своей тяжести для того, чтобы его пожалели, чтобы не были такими строгими к нему или чтобы приняли его сторону.
— самолюбие может красиво и восторженно говорить о смирении, любви, о Боге, о добродетелях, о своих грехах. И даже само верит, что это у него все это есть (хотя это — неправда).

Г. При действии самолюбия душу не интересует, что с ней происходит, ей главное — решить проблему

— При действии самолюбия в конфликтных или тяжелый ситуациях есть стремление решить проблему, чтобы тебе стало легче, выгоднее и удобнее. Ты просчитывашь разные варианты, как можно сделать или сказать кому-то, но так, чтобы все равно было по моей воле и интересам. При этом бывают мечты и разыгрывания спектаклей в мыслях.
— Самолюбие всегда желает изменить другого, а не изменить себя. И это четко видно, когда человек обращается за советом в трудностях или конфликтах, или просто жалуется кому-то на кого-то.
—При действии самолюбия душу не интересует, что с ней происходит и в чем ее грех и страсти. Душа уверена в своей правоте, и ей главное устранить препятствие, решить проблему и сделать, чтобы было самолюбию удобно, выгодно и с честью для него.

Д. Что интересует самолюбие при конфликтных ситуациях, когда человек обращается к третьему лицу

—Если происходит конфликт между двумя людьми, то затронутое самолюбие спрашивает у третьего человека совет, желая, прежде всего, пожаловаться и рассказать какой он жертва, а другой плохой.
Так как ему главное выразить свое возмущение, и иногда ему не надо мнение другого, а иногда хочет, чтобы его возмущение поддержали, то, если кто-то скажет о его виновности, то ты:
— обижаешься
— или говоришь, что он говорит не о том
— или что он не понял и уточняешь разные подробности, склоняющие на твою сторону
— можешь начать обвинять его в нелюбви к тебе.
—Рассказам обиженного и страдающего человека нельзя верить, потому что от печали или гнева у него помутняется ум и происходит то, что описано здесь. Но следует верить и сочувствовать, что ему, действительно, плохо от греха в нем или телесно, или душевно.
Если человек обращается за советом к кому-то или просто рассказывает свои варианты, то ясно видно, как он пересказывает то, что уже придумал или разыграл, или передает то возмущение, которое пережил и уже не раз повторил его в мыслях.
—А также обращается к третьему, когда само не может придумать, как себя защитить или добиться того, как оно само хочет, или как изменить другого человека, чтобы было, как желает самолюбие.
—Нередко бывает так, что совет человеку уже не нужен, т.к. он уже все решил, а хочет, чтобы кто-то его одобрил и это его ободрит или в чем-то оправдает. 
Можно идти за советом при трудностях к другим, когда самолюбие уже просчитало разные варианты, но ни на одном не остановилось. А не остановилось потому, что в этих вариантах есть, так  сказать, «палка о двух концах», т.е. что-то тебе будет невыгодно, неудобно, неприятно и т.п., хотя с другой стороны в этом решении есть выход. И поэтому человек спрашивают у кого-то, чтобы ему может быть предложили какой-то вариант выхода из затруднительной ситуации без «палки о двух концах», когда его самолюбие не будет задето. 

III. Как противостоять своему самолюбию

—Тому, кто желает научиться познавать свой грех, или свое самолюбие, нужно начать с рассмотрения его конфликтов с кем-то, т.е. что происходит со мной, если я недоволен кем-то, раздражился, обиделся и т.д., и чего хотело мое самолюбие. 
Мы же обычно входим в ситуацию, и думаем как ее разрешить, и при этом вспоминаем кто что сказал или сделал, и комментируем, осуждая, разговаривая с кем-то, доказывая и т.д.
—Очень тяжело приучиться к тому, чтобы как можно быстрее в разных ситуациях давать оценку своим реакциям, через видение проявлений своего самолюбия. Это происходит потому, что у нас уже выработаны автоматические страстные реакции, которые тут же «выскакивают» из сердца и охватывают, и помрачают ум.

И поэтому надо приучить себя оценивать свои действия, слова и мысли, помня о своем cамолюбии.

 1. Для этого надо учиться христианскому духовному деланию – трезвению.

Это означает, что как можно чаще человек должен приходить в осознание себя и спрашивать себя: «о чем я думаю? с кем я разговариваю в уме? Почему я раздражился или обиделся? что это означает?»

2. Самолюбие лечится только самоукорением и отвержением себя

3. При эмоциональных волнениях нельзя верить своим мыслям

Если понимаешь, что сейчас в тебе какое-то неспокойствие/возмущение, то сразу должен сказать себе: сейчас меня несет, а значит верить себе нельзя. И молиться усиленно для успокоения или «Огради…» или Иисусовой, или «дай не осуждати брата…».
К тому же в страстном состоянии ум помрачен, и все его мысли будут страстными. А для того, чтобы стройно и логично рассуждать, нужен внутренний покой и мысли не от самолюбия.

 4. Надо учиться видеть свои дела, слова и мысли через оценку своего самолюбия.

Когда успокоишься, тогда надо начать давать оценку, что с тобой было.
При этом нельзя увлекаться своими мыслями и словами, и в которых ты будешь выглядеть действующим по благим мотивам. Для этого отвечай себе честно на основные вопросы самолюбия:
— для кого я что-то делаю?
— я делаю, говорю, думаю для своего удовольствия и чтобы мне было приятно?
— я делаю и говорю, чтобы мне было удобнее и выгоднее? 
— я делаю, говорю, думаю для того, чтобы обо мне хорошо думали и хорошо относились?
И обязательно в этих ответах не должно быть и слова в свое оправдание.
—Если, по милости Божией, тебе удастся четко видеть даже одно из этих проявлений самолюбия, то начало правого познания себя на опыте – положено. И далее надо усиленно и как можно чаще это делать.
Каждый день и при удобном случае учись оценивать бывшие ситуации, при которых был гнев, обида, недовольство через указанные выше проявления. И, перечитывая их, учись находить, как вело себя твое «я» в этих ситуациях и чего оно хотело. Для этого можно распечатать эти формулы и носить с собой. И после ситуаций, по возможности, проверять, какая формула и закон действовали.
Со временем ты научишься видеть свое самолюбие непосредственно при ситуации, а не спустя время и без написанного напоминания.
Трудись, и Господь тебе поможет! Аминь.