Иустин Полянский. Святая Пятидесятница. ч.2.

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений свт. Иустина

22. В неделю о Фоме, на утрени («Торжественное явление Воскресшего 11-ти Апостолам»)
23. В неделю о Фоме, на литургии («Веруем, Господи, помози нашему неверию!»)
24. В неделю о Фоме, на вечерни (На молитву: ««Днесь весна душам, зане Христос от гроба…»)

25. В неделю о св. мироносицах, на утрени («Все св. Евангелисты говорят о путешествии св. жен ко гробу Иисусову»)
26. В неделю о св. мироносицах, на литургии («В изъявлении любви св. жены не страшились никаких опасностей»)
27. В неделю св. жен Мироносиц, на вечерни («Но согрело ли нас сие Божественное Солнце? Если согрело, то слезы покаянные у нас должны течь неудержимо. Если же нет, то участь наша ненадежна и крайне опасна»)

28. В неделю о расслабленном, на утрени (На молитву: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену воздвигни Божественным Твоим предстательством…»)
29. В неделю о расслабленном, на литургии (На слова: «Так, Господи; не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:7))
30. В неделю о расслабленном, на вечерни («Где взять слез, когда их нет, когда душа суха и сердце холодно?»)

31. В Преполовение Пятидесятницы (На молитву: ««Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…»)

32. В неделю о Самаряныне, на утрени («Жена Самарянская не узнать лишь старалась учение Господа, но и исполнять оное. И нам должно читать и слушать слово Божие не для того только, чтобы узнать веру Христову, но чтобы и жить по этой вере»)
33. В неделю о Самаряныне, на литургии («Кто молится Богу духом? Кто молится Богу истиною?»)
34. В неделю о Самаряныне, на вечерни («С одной стороны, для устранения душевной сухости, нужно всегда помнить о своей греховности и о страшном суде Божием; а с другой стороны, для устранения сердечной холодности, нужно непрестанно молиться и согревать ее»)

35. В неделю о слепом, на утрени («Где причина ожесточенного неверия очевидной истине?»)
36. В неделю о слепом, на литургии («Какова наша вера?)
37. В неделю о слепом, на вечерни («Душа христианская от самого крещения засевается многообразными семенами добра» и находится под благословением Божием)


22. В неделю о Фоме, на утрени («Торжественное явление Воскресшего 11-ти Апостолам»)

«Христос воскресе!»

В утренних воскресных Евангелиях, начиная с нынешнего, излагаются многократные явления воскресшего Господа ученикам Своим. И в первом из этих Евангелий, которое мы слышали сегодня, говорится о самом торжественном явлении Спасителя нашего.

К этому явлению Сам Господь, через св. мироносиц, повелел ученикам Своим идти в Галилею. Слух об этом повелении быстро разнесся, и вот в Галилее собралось до пятисот верующих, пошли туда и одиннадцать Апостолов. Все ожидали явления Воскресшего; и Господь не замедлил явиться.

Явился Он не только для уверения множества Своих последователей, но и для того, чтобы дать св. Апостолам полномочие на всемирную проповедь, положить «таинственное» основание Своей Церкви заповедью о крещении и укрепить верующих обетованием Своего вечного с ними сопребывания. Для Апостолов, уже видевших Господа воскресшего и собравшихся на гору по повелению Его, явление Его не было неожиданным, а потому они поклонились явившемуся; но в большом числе пришедших сюда галилеян нашлись и такие, которые, при необычайном видении Того, Кого не считали уже между живыми, усомнились. Впрочем, это мимолетное сомнение вскоре уступило место живому, твердому убеждению в великой истине, так что св. Ап. Павел, перечисляя свидетелей явления Воскресшего, указывает и на «пятьсот братий», из которых в то время многие были еще живы, а некоторые уже почили (1Кор. 15: 6).

Приблизившись к св. Апостолам, Воскресший в немногих словах, исполненных поразительного величия, указал им на великое назначение их, как проповедников Евангелия и «строителей тайн Божиих: Дана Мне всякая власть на небе и на земле, сказал Господь, итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

Выражением: «дана» Господь указывает, с одной стороны, на вечное сыновство Свое, а с другой — на восприятое Им человеческое существо. «Поелику Он Сын, — замечает св. Афанасий Великий, — то от Отца имеет все, что имеет у Себя вечно и что именует Себя приявшим!» И по Божеству Своему, всегда имея всякую власть на небе и на земле, Он по воскресении называет Себя получившим такую же власть по человечеству. Как Искупитель, принесший Себя в умилостивительную жертву за грехи «всего мира», Он уже не ограничивает проповедь Евангелия тесными пределами Иудеи или Галилеи, но повелевает Апостолам идти и научить все народы, запечатлевая их веру таинственным крещением, без которого невозможно «войти в царствие Божие» —наставляя соблюдать заповеди Его, во свидетельство истинной живой веры. При исполнении этого св. дела, среди языческого враждебного мира, Апостолам угрожали опасности всякого рода и мученическая смерть; а посему Господь ободряет их обетованием Своей благодатной помощи, и притом не на краткое только время, но «до скончания века». Так как, — замечает блажен. толковник, —Апостолы имели жить не до кончины века, — то и должно заключить, что обещание Господа быть с ними относится не к ним одним, но и ко всем вообще ученикам Его, т. е. ко всем верующим в Него и хранящим Его заповеди.

Апостолы, по заповеди своего Учителя, вскоре выступили на всемирную проповедь, испытали непобедимую силу обетованного им благодатного сопребывания Его. Он Сам, по выражение св. Иоанна Златоустого, предшествуя им, уничтожал препятствия, Сам уравнивал все и делал трудное легким; потому вера в Него и соделалась победою, победившею мир.

Торжественное явление Воскресшего 11-ти Апостолам и великому собору верующих оставило глубокое впечатление во всех свидетелях. По рассеянии учеников Господа на проповедь Евангелия в разные стороны света, эти многочисленные свидетели, без сомнения, весьма много могли содействовать распространению и утверждению христианства, на самом месте Христовой проповеди. Все они известны были первенствующей Церкви, как очевидцы воскресения Христова. Аминь.

23. В неделю о Фоме, на литургии («Веруем, Господи, помози нашему неверию!»)

«Христос, воскресе!»

В вечер Пасхи, когда Господь явился ученикам в горнице Сионской, одного из них, по имени Фомы, не было с ними; и когда ему рассказали о явлении им Воскресшего, он не поверил.

И вот, после 8 дней, в том же доме опять было собрание учеников, в котором присутствовал и Фома. Как и прежде, из опасения от Иудеев, двери были заперты. Пришел Иисус, стал посреди и сказал: «мир вам!» Всеведущий знал душевный недуг Фомы, видел также искреннее стремление его к истине, а посему, наказав малое неверие кратким лишением радости, позволил ему «собственными, так сказать, руками взять радость воскресения из живоносных ран воскресшего тела. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои», сказал Господь недугующему неверием Апостолу, вполне согласно с желанием, выраженным им, — «подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенный двери, очевидно чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресение и научить, что именно Он был распят, и не другой воскрес вмести Него», — говорит св. Златоуст. Фома осязает Воскресшего «десницею любопытною» и это не простое, только внешнее осязание, но живое прикосновение «к открытым, так сказать, устиям внутреннего источника жизни», воскрешает в жизнь веры полуумерщвленного неверием Апостола: «Господь Мой, и Бог Мой!» — воскликнул Фома в радостном восторге. Отвечая ему, Господь, в поучение всем родам и векам, высказал закон нравственного царства Божия, по которому — «чем очевиднее знамение, тем менее достойно веры» (Златоуст); и, не одобряя в верующих искание очевидных, удостоверяющих доказательств, дал преимущество вере, которая их не требует: «ты поверил, потому что увидел Меня, — блаженны невидевшие и уверовавшие». «Кажется, можно здесь видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «поверил, потому что увидел Меня»; потом обращает взор одобрения на Иоанна, и хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает: «блаженны невидевшие и уверовавшие». Ап. Иоанн давно уже глубоко веровал. Прочие Апостолы, заслужив еще прежде упрек Господа в неверии и жестокосердии, также утвердились теперь в вере видениями Воскресшего; а потому  слово, сказанное Фоме, косвенно относилось и к ним, относится и ко всем, ищущим наглядных и очевидных знамений веры. Повествованье об этом явлении Господа св. Евангелист заключает общим замечанием о делах Христовых во время земной жизни Его: «много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».

О,       Всеблагий Господи! даруй нам веру в Тебя, во ад сошедшего и с Собою вся воскресившего! Веруем, Господи, помози нашему неверию! Сам возжги в сердцах наших светильник живой веры, да озаряет он все пути нашей жизни и да побуждает нас к благоугождению Тебе! Аминь.

24. В неделю о Фоме, на вечерни (На молитву: ««Днесь весна душам, зане Христос от гроба…»)

«Христос воскресе!»

«Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсия тридневный, мрачную бурю отгна греха. Того воспоим, яко прославися». (Канон в неделю о Фоме, Песнь 1, Троп.1.

Светло мы торжествуем св. Пасху, воспоминая великое благодеяние Божие падшему роду человеческому: храмы наши украшаются яко невеста Жениху небесному, радостно празднуем брачный пир веры, немолчно поем хвалу и благодаренье Господу, совершаем в Церкви весну душ наших! Но не одни мы так празднуем, поем и торжествуем; вторит нам, сорадуется с нами и вся видимая природа.

Когда мы здесь, в храме Божием, торжественно воспоминаем великие благодеяния Божии падшему роду человеческому, — какое дивное великое торжество совершается там — в открытом храме природы! Когда здесь мы продолжаем радоваться и торжествовать Воскресение Христово, — какое светлое и радостнейшее торжество воскресения и обновления совершается там — вне жилищ наших, где самые холмы и горы препоясуются радостно! Когда здесь мы возносим песнь хвалы и благодарения Господу, благодеявшему нам, — какая живая, восторженная песнь, полная жизни и радости, чувства вседовольства и блаженства, возносится мириадами голосов среди полей и лугов, среди дебрей и лесов, среди гор и удолий! Кажется, все создания Божии возносят едиными усты и единым сердцем одну чудную и таинственную, радостную и восторженную, неумолкающую песнь хвалы и благодарения своему Владыке — Творцу и Промыслителю. Поистине дивное, вселенское торжество совершается теперь в окружающем нас мире!

И нет ничего, возлюбл., приятнее для сердца, утешительнее для духа, поучительнее для разума, как подобное зрелище окружающей нас природы, особенно в настоящие дни обновления и возрождения ее и нашего к новой жизни, когда все окружающее нас невольно останавливает на себе наши взоры, невольно привлекает к себе наше внимание.

Таким именно зрелищем творений Божиих питали свою душу, возвышали и освящали свое воображение, услаждали свое сердце, просвещали свой разум святые Божии человеки! — Св. царь и пророк Давид, во всех явлениях мира видимого, видел следы премудрости и благости Божией: читайте его псалмы, и увидите; преп. Антоний Великий сказал: «предо мною две отверстые книги, написанные не человеком, а Богом — небо и земля; их я читаю, из них поучаюсь, ими умудряюсь во спасение». Сам Спаситель немало брал поучений из природы.

Чему же можно научиться нам из богописанной книги природы в настоящее время, когда она так привлекательно раскрывается пред нами, а мы празднуем воскресение Христово? Мы могли бы прочитать в ней все главнейшие члены нашей веры, нашей любви и надежды. Но яснее, живее и поучительнее всего в весеннем обновлении природы изображается нам наше внутреннее обновление, наше духовное воскресение от смерти греховной к новой благодатной жизни во Христе Иисусе. В этом юнеющем виде природы внешней представляется нам образ той обновляющейся, яко орля, юности избранных Божиих, кои возрастают, процветают и плодоносят в духовном вертограде Церкви Божией. Это — весть душам нашим, как воспевает св. Церковь. Но это такой важный и поучительный для нас предмет, который преимущественно достоин занять все внимание наше, — особенно во дни св. Пятидесятницы; потому мы и будем, возл., беседовать об этом особенно в следующие воскресные вечера. Чему же лучше и посвятить время продолжающегося празднования воскресения Христова, как не размышлению о нашем духовном совоскресении с Ним, о нашем обновлении и возвращении в свободу славы чад Божиих ? Аминь.

25. В неделю о св. мироносицах, на утрени («Все св. Евангелисты говорят о путешествии св. жен ко гробу Иисусову»)

«Христос воскресе!»

Все св. Евангелисты говорят о путешествии св. жен ко гробу Иисусову, о явлении им Ангелов и Самого Воскресшего. По их свящ. повествованию, дело было так.

Св. мироносицы, по миновании субботы, очень рано пошли на гроб Господа. — Они предприняли сие путешествие, когда было еще темно (Иоан. 20:1); и когда были на пути, — начинало рассветать (Мф. 28:1), а когда подходили ко гробу, — солнце уже восходило.

На пути св. жены беспокоились о том, кто отвалит им камень от дверей гроба. Но когда близко подошли ко гробу, увидали, что камень был уже отвален. Ев. Матвей свидетельствует что когда жены подходили ко гробу, — «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» (Мф. 28:2—4). Можно думать, что Господь воскрес в то самое мгновение, как отвален был камень от гроба. Но для Его воскресения не нужно было отваливать камень. Он по воскресении не раз являлся ученикам Своим при затворенных дверях; а нужно было это, чтобы и стража видела могущество Того, Чье тело она охраняла, и ученики Господа уверились в Его славном воскресении.

 Св. мироносицы увидели Ангела у гроба на камне (Мф. 28:5); потом увидали Ангела и в самом гробе, а по свидетельству Ев. Луки, во гробе явились им два Ангела (мужа) и говорили с ними (Лук. 24:4). Слышав трус и видев камень, отваленный от гроба, и светоносных Ангелов, св. жены пришли в ужас.

Но Ангел успокоил устрашенных словом: «не бойтесь, и прибавил: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого: Его нет здесь — Он воскрес: подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Из этих слов св. жены могли понять, что говорит им небожитель, знающий, зачем они пришли: и потому могли поверить радостной вести о воскресении Господа.

«Но идите, — продолжал Ангел, — и, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Св. мироносицы, столько показавшие усердия к Иисусу, что и во время крестных страданий не оставляли Его, и при погребении присутствовали, и теперь с благоговением так рано пришли помазать тело Господа, — удостоились того счастья, что первые услышали радостную весть о воскресении Господа и первые посланы благовестницами сей радости самим Апостолам и ученикам Господа.

Неожиданность и чрезвычайность вести о воскресении Господа поразили их. «Выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Боязнь связала их уста, хотя, без сомнения, с чувствами страха у них сливались и чувства восторга и радости… Возбуждаемый радостною вестью, как говорит св. Ев. Матвей, «они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его»  (Мф. 28:8).

И что же случилось с ними на дороге: «когда же шли они возвестить ученикам Его, — продолжает св. Ев. Матвей, — и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». (8—10).

Что слышали св. жены во гробе от Ангела, то услышали теперь и от Самого Господа. Теперь, вместо страха, в душах их водворилась несказанная радость, — вместо ужаса, в сердцах их укоренилась непоколебимая вера в воскресение Христово; и они достойно соделались первыми провозвестницами о Воскресшем, даже для самих Апостолов и учеников Его.

Многому поучают нас св. мироносицы. И во- 1-х, они подают нам пример верности Господу, постоянного усердия и преданности к Нему. Когда в этом подвиге св. жены подверглись смущению и страху, то Ангел Господень утешил и ободрил их, и Сам Господь явился и подкрепил их. Так и верно и усердно служащие Господу, в трудных обстоятельствах жизни получают утешение и подкрепление от невидимого служения Ангелов и от благодати Самого Господа Спасителя, всегда присущего верным Своим, по обетованию Своему: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.

26. В неделю о св. мироносицах, на литургии («В изъявлении любви св. жены не страшились никаких опасностей»)

(Сл. Иосифа, архиеп. Воронежского).

«Христос воскресе!»

Воскресение Иисуса Христа составляет глубочайшую тайну и основание вашей веры. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна», — говорит Апостол (1Кор. гл. 15, ст. 17). Не человек, но Ангел Божий первый возвестил истину воскресения Христова. «Ищете Иисуса распятого», сказал он пришедшим ко гробу женам, — «Его нет здесь — Он воскрес; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». И сего одного удостоверения достаточно для утверждения нашей веры. И оно одно поставляет истину воскресения Христова выше всякого сомнения, достаточно рассеять всякий мрак недоумений. Но Воскресший из мертвых не укоснил возрадовать учеников и Своим Божественным явлением. «Ученики обрадовались, увидев Господа», — замечает Евангелист.

Радуемся и мы, возл., воспоминая славное воскресение Христово, — основание нашей веры и упования воскресения нашего со Христом, в день славного Его явления. Чем же и нам питать, подкреплять и возвышать сию радость в радостные дни воскресения Христова, как не размышлениями о явлениях воскресшего Господа?

Св. жены мироносицы явили к Иисусу Христу высокую любовь свою. Остановимся и мы вниманием на явлении Иисуса Христа св. женам мироносицам; дабы из примера их и нам научиться любить воскресшего Господа Иисуса.

По свидетельству Евангелиста, св. жены мироносицы собрались идти ко гробу, по минованию субботы, зело рано заутра, еще сущей тьме. Оставалась ли у них вера во Иисуса Христа, как Сына Божия по Его распятии, смерти и погребении? Знали ли, поняли ли, помнили ли они предсказание Иисуса Христа о Его воскресении? Ясно сего не раскрыто. Несомненно только то, что глубокая скорбь о смерти Иисуса Христа раскрыла в св. женах мироносицах в высшей степени любовь к Нему. Они видели, где полагали умершего Иисуса. И это уже отрадно было для скорбных их сердец. Умолкли они в день субботний, по заповеди Божией, и ничего не предпринимали в день сей: «в субботу остались в покое по заповеди»; но в сердцах их горела любовь, — постоянно была мысль об умершем и погребенном Иисусе. Знали ли они о приставленной ко гробу страже? Слышали ли, что к гробовому камню приложена была печать первосвященника? Св. Писание о сем не говорит. Они знали только то, что Никодим привалил камень к двери гроба. «Камень был весьма велик». Скорбная любовь их к Иисусу побуждала их только к тому, чтобы на гроб Иисуса принести какую-либо лепту — дань любящих сердец. Чаяние и утеха их — Иисус Христос, иже во гробе; но они и для мертвого не жалеют ничего. Покупают дорогие ароматы. Пламенеющая в них любовь к Иисусу разгоняет их сон. Они поднимаются идти ко гробу зело рано, еще сущей тьме.

Что их встретит на пути? Что случится с ними при гробе? Не схватят ли их при гробе враги Христовы? Не предадут ли их истязаниям, поруганиям и смерти, как предан был их Учитель? Пламенная любовь их к Иисусу поставляет их выше всякого страха, не оставляет в них места страшным помыслам. Они помнят только об Умершем, спешат к бездыханному Его телу, стремятся принести Ему дань своего сердца. В этом сосредоточиваются все их помышления, вся душа их. Только на дороге они вспомнили о непреодолимом препятствии, превышающем их силы — огромном камне, приваленом к дверям гроба. «Кто отвалит нам камень от дверей гроба?» — Вопрос об этом родился в них уже на дороге; но он не смутил, не остановил их. Они не возвратились вспять — искать помощи от других; но шли далее, стремились ко гробу. Видно, что любовь их как бы уже прозревала, что Любимый ими отстранил препятствия, преграждающие излиянию любви их.

Стремятся они ко гробу и достигают оного. Но что встречают? Камень уже отвален от гроба. Двери в пещеру гроба уже отворены. Вместо искомого тела, они сретают не человека, но Ангела Божия. Ангел успокаивает их: «не бойтесь вы»; высказывает им сердечные их мысли, кого они ищут и чего желают: «знаю, что вы ищете Иисуса распятого»; возвещает им радость, какой они не ожидали и не предполагали: «Его нет здесь — Он воскрес, как сказал».

Тогда страх от явления Ангела и чрезмерная радость потрясли всю их душу. Вместо того, чтобы усладиться радостною вестью, удостовериться более в истине воскресения Христова, расспросить радостного вестника о Возлюбленном, — от чрезмерного страха и радости они бегут от гроба.

В сии-то минуты страха и радости сретает их воскресший Иисус и приветствует их словами радости — «радуйтесь». Благоговейная любовь повергает их к ногам Иисуса. «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Они ничего не говорят, ни о чем не расспрашивают Иисуса, но в самом их молчании и повержении к ногам Его излилась вся любовь, вся душа их. Они увидели возлюбленного Иисуса — и любовь их вполне вознаграждена. Больше сего они и не желали и не могли вообразить.

Высочайшая поистине награда св. женам на земле; несравненно более вознаграждены они на небе — постоянным лицезрением сладчайшего Иисуса.

Возлюбим, братья, по примеру св. жен, и мы пострадавшего за нас и воскресшего Иисуса — всем сердцем, всею душою и всем помышлением своим, — дабы и нам удостоиться узреть Его с радостью и утешением вечного мздовоздаяния в день славного Его явления.

Св. жены и в скорби и в безутешности помышляли только об Иисусе. Будем и мы, по примеру их, и в радостях и в скорбях своих чаще помышлять о возлюбленном и предавшем Себя за нас Иисусе, особенно в сии радостные дни воскресения Его, когда св. Церковь неумолчно и неудержимо предается хвале и песнопениям в честь Воскресшего.

В изъявлении любви св. жены не страшились никаких опасностей. Не угрожает нам ныне мир опасностями жизни, но увлекает почасту от Иисуса своими обаятельными приманками. Не смутимся его чувственными обаяниями и не устрашимся от его злоречий — в стремлении ко Господу.

Не остановил на пути ко гробу Иисуса св. жен камень велик, приваленный к дверям гроба. Противустоит нам на пути к Иисусу камень великий — похотствующая в нас плоть наша, с своими пожеланиями и страстями. Отстраним, препобедим ее в себе ради сладчайшего Иисуса.

Не можем мы принести на гроб Иисуса, подобно св. женам, драгоценного мира. Принесем Ему искреннее, постоянное желание благоугождать Ему и исполнять заповеданное Им. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23).

Да будет сие всем нам, по неизреченному Твоему милосердию к нам, Господи! Аминь.

27. В неделю св. жен Мироносиц, на вечерни («Но согрело ли нас сие Божественное Солнце? Если согрело, то слезы покаянные у нас должны течь неудержимо. Если же нет, то участь наша ненадежна и крайне опасна»)

«Христос воскресе!»

Лишь только весною земля наша обратит лицо свое прямо к солнцу, — тотчас происходит на ней разительная перемена во всем. Свет солнечный умножается и усиливается постепенно; день возрастает и увеличивается; воздух согревается и делается благорастворенным; теплота проникает в самые недра земли, и зимний покров ее разрешается в воду; воды текут неудержимо, сбрасывание с себя ледяные оковы, омывают и увлажняют землю, и все уносят с собою в море.

Подобное происходите, возлюб., и в душе человека, обращающегося от греха к Богу. — Коль скоро она откроет умные очи сердца своего и станет прямо пред лицом Божиим, тот час происходит в ней великая перемена к лучшему. Свете Божий осиявает ее более и более и показываете ей и ее самое и все окружающее в другом виде; блуждавшая прежде как бы во тьме ночной, теперь она ясно видит, что истинная жизнь ее не на земле, а на небе. Этот благодатный свет проникает постепенно все существо души грешника, растворяет теплотою своею все ее силы и составы. Он осяивает и возбуждает совесть и заставляет ее обличать самое себя без потворства и снисхождения; он озаряет ум и воображение и сотрясает их страхом суда Божия и огня вечного; он проникает волю и возбуждает в ней горячее желание избавляет от угрожающей вечной погибели; он проходит в глубину сердца и согревает его теплотою умиления и «печали  по Богу». Все это разрешается, наконец, слезами раскаяния, которые текут неудержимо, как весенние воды.

На что ни посмотрит пробудившаяся от сна греховного душа, все приводит ее в умиление, все исторгает у нее слезы. —Обратится ли к прошедшему, — плачет; ибо там —одни заблуждения и соблазны, непрерывный ряд грехов и беззаконий; все лежит на совести и, как невыносимое бремя, давит и гнетет ее своею тяжестью; всякое воспоминание вонзается в сердце, как острое терние, и причиняет ему болезни адовы. Обратится ли к будущему, — еще более плачет; ибо там — смерть и гроб, страшный суд извечные муки в геенне. Посмотрит ли на небо, —опять плачет; ибо оно закрыто для грешника, не принимает ничего скверного и нечистого, — оттуда страшные прещения гнева Божия на сынов противления. Посмотрит ли на землю, — плачет; ибо и земля недолго будет носить на себе грешника, скоро примет она в свои недра бездушное тело его и обратит в прах. Помыслит ли о Боге и Его правде, даже о Его любви и милосердии, — горько плачет; ибо чем не оскорблена высочайшая любовь Божия? Чем не поругана неприступная святость Его? Чем не преогорчено милосердие? Чем не поругано всесвятое имя Его? Чем не оскорблен непреложный завет Его? Подумает ли о себе самой, — опять плачет; ибо «от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем». Все силы душевные осквернены грехами; все члены тела сделаны орудием беззакония; все дары Божии употреблены во зло! Посмотрит ли грешник на других людей, — еще более плачет; ибо одни из них увлечены им ко греху; другие развращены его советами и наставлениями; те плачут от его злоязычия, обид и оскорблений; другие страдают от его самолюбия и корыстолюбия; там обиженные вопиют на небо об отмщении; здесь соблазненные проклинают его; там стенают под железным ярмом его власти; здесь сообщники беззакония обличают его злые дела! Тесно грешной душе отовсюду, больно ей со всех сторон! Так обилен и неисчерпаем источник слез для души, обращающейся от греха к Богу! Так неизбежен плач и вопль для кающегося грешника!

Правда, что эти первые слезы раскаяния еще не чисты пред очами Божиими, подобно мутным водам весенним, не составляют еще заслуги грешника пред Богом; ибо текут от страха суда Божия и казни вечной, а не от теплоты совершенной любви к Богу и молитвенного умиления. Но и эти слезы не только полезны и благоплодны, но и совершенно необходимы для души кающейся, подобно как мутные воды весенние полезны и необходимы для земли нашей.

Но есть ли и у нас, возлюб., на первый раз, хоть и такие слезы? Ведь мы, в постовом говении, кажется, всем существом своим обратились к Солнцу правды — Христу Богу нашему. Но согрело ли нас сие Божественное Солнце? Если согрело, то слезы покаянные у нас должны течь неудержимо. Если же нет, то участь наша ненадежна и крайне опасна. Об этом стоит подумать. «Вот Я сказал вам!» Аминь.

28. В неделю о расслабленном, на утрени (На молитву: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену воздвигни Божественным Твоим предстательством…»)

«Христос воскресе!»

«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем: Слава, Христе, державе Твоей!» (Кондак).

Такую молитву св. Церковь предлагает нам ныне, для размышления и назидания нашего! Она коротка, но глубока по своему содержание.

Стоит пред лицем Господа грешник; покаянные слезы у него льются неудержимо; он сознает себя люте расслабленным от грехов и безместных — неподобных деяний; и пламенно молится, чтобы Сам Господь воздвиг его, как некогда расслабленного, ибо сам он не может сделать этого. Вот содержание сей весьма важной молитвы! Кто сознает себя крайне расслабленным греховною жизнию и беззаконными деяниями, тот не может не обратить своего внимания на сию молитву, если желает себе спасения.

Здесь, конечно, разумеется расслабление не телесное, а душевное. Но знаем ли мы, что такое расслабление душевное?

Известно, что расслабленный телом имеет все члены свои бессильными: ни руки поднять, ни ногой ступить, ни головы повернуть, ни телом движения сделать он не может. Это живой гроб, в котором лежит душа. Точно так же и расслабленный душою все силы и способности свои имеет обессиленными: вся душа его в унынии, ум в неразумии, воля в нерадении, сердце в скверных, лукавых и хульных помыслах. Это — живой мертвец для Бога, благодати Божией и жизни блаженной. Положение ужасное! Положение такое, из которого никак нельзя выйти самому по себе.

Где же взять сил, чтобы выйти из этого положения? При помощи благодати Божией, сила сия заключается в одушевленной ревности о богоугождении. Купец, воин, судия, ученый проходят службу многозаботливую и многотрудную. Чем они поддерживают себя в трудах своих? Воодушевлением и любовью к своему делу. Не иным чем можно поддерживать себя и на пути благочестия. А без сего мы будем находить в служении Богу одну томность, тяготу, скуку, вялость. И тихоход идет, но с болезнью, тогда как для быстрой серны или проворной белки движение и переход составляют удовольствие. Ревностное и живое богоугождение есть отрадное, окрыляющее дух шествие к Богу. Без ревности и одушевления в благочестии можно испортить все дело богоугождения. В богоугождении надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху; а без сего мы будем все исполнять только по привычке, по требованию приличия, потому что так издавна делалось и так делают другие. Надо делать все; а в противном случае мы иное сделаем, а иное нет, и притом без всякого сокрушения и даже памяти о проступках. Надо все делать со вниманием и осмотрительностью, как «главное дело»; а иначе  мы будем делать, как попало.

Итак, теперь ясно, что без одушевления и ревности христианин — плохой христианин, — вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден, — и жизнь такая — не жизнь. Эта жизнь, по выражение слова Божия, «обуморенная»  никуда негодная.

Зная сие, возл., позаботимся явить себя истинными ревнителями добрых дел, чтобы быть истинно угодными Богу, не имея скверны, или порока, или нечто от таковых.

Но да не подумает кто-нибудь из нас, что все это мы можем сделать сами по себе. Нет, возлюбл., сами собой мы ничего хорошего не можем сделать в деле благочестия и богоугождения. Сам Спаситель предупредил нас в этом, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего». Потому-то св. Церковь и влагает ныне в уста наши эту трогательную молитву: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже расслабленного воздвигл еси древле, да зову Ти спасаем Слава, Христе, державе Твоей». Аминь.

29. В неделю о расслабленном, на литургии (На слова: «Так, Господи; не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:7))

(Из Проп. Димитрия, архиеп. Херсонского)

«Христос воскресе!»

«Так, Господи; не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5:7).

Так жалобно отвечал расслабленный, лежавший при Силоамской купели, когда Господь спросил его: «хочешь ли быть здоров?»  Где это он научился такому трогательному умилению, терпению и вообще желательному в его положении настроению? Без сомнения, в школе его 88-и-летней болезни.

Да, братья, как ни противна наша болезнь, но она есть великая наша учительница.

И прежде всего, болезнь показывает нам, кто ее отец. Это —грех; а грех есть зло, злейшее всех зол. Врачи земные указывают разные причины для разных болезней; но Врач небесный указывает одну, самую первую и главную причину всех болезней человеческих — в грехе, Он сказал расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Из этих слов ясно видно, что расслабленный пострадал за грехи свои. И действительно, в раю не было болезней, ни печали, ни воздыхания; они явились после грехопадения, как неизбежные его следствия. Потому-то история и опыт говорит нам, что люди воздержные от греха живут здраво, долговечно и хорошо. Вот первый, и какой высокий урок, преподаваемый нам великою нашею учительницею — болезнью: живи праведно, не согрешай; и будешь наслаждаться здоровьем, будешь свободен от болезней!

Потом, если постигнет нас болезнь, по причинам Богу известным, — во время самой болезни мы можем научиться лучше познавать самих себя, беспристрастнее рассматривать свое внутреннее состояние. Здоровые мы обыкновенно рассеиваемся по разным предметам; но прикованные к одру болезненному, мы сосредоточиваемся в самих себе. Тогда покров самозабвения упадает, взор наш невольно обращается на свое внутреннее состояние, голос совести раздается громче в пустыне души нашей, глубина сердца нашего освещается ярче, вся протекшая жизнь наша как бы оживает в нашем сознании, и внутренний человек наш является в своем подлинном виде: все дела наши, все чувства, наклонности, желания и намерения являются пред духовным взором нашим, каковы они есть на самом деле. Вот второй, и какой великий урок преподает нам болезнь! Познай себя, всю свою греховность, раскайся в ней, решись твердо больше не грешить; и все болезни твои сами собой пройдут!

Затем, если бы и не прошли наши болезни, по Божию произволению; то, во время продолжительной болезни, мы правильнее познаем и все временные блага, которыми пользуемся в жизни. Здоровый не знает цены здоровья и часто злоупотребляет им: проводит дни и ночи или в неумеренных удовольствиях, или в непомерных трудах, и таким образом расстраивает свое здоровье; но больной чувствует, какого ничем неоценимого блага лишается человек с потерею здоровья, вполне сознает, что это —драгоценнейший дар Божий, которого никто и ничто, кроме Бога, дать нам не может; и потому дорожит им и бережет его всячески. Наслаждаясь здоровьем, мы пленяемся сокровищами и богатством земным, увеселяемся знаками чести и власти, увлекаемся забавами и удовольствиями; во время болезни нет места этому увлечению. Наслаждаясь здоровьем и благами жизни, мы скорее всего забываем о Подателе всех благ — Боге, не ценим даров любви и благости Отца небесного; но в скорбные часы болезни взор наш невольно обращается к небу, и оттоле ожидает помощи и утешения. Вот третий, и какой важный урок преподает нам болезнь! Это —ощущение величия и драгоценности жизни и здоровья, как великого дара Божия: это — отвращение от благ временных и тленных которыми возбуждаются и питаются наши страсти: это—преданность бесконечной премудрости и благости Отца небесного! О, если бы эти чувствования, которые невольно возбуждаются в страждущем болезнью, были так же живы и сильны в нас и в то время, когда мы наслаждаемся здоровьем! Тогда, быть может, мы и не болели бы никогда, как не болели многие мужи праведные, в течение всей своей долгой жизни.

Много и других уроков преподает нам великая учительница наша — болезнь. И главнейший из ее уроков заключается в том, что и страдающий (1Петр. 4:1.) «плотью перестает грешить». Вот как, по милосердию Божию и премудрости Его, благотворна для нас противная нам болезнь! И вот почему многие даже желали и просили себе у Бога болезни, и скорбели, когда долго не болели, думая что Бог отвратился от них Своею любовью: «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает…»

Нам же с вами, возл., нужно огненными буквами начертать в сердцах своих слова Спасителя, сказанные расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Аминь.

30. В неделю о расслабленном, на вечерни («Где взять слез, когда их нет, когда душа суха и сердце холодно?»)

«Христос воскресе!»

Взглянем на землю, когда она весною освобождается из-под зимнего покрова, — как она является вначале безобразною, покрытою многоразличными нечистотами, которые таились от глаз наших под снежным покровом! Но весенние воды омывают ее, и все нечистоты ее уносят с собою в море, увлажают и умягчают ее, и делают способною к произращению всякого семени, которое вверяет ей трудолюбивая рука земледельца. Так и душа грешника, обращаясь в покаянии к Богу, является пред Ним смрадною и нечистою, приносит пред лице Его долгую исповедь своих заблуждений и пороков, одни нечистоты помыслов и деяний, одни струпы и язвы совести, одни окаменение и ожесточение сердечное.

И здесь-то, возлюбл., особенно и благопотребны бывают горькие слезы раскаяния. Здесь-то и полезен горький плач о грехах своих. Этими слезами омываются и очищаются все нечистоты греховные, и уносятся и повергаются в пучину милосердия и щедрот Божиих. Ими утоляется внутренний огонь, снедающий душу грешника, и не допускается возгореться ему до адского пламени отчаяния. Ими увлажается и умягчается душа и сердце кающегося, и соделываются способными к восприятию и возращению благого семени слова Божия. Ими привлекается с неба благоволительный взор Отца небесного, любвеобильное сочувствие св. Ангелов, радующихся о покаянии грешника, братское заступничество св. угодников Божиих, вспомоществующих кающемуся своими молитвами. Ими орошается и укореняется в сердце кающегося всегдашнее умиление сердечное, чувство покаяния и печали яже по Бозе. Ими очищается и проясняется зеркало души нашей — наша совесть, и делается способным яснее отражать в себе закон Божий, светлее показывать и малые пятна греховных мыслей и чувствований. Ими свидетельствуется искренность обращения нашего от греховной жизни и желание нового жития по Богу, в правде и в преподобии истины, — подобно как потоки водные служат несомненными признаками наступления весны.

Если мы, бр., испытали подобный перелом в душе своей, когда исповедывались во грехах своих; если чувствовали омерзение к своей нечистой и греховной жизни; если сердце наше сокрушалось тяжкою скорбью, что мы грехами своими преогорчили любовь Божию и обесчестили в себе образ Божий; если дух наш до самой глубины проникался и все существо наше сотрясалось страхом гнева и суда Божия; если душа наша сгорала огнем стыда и посрамления пред собственною совестью, пред Богом и людьми, пред небом и землею; если мы вкусили сладости горьких слез раскаяния, и душа наша нашла в них прохладу и утоление снедающей ее скорби и болезни: то покаяние наше благонадежно и благоплодно, — могло пустить в душе нашей глубокий корень новой, лучшей жизни. В противном случае, наша исповедь и покаяние есть только обряд, который не оставляет никаких почти следов в нашей жизни.

Но где взять слез, когда их нет, когда душа суха и сердце холодно? Первое всего надобно просить их у Бога; ибо одна только благодать Божия может возбудить в нас решительное отвращение ко греху и истинное покаяние; она только может потрясти и возбудить нашу совесть, согреть теплотою умиления наше сердце. «Господи, избави нас всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия! Господи, дай мне помыслы исповедания грехов моих! Господи, дай мне слезы и память смертную и умиление!» Так каждодневно научает нас молиться св. Церковь. Но, с другой стороны, нужно нам и самим постоянно возбуждать себя от убийственного сна греховного всеми возможными мерами и способами, особенно же ежедневными испытаниями своей совести пред всеведущим Судиею нашим — Богом. Аминь.

31. В Преполовение Пятидесятницы (На молитву: ««Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами…»)

«Христос воскресе!»

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!» (Тропарь).

По милости Божией, мы достигли самой средины св. Пятидесятницы. Ныне как бы полдень светоносных праздников Господних, начавшихся утром преславного Воскресения Христова и кончающихся в вечер св. Пятидесятницы. Нас со всех сторон окружает беспредельное море света и благодати Божией. Живоносные волны сего света и благодати бьют на нас отовсюду, — в церковных службах, песнопениях и таинствах, И многие из христиан, без сомнения, с наслаждением упиваются от тука Дома Божия. Но вероятно есть и такие между нами жалкие христиане, которые, среди самого моря благодатного, томятся жаждою. Сердобольная мать наша, св. Церковь, всегда заботящаяся о нашем спасении, предвидела такое печальное положение, и вот вложила в уста наши помянутую молитву: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами»…

Умилительная молитва сия имеет сходство с трогательною молитвою, которую мы слышали в неделю о расслабленном. Да и  самые Евангельские события — тогдашние и нынешние —подобны одно другому. Там Господь вопрошал: «Хочешь ли быть здоров?» — и даровал исцеление; здесь торжественно взывает: «кто жаждет, иди ко Мне и пей…»; и говорит сие о даровании Духа Святаго. Там и здесь Спаситель наш ясно показал и доказал Свое Божественное достоинство, власть и силу.

Итак, с живою верою и крепким упованием пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал,— говорит один из учителей нашей Церкви, — только бы то не противно было духу Господа, —непременно найдете удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу; ибо Он есть единственный свет, просвещающий всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать им единым. Сила кому нужна, — у Него всякая сила. Слава ли, — у Него слава премирная. Свобода ли, — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага; а главное — Он дарует нам Духа Святаго и уровняет путь нашей жизни духовной. (Е. Феофан).

Веруете ли сему, мои возлюбленные? Если веруете, то пойдемте все ко Господу, непрестанно взывая к Нему: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе!» — А кто не верует, того положение ужасное! Он уподобляется тому, кто стоял по самое горло в воде и никак не мог утолить своей жажды, только более и более возбуждал ее до бесконечности. Такая жажда, конечно, в конце концов должна превратиться в паление вечного огня геенского. От чего да сохранит всех нас Господь Бог! Аминь.

32. В неделю о Самаряныне, на утрени («Жена Самарянская не узнать лишь старалась учение Господа, но и исполнять оное. И нам должно читать и слушать слово Божие не для того только, чтобы узнать веру Христову, но чтобы и жить по этой вере»)

«Христос воскресе!»

Однажды Господу нашему Иисусу Христу надлежало проходить чрез Самарянский город Сихар. Был полдень. Утомившись от пути и жары, Спаситель сел у колодца Иаковлева, который был близ города. И вот из города Сихар пришла женщина Самарянка  — почерпнуть из колодца воды. Спаситель попросил у нее пить; и потом завел с нею разговор. В разговоре с Самарянкою, Спаситель открыл ей прямо, что Он есть Мессия-Христос, и разрешил ей все вопросы, волновавшие ее сердце, умиротворил ее совесть, возвестил ей все, что ей нужно было для благочестия и вечного спасения, и таким образом живой водой Своего Божественного учения навсегда утолил жажду бессмертной души ее.

Счастлива была Самарянка, что уверовала в Господа Иисуса Христа, и в Его Божественном учении обрела ту живую воду, о которой говорил Он ей. После первой же беседы с Господом, она забыла уже о житейской потребности своей, — «оставила водонос свой и пошла в город» — проповедывать о Христе «людям». Затем, в течение жизни своей, она явила «море» христианских «добродетелей», как говорит св. Иоанн Златоуст. И наконец, крепкую веру свою в Спасителя и в Его Божественное учение она запечатлела мученическою кончиною. Теперь она блаженствует на небесах. Церковь причла ее к лику святых и творит память св. муч. Фотины — светозарной Самаряныни, с нею же беседовал Христос на студенце, двадцатого марта. Таким образом, принятое Самарянкою учение Господа Иисуса Христа поистине сделалось в ней источником воды, текущей в жизнь вечную. Счастлива Самаряныня Фотиния!

Но, бр., мы находимся в более ее счастливом положении. Она раз только беседовала со Христом Спасителем, и неизвестно, видела ли Его больше. А мы все, по милости Божией, всегда имели у себя под руками Божественное учение Спасителя, указывающее нам путь и средства к умиротворению и спокойствию нашей души здесь — на земле, и к вечному блаженству там — на небе. Учение то заключено в св. Евангелии и в других св. книгах, — оно постоянно возвещается нам в храмах Божиих. След., мы имеем полную возможность и всегда узнавать это Божественное учение. Нам должно лишь пользоваться этою возможностью. Жену Самарянскую «ни время дня, ни житейские занятия не отвлекали от слушания беседы Спасителя». Такое усердие она оказала к учению Господа! И нам, возл., не следует из-за житейских забот и дел забывать о том, что одно может утолить жажду нашей бессмертной души и что одно лишь необходимо для нашего вечного спасения; это — евангельское, апостольское и церковное учение; и потому нам необходимо с охотою посещать храм Божий и с усердием слушать здесь Божественное учение Спасителя; равно как и дома — чаще читать и слушать это учение. Жена Самарянская не узнать лишь старалась учение Господа, но и исполнять оное. И нам должно читать и слушать слово Божие не для того только, чтобы узнать веру Христову, но чтобы и жить по этой вере. Если мы так будем поступать, то и для нас учение Христово сделается источником воды живой, текущей в жизнь вечную, т.е. приведет нас к вечному блаженству. Аминь.

33. В неделю о Самаряныне, на литургии («Кто молится Богу духом? Кто молится Богу истиною?»)

«Христос воскресе!»

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 24).

Слова сии сказаны Господом нашим Иисусом Христом в беседе с Самарянкою. Слова Господа о поклонении Богу духом и истиною не то значат, как неправильно некоторые толкуют их, — не то, чтобы не нужно было выражать свои молитвенные чувствования никакими внешними действиями. Нет: они значат то, чтобы, молясь Богу, мы молились всем существом своим — и телом и духом; чтобы слова и действия нашей молитвы были выражениями действительных чувств сердца нашего, а не одною личиною молитвы.

Итак, кто молится Богу духом?

Молится Богу духом тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душою и сердцем. Молится духом тот, кто, ограждая себя знамением креста Христова, взирает духом на Самого распятого на кресте Господа. Молится духом тот, кто, преклоняя выю свою, преклоняет пред Богом и сердце и душу свою. Молится духом тот, кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии, в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полною преданностью воле Божией. Молится духом тот, кто, предстоя телом пред изображением Господа или Пречистой Матери Его, предстоит духом пред Ним Самим, сидящим на престоле славы, и предстоящею одесную Его Пречистою Материю Его. Молится духом тот, кто, лобызая устами св. икону Господню, лобызает сердцем своим самые пречистые руце и нози Его.

Кто молится Богу истиною?

Молится Богу истиною тот, у кого душа и сердце оживлены тою самою верою и любовью, теми самыми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми и духоносными. Молится истиною тот, кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма. Молится истиною тот, кто, служа Богу участием в Богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью и делами своими. Молится истиною тот, кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет св. волю Его, как истинный сын Его. Молится истиною тот, кто, молясь Отцу небесному, дабы святилось в мире имя Его, не оскорбляет святейшего имени Божия не только делом, но и словами и мыслями греховными. Молится истиною тот, кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет все, подаваемое ему Богом, с другими неимущими. Молится истиною тот, кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешившему пред ним человеку. Молится истиною тот, кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику, напротив, любит самых врагов своих, добро творит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть. Молится истиною тот, кто, произнося в молитве священнейшее слово: «да будет воля Твоя, истинно готов исполнить все, что повелевает сия святейшая воля, претерпеть все по воле Божией и во славу пресвятого имени Его, до креста и до смерти, подобно как Сам единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами: «буди воля Твоя», пошел с покорностью на страдание и крестную смерть.

Вот что значит молитва Богу духом и истиною, а не что-нибудь другое! Таковых-то ищет Отец  — поклоняющихся Ему, а не других каких- либо!

Так, возлюбл., и мы будем в простоте сердца веровать и поклоняться Богу-Отцу своему всегда и везде; особенно же в храме Божием, в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и таинство веры нашей, —когда приносится Святейшая Жертва Тела и Крови Христовой. В таком только случае, т.е. молясь так именно, и мы будем, яко «истинные поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною». Аминь.

34. В неделю о Самаряныне, на вечерни («С одной стороны, для устранения душевной сухости, нужно всегда помнить о своей греховности и о страшном суде Божием; а с другой стороны, для устранения сердечной холодности, нужно непрестанно молиться и согревать ее»)

«Христос воскресе!»

«Се зима прейде, дождь отыде, отыде себе: цветы явишася на земли, глас горлицы слышан в земли нашей, смокв изнесе цвет свой (Песн. Песн. 2:11—13).

Это живое изображение весеннего обновления окружающей нас природы есть образ того внутреннего обновления, которое совершается в душе кающегося грешника, когда он обратится всем сердцем своим от греха к Богу.

Как ни мертва, по-видимому, сама по себе, земля наша, особенно в зимнее время, но как скоро живительный луч весеннего солнца обольет ее светом своим и согреет ее теплотою своею, —она как бы оживает под его животворным действием. — Вместо зимнего — мертвого, однообразия, похожего на гробовой саван, покрова снежного, на ней является свежий, живой, сотканный из бесчисленного множества разнообразных растений, украшенный бесчисленным множеством разнообразных цветов, истинно брачный, праздничный покров. Поистине «и Соломон во всей славе своей не одевался», как облекается земля наша в весеннее время.

То же бывает и с душою, всем сердцем своим обратившеюся к Господу, омывшею себя слезами покаяния и сокрушения сердечного. Как ни мертва, сама по себе, греховная природа наша ко всему доброму и святому, как ни огрубевает душа человека в греховной жизни, — но озаряемая светом Лица Божия, согреваемая теплотою благодати Св. Духа, она становится новым творением, «созданным во Христе на дела благая». Омывшись слезами покаяния, очистившись благодатию Божиею от скверн греховных, укрепившись верою и упованием на милосердие Божие, она воскресает к новой жизни, облекается в новую одежду чистоты и святыни, украшается, как невеста небесного Жениха, разнообразными благоуханными цветами духовными. В ней появляются различные — светлые и светоносные помыслы, то благоговейные и богомысленные, то человеколюбивые и благолюбивые, то смиренномудрые и богомудрые. В ней порождаются разнообразные благие желания того, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Филип. 4:8). В ней образуются, как цветы на земле, разнообразные благие намерения, различные св. обеты: она желала бы совершить и тот и другой св. подвиг самоотвержения, хотела бы показать и то и другое св. дело любви к Богу и ближнему, жаждала бы принести Господу всякую жертву любви и самоотвержения, благоговения и благодарения.

Впрочем, возл. мои, все эти помыслы, чувствования и расположения души кающейся суть только начатки, первые, так сказать, ростки духовной жизни, которые могут, конечно, вырасти в древо велие и принести обильный плод в житницу небесную; но могут и погибнуть безвозвратно, почему и требуют особенного попечения и заботливого охранения. Мы видим, что и самые лучшие весенние всходы погибают иногда на полях наших — или от чрезмерной сухости, или от сильного холода. Так и все благие чувствования и начинания души кающейся подвергаются нередко и душевной сухости и сердечному охлаждению; и тогда все хорошее в душе человеческой замирает. Состояние ужасное!

Потому-то и необходимо нам, бр., с одной стороны, для устранения душевной сухости, всегда помнить о своей греховности и о страшном суде Божием; а с другой стороны, для устранения сердечной холодности, нужно непрестанно молиться и согревать ее.

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет! Источниче жизни нашей, Христе Боже, слава Тебе!» Аминь.

35. В неделю о слепом, на утрени («Где причина ожесточенного неверия очевидной истине?»)

«Христос воскресе!»

В 6-ю неделю по Пасхе, св. Церковь предлагает нашему вниманию исцеление слепорожденного. Это, мои возл., чрезвычайно дивное событие и по существу своему, и по последствиям.

Прежде всего, в назидание нам, изложим историю чуда. Господь Иисус Христос, выйдя из храма Иерусалимского, встретил на пути человека, который был слеп от рождения, умилосердился над несчастным и восхотел исцелить его. Для сего, плюнув на землю, сотворил брение от плюновения, помазал им очи слепому и велел ему умыться в Силоамском источнике. Слепой умылся, и прозрел. Весь, можно сказать, Иерусалим был свидетелем чуда; ибо всем жителям его было известно, что исцелившийся был слеп от рождения и внезапно прозрел. Для всех было очевидно, что «если бы» Иисус Христос «не был от Бога, не мог бы творить ничего,  ибо от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному (Иоан. 9:33, 32).

Оставалось, после сего, веровать, что сотворивший такое чудо воистину от Бога пришел в мир, и есть истинный Сын Божий, как уверовал сам исцелившийся, как уверовали многие из народа. Оставалось бы и всем так уверовать. Но не так случилось: неверие пришло к другому заключению.

Синедрион открыл строгое следствие, исследовал во всей подробности это событие, допрашивал свидетелей и родителей исцелившегося слепца, спрашивал несколько раз и его самого: «что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?» Оказалось действительно и подлинно, что человек этот родился слепым и стал видеть с тех пор, как человек, именуемый Иисус, помазал ему очи брением и велел умыться в Силоаме. Казалось бы, после сего следствия, и Синедрион должен был уверовать в Господа!… Но нет… Синедрион пришел к иному заключению, совершенно несогласному с следствием, совершенно противоположному следствию: «Сего же не знаем, откуда Он», сказали неверовавшие Господу члены Синедриона — фарисеи и саддукеи. «Несть сей человек от Бога, яко субботу не хранит» (Иоан. 9: 16, 29).

Таково свойство неверия, что над ним сбывается в самом точном смысле слово Христово: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре (Лук. 16:31). Откуда такое неестественное, такое невозможное, по-видимому, явленье? Где причина такого ожесточенного неверья очевидной истине? Очевидно, это есть действие темной силы дьявольской. Это дьявол ослепляет разум человека. Чем ослепляет? Лестью лжи и лукавства; особенно же своевольем и необузданностью собственных страстей наших. Посему-то, бр., если встретите неверующего, пожалейте о несчастном. Он в тяжком плену у дьявола.

Но прежде всего, возл., нам должно хранить собственную веру, как зеницу ока, как главизну всех благ, как животворное начало духовной жизни. Надобно заграждать слух свой от всякой лжи и лести, противной истине Божьей и прав. ученью Церкви Христовой, обуздывать злые похотенья сердца своего страхом Господним, чтобы какая-либо страсть не возобладала душою нашей, не ослепила разума и совести и не увлекла нас во тьму неверья и нечестья. Погасив светильник веры нашей, дьявол легко и удобно повлечет нас по всем дебрям нечестья и своеволья, покорит сердце наше своей: страшной власти и погрузит совесть нашу в такой непробудный сон, от которого может пробудить ее одна только смерть. Но как ужасно будет это пробуждение, когда предстанет она лицем к лицу пред страшным судом Божиим! Аминь.

36. В неделю о слепом, на литургии («Какова наша вера?)

«Христос воскресе!»

Слепорожденный, по исцелении его, уверовал, — уверовали и многие другие, видевшие чудесное исцеление его и мы с вами, бр., принадлежим к числу верующих в Господа Иисуса Христа.

Но какова наша вера?

Вера оправдывающая и спасающая состоит, бр., не в слове, а в силе, не в одном устном исповедании прав. веры, а в живом, полном, объемлющем все силы духа, убеждении сердца, в истинно-христианском настроении мыслей, желаний и чувствований; не в одном внешнем соблюдении обрядов христианства, при котором можно быть и худым христианином, даже худшим неверующего. В чем же именно состоит вера? В истинно-христианской жизни, в которой вера наша являлась бы видимо и осязательно, не в словах только, а в делах наших. Самое существо веры Христовой таково, что, овладев сердцем человека, она необходимо выражается во всей его жизни: «из сердца — источники жизни», от сердца исходят и добрые, и злые помышления и дела. Самые предметы веры христианской таковы, что необходимо требуют сообразной им жизни. Кто истинно верует, тот непременно и живет согласно с требованиями веры; а кто не имеет живой, сердечной веры, то и жить не может по вере: у него дела не бывают согласны с его словами.

 У истинно верующего христианина ни уста не разногласят с сердцем, ни дела и поступки не противоречат убеждениям внутренним; и истинная вера, как истинная жизнь духа, объемлет и проницает все силы, душевные и телесные, и является во всей жизни человека — и внутренней и внешней.

Вот эта-то вера и есть вера живая и животворная, ибо от ней, как от корня и семени, произрастает целое древо благой и многоплодной деятельности, святой и богоподобной жизни; есть вера оправдывающая, ибо, соединяя нас в един дух с Господом, делает причастниками Его страданий и смерти, Его воскресения и славы, и вменяет нам Его правду и святость; есть вера спасающая, ибо соделывает нас чадами Божиими во Христе и наследниками вечного царства Божия со Христом.

Такую-то живую и животворящую веру стяжите, бр., как драгоценное сокровище, которым можем купить себе небо; ее сохраняйте в себе, как несомненный залог вечной жизни со Христом Господом; ее возгревайте в себе молитвою и чтением или слушанием слова Божия, святым усердием и ревностью к исполнению заповедей Божиих; ее углубляйте в сердцах своих  теплою любовью к Богу и ближним своим, искренним желанием своего спасения, твердым и неуклонным намерением ходить во свете лица Божия, во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно; ее оживляйте и обновляйте в себе сокрушенным и умиленным покаянием и исповеданием всех вольных и невольных согрешений ваших пред Богом.

Без такой живой и деятельной веры, наша вера мертвая, не оживленная любовью к Богу и ближним, не оправдываемая делами, не спасет и не оправдает нас на суде Христовом. «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, — говорит Сам Господь, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21—23).

«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» (Иуд. 1:20, 21). Аминь.

37. В неделю о слепом, на вечерни («Душа христианская от самого крещения засевается многообразными семенами добра» и находится под благословением Божием)

«Христос воскресе!»

Утром сегодня мы говорили, что от живой и животворной веры, как от корня и семени, произрастает целое дерево святой и богоподобной жизни, благой и многоплодной деятельности. Теперь спросим самих себя: откуда берется все, что видим весною на поверхности земли? Откуда эта зелень, эти цветы, эти разнообразные красоты растительного царства? Во-1-х, от благословения Божия; а во-2-х, оттого, что в земле кроются семена всех растений. — Откуда, спросим еще, в душе человека, иногда много лет живущего в грехе, у которого не только заглохло, по- видимому, умерло и истлело все доброе, — откуда у этого человека, когда благодать Божия коснется его сердца, являются добрые мысли и чувствования, благие желания и намерения, святые и благоговейные помыслы? Оттого, во-1-х, что и его душа, как душа всякого человека, создана по образу и по подобно Божию, —что Сам Господь Бог вложил в него, при самом сотворении, начатки всех богоподобных совершенств, — что благодатию св. крещения сей образ Божий в душе кающегося обновляется. И вот, когда затмившийся образ Божий омывается слезами от нечистот и скверн греховных, очищается покаянием, обновляется благодатью Духа Божия, — тотчас начинает сиять свойственным ему светом, блистать благоговейными помыслами, благоухать св. чувствованиями и желаниями. С другой стороны, душа христианская от самого крещения засевается многообразными семенами добра — то в воспитании и наставлениях родительских, то в примерах, добрых и благочестивых людей, то в многообразных случаях и обстоятельствах жизни, преимущественно же в различных действиях и влияниях на нее св. Церкви, ее богослужений и таинств, ее установлений и обрядов. Семена сии всегда живы и способны к возрождению, как бы ни были подавлены греховными привычками и склонностями, подобно как брошенные в землю семена растений никогда не умирают в ней и в самую жестокую стужу.

Мы видим, что как скоро являются все условия жизни — свет, теплота и влага, всякое находящееся в земле семя тотчас возбуждается к жизни и воскресает. Так и в душе человека, как скоро осяивает ее свет лица Божия, согревает и оживляет теплота Духа Святаго, тотчас пробуждаются и воскресают все семена добрых учений и советов, наставлений и примеров, посеянные даже в самой ранней юности, которые, казалось, навсегда были утрачены в греховной жизни.

Отсюда урок вам, родители и воспитатели юношества: нужно возможно стараться родителям посевать в душах и сердцах детей своих всякое семя доброе и полезное, — с самой ранней их юности напитывать юные души их добрым учением и утверждать сердца их в истине и справедливости благими наставлениями и примерами, ограждать души их страхом Божиим, обучать юное сердце их находить и пищу и удовольствие в молитве и священнодействиях церковных. Будьте уверены, что все, посеянное вами, не утратится никогда до самой смерти, — что как бы ни усиливался дьявол увлечь их на путь погибели, — ваши наставления, растворенные любовью, ваши предостережения, дышащие желанием им добра, будут лучшим ограждением их от соблазнов мира и от козней дьявола. Если бы даже и уклонились они на стези порока, то, при первом озарении свыше, все доброе, посеянное в юности, оживет в сердце их, обновится в душе их и возвратит от пути погибели их.

«Утром сей семя твое и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь — то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет» (Еккл. 11:6). Аминь.