🎧Журнал «Христианское чтение» за 1822-1823, 1848 гг. Молитвенные чувствования. Сб. избранных поучений

ПЕРЕЙТИ на главную страницу журнала «Христианское чтение»
ПЕРЕЙТИ на главную страницу сб. «Молитвеные чувствования»
ПЕРЕЙТИ на главную Сборника: Размышления для возгревания духа

(Озвучено Никой, муз.сопр. Схиарх.Серафим (на арамейском языке))

1822 год, вып.5.
XVII. Молитвенные чувствия обращающегося человека, при чтении 1-го псалма.

XXII. Молитвенные чувствия обращающегося грешника при чтении 3-го псалма

XXIII. Молитвенные чувствия обращающегося грешника при чтение 4-го псалма.

1822 г. вып.7.
XX. Чувствия помилованного грешника 

1848 г. ч.1.
Благоговение к Иисусу.


1822 год, вып.5

XVII. Молитвенные чувствия обращающегося человека, при чтении первого псалма.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» ст. 1.

Боже мой! В каком ослеплении жил я доселе? Душа моя на все взирала, я обо всем судил только по внушению страстей своих; я все понимал в превратном виде, и одна тьма меня покрывавшая, составляла все мое умствование и все мои сведения. Хотя я не наслаждался счастьем в преступлении; но я непрестанно искал в нем блаженства, которое, всегда убегало от меня; я предполагал оное в людях, коих забавы ничем не возмущаются, и я завидовал благу, которого они сами не вкушали. Но в настоящем положении, когда свет Твой, великий Боже, рассеял непроницаемое облако, которым страсти покрывали сердце мое, — если бы мое ослепление не оставило в душе моей скверн, которых слезы мои никогда не изгладят, — я не мог бы понять, как могли они предаваться беззаконию столь долгое время.

«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ст. 2.

Нет, Господи! я не знаю на земле душ блаженных, кроме служащих Тебе. Я искал ужасного спокойствия в беседах нечестивцев, желавших заглушить терзания совести, сопровождающие жизнь беззаконную, называющих детским легковерием все страхи будущего, и старающихся уверить себя в правилах безверия, которых они сами не могут почитать справедливыми. Я желал утвердиться в том состоянии, в котором беззаконники не страшатся ни Бога-мстителя, ни казней, уготованных нарушающим святой закон Твой, и не признают души бессмертной, переживающей свое тело и свои законопреступления, и которая подвергнется за это вечному бедствию. Эти пагубные правила заразили душу мою; но по неизглаголанным щедротам милосердия Твоего, они не повредили самого основания веры; я любил оные, и оскорблялся тем, что Твоя истина противоборствовала оным во глубине сердца моего. Но, Боже мой! сколь блаженным соделался я, обратившись от той стези нечестия и беззакония, на которой и искал успокоения от мучений, сопровождающих законопреступление. Я повседневно чувствую, что для наслаждения блаженством на земле, или, по крайней мере, для избежания бедствий, потребно любить и исполнять святой закон Твой. Всё, удаляющее нас от Тебя, производит брань в  глубине души нашей; и чем более мы ищем спокойствия, оскорбляя Тебя, тем более умножаем внутренние беспокойства и возмущения, и следственно делаемся несчастнейшими: ибо какую радость, какое удовольствие может вкушать душа, утратив мир внутренний, бывающий плодом невинности и благочестия?

«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ст. 3.

Нечестивый увядает и истаивает среди забав своих: но слезы души праведной, исторгаемые прискорбным воспоминанием о прежних заблуждениях, уподобляются водам умножающим прохладу, живость и красоту древа, ими орошаемого. Мир и радость суть первые плоды оных. Палящий и тлетворный воздух мира, среди которого она живет, не помрачает красоты единого листа. Напротив соблазны грешников, их забавы, их безумная радость прежде ее соблазнявшая, утверждают ее в верности, обещанной Тебе, о, Боже Мой! Пораженная их слепотствованием, она живее чувствует величие благодеяния, которого она удостоена.

 «И во всем, что он ни делает, успеет».

Всё, служившее к ее пагубе, делается для нее назидательным и утешительным: ничто не благоприятствовало ей в нечестии; события никогда не соответствовали ее предприятиям и желаниям; всё кажется ополчалось против страстей ее: но с того времени, как благодать Твоя, о, Боже мой! укротила оные, и ее желания соделались более правильны; с того времени, она не питает помыслов суетных, она полагает блаженство свое в повиновении Твоим повелениям, и всегда соблюдая благопокорливость, она во всяком случае наслаждается спокойствием.

«Не так нечестивые; но они как прах, возметаемый ветром» ст.4

Нечестивые не наслаждаются подобным блаженством. Страсти, в которых почерпают они все законопреступные удовольствия производят вместе все их беспокойства и мучения; ничто не может соделать их постоянными; бесчисленные их желания, подобно страшному вихрю, непрестанно обуревают их. Прах, который бывает игралищем ветров, есть совершенное изображение души их, всегда колеблемой буйственными и необузданными страстями. Они не хотят искать спокойствия в Тебе едином; и в чем же они обрящут оное вне Тебя, о, Боже мой? Ах! все твари, в которых они мечтают найти оное, своею пустотою и неудовлетворительностью обращают их к Тебе единому.

«Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники в собрании праведных» ст. 5.

Так, великий Боже! в тот день, в который самая правда будет судима, Тебе не нужно будет судить нечестивых. Беспокойство, прискорбные терзания их совести еще на земле осудили их; Ты предашь их змию пожирающему, который раздирал сердце их на земле, и с которым они явятся пред Тобою; то есть, Ты предашь их скорбным мучениям, сопровождающим жизнь порочную, коих никакое удовольствие, никогда не исторгнет от глубины души их.

«Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ст. 6.

 И вот чем, великий Боже, оканчиваются все тщеславные и сладострастные предприятия, которым нечестивый посвящал всю жизнь свою! Все исчезло, а ничего не осталось. Он хотел, чтобы вся вселенная занималась им, и его любочестие будет наказано вечным забвением. Но Ты, великий Боже! Ты не забудешь его, а память о нем вечно будет вооружать Твое правосудие против безумного, который, будучи сотворен для изъявления Тебе покорности и любви, и для соделания себя достойным неизреченных благ, уготовляемых Тобою любящим Тебя, в продолжении жизни, от Тебя полученной, оскорблял Тебя, и устремлялся к своей погибели.

Но сколько различна участь праведника! Ты, о, Боже, с величайшею верностью и точностью исчисляешь самые маловажные поступки, чтобы вознаградить оные; ни одно его действие не сокрывается от Твоих взоров. Твои очи непрестанно устремлены на него. Ты даешь ему чувствовать действия непрестанного покровительства, то предотвращая коварные искушения, то укрепляя в противоборствии врагам его спасения, то поддерживая, когда слабости приближают его к падению. Напоследок Ты украсишь его венцом правды, и соделаешь участником вечного царствия. Итак блажен, тысячекратно блажен тот, для которого Ты един всё составляешь на земле. Ибо он в самом себе носит источник блаженства вечно продолжающегося.

XXII. Молитвенные чувствия обращающегося грешника при чтении 3 псалма.

«Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня». ст. 1.

Великий Боже, когда я представляю себе множество беззаконий, осквернивших протекшие дни жизни моей; то смущение, уныние и отчаяние попеременно обуревают душу мою. Я не нахожу ни одного дня, ни одного мгновения в законопреступном житии моем, в котором не открывалось бы новых нечестий меня осуждающих: число их повседневно умножается пред очами моими, по мере того, как я проницаю бездны моей совести. И может быть, великий Боже, грехи, изглажденные из моей памяти временем, протекшим среди бесчисленных непотребств, еще превышают оные!

«Многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге» ст. 2.

Я пил некогда непотребства, как воду. Я прилагал беззаконие к беззаконнию, не обращал внимания на самого себя. Я думал, что множество согрешений вменится пред Тобою как единое; я предполагал, что великое или малое количество не представляет ничего различного бесконечному Твоему милосердию. Развращение, в котором я прежде жил, успокаивало меня в греховном положении. Всегда ожидая грядущего обращения, я бесстрашно оскорблял Тебя, Боже мой, без искреннего расположения прекратить мои беспорядки; я ожидал конца оных с плачевною беспечностью, повседневно присоединял к ним новые. Но ныне, великий Боже, когда свет Твой озарил тьму мою; когда все мои беззакония исшедшие из мрачного облака, сокрывавшего оные от очей моих, совершенно открылись, и обременяют меня своею гнусностью и множеством, ныне кажется все чаяние спасения удалилось от меня. Как воззришь Ты оком благоутробия и милосердия, Спаситель мой, на жизнь, которая для меня самого составляет зрелище ужасное и нестерпимое?

Боже святый! восхощешь ли Ты соединиться с душою, желающею удалиться от себя самой, носящей пред Тобою только постыдное свое развращение? Когда я рассматриваю самого себя, все возвещает мне строгость суда Твоего. Какая жизнь будет начертана в книге вечного Твоего правосудия? Солнце всегда озаряло меня только для открытия новых нарушений святого закона Твоего, и ночь последующая видела только продолжение дел темных. Я жил, желал и мыслил единственно для преступления; и не исключая самых бесполезных желаний покаяния, которое я смешивал с моими страстям, всё, и кажется, навсегда возбраняло мне приближение к престолу Твоего милосердия за беззаконное злоупотребление даже и спасительных чувствований, которые Ты иногда возбуждал во глубине моего сердца;

«Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою». ст. 3

Вот мрачные и ужасные картины, которые враг спасения моего непрестанно представляет душе моей, да низринет ее в уныние и отчаяние! Прежде среди нечестий он успокаивал меня, представляя мне Твое милосердие, всегда готовое принять грешника обращающегося: ныне, когда я искренно хочу обратиться к Тебе, Боже, мой! он возмущенному сердцу моему в тайне описывает Тебя Богом неумолимым; он открывает мне гнусные мои беззакония, чтобы сокрыть от меня бесконечные щедроты Твоего милосердия, и удержать меня в постыдном своем рабстве. Он силится уверить меня, что я уже не достоин Тебя, и что мои законопреступления навсегда заключили Твое благоутробие для болезненных воплей и слез, проливаемых Твоим творением.

Но, Господи! если я некогда оскорблял Твою благость, чрезмерно уповал на нее и спокойно пребывал в нечестии; то не оскорбил ли ее вторично, не возлагая на нее надежды, при своем раскаянии? Правда, я нахожу себя слабейшим и немощнейшим всех душ; но не Ты ли сила слабых? Могу ли я чего-нибудь страшиться, когда Ты будешь со мною, Заступник мой, Ты, мой щит и моя крепость? Ничто не может сравниться с поносным уничижением, в которое низверг меня стыд моих страстей; но это было поношение, покрывавшее меня пред людьми; стыд, обременявший меня пред Тобою, великий Боже, гораздо унизительнее. Но, Боже величия! Един луч славы Твоей озарит светом немерцающим душу мрачную: Ты возвратишь мне первобытную честь, украсив душу мою дарами правоты, и присоединив меня к числу чад Твоих и наследников вечного царствия. Я восприму все священные права христиан: жизнь святая и новая и пред людьми возвратит мне честь и уважение, которых лишило меня мое нечестие: а Ты будешь моею славою, как разврат был моим стыдом и поношением: «Ты слава моя, Ты возносишь главу мою».

«Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей». ст 4

Так, Господи! мои молитвы, растворенные слезами, не тщетно взыдут к подножию престола Твоего. Ты обитаешь уже не на страшной горе, окруженный молниями и громами, которые никому из смертных не позволяли к Тебе приближаться. Мы покланяемся Тебе на горе святой, на которой Ты пожертвовал Собою за нас Отцу Твоему, как наша правда, наше освящение и наше искупление; и Твоя рука непрестанно готова принимать грешников к Тебе прибегающих. Итак, мне не должно отчаиваться в бесконечном Твоем милосердии; но я не могу положиться на искренность и постоянство моего покаяния: ибо оно не соответствует множеству ужасных моих беззаконий.

«Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня». ст. 5.

И чего, великий Боже, не должен я ожидать от Твоей благости, если при самом смертном сне, одержавшем меня столь долгое время, при плачевном бездействии, которым мои непотребства поразили все способности души моей, Твой всемогущий и милосердый глас возбудил меня? Он проник в глубину бездны, в которой я не только лишен был жизни, но еще окруженный греховным зловонием и смрадом, представлял Твоей святости предмет, достойный Твоего гнева. И впрочем, Отче милосердия и Боже всякого утешения, часто побуждая меня обратиться к Тебе, Ты напоследок оживил этот мертвый труп; Ты послал духа жизни на эту презренную персть; Ты возобновил во мне красоту Твоего образа, который я совершенно изгладил; Ты избавил душу мою от владычества смерти и дьявола, чтобы удостоить меня благоутробного Твоего покровительства.

«Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» ст. 6.

Нет, Господи! исполненный сим упованием, я не впаду в отчаяние при виде бесчисленных моих преступленний. Я буду воспоминать о них в скорби сердца моего, и сие воспоминание умножит во мне признательность, любовь, умиление; а не страх и отчаяние. Я буду презирать посмеяния и горькие укоризны, которыми обременят меня в начале новой жизни люди, бывшие некогда или свидетелями, или соучастниками моих беззаконий. Их препровождение времени, которого суетность я столь кратно испытывал, их удовольствия, их мнимое блаженство, которое всегда было для меня неиссякаемым источником скорби и ужасных мучений, вместо того, чтобы соделать мне неприятными и прискорбными слезы моего покаяния, еще откроет в них новые сладости и утешения. Несчастное их положение соделает для меня ощутительнейшею цену неизреченного благодеяния, меня освободившего. Сие предпочтение, дарованное человеку самому недостойному оного, постыдит мою беспечность и воспламенит мою верность, и, нимало не завидуя их участи, я не престану умолять Тебя, Боже мой, чтобы наконец и они познали блаженство служащих Тебе.

«Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых». ст. 7.

Восстани убо, великий Боже! соверши во мне дело спасения моего, не попущая погибнуть тем, которых я развратил моими советами и примером. Я не могу почитать себя удостоившимся Твоего благоволения, доколе в них будут оставаться горькие плоды и ужасные следствия моих беззаконий. Ты смягчил жестокое сердце мое, и все возможно для всесильной благодати Твоей. Ты препобедишь, по воле Своей, грешников, столь закоренелых и столь бесстрашных в нечестии, и они всегда пребудут мне любезны, хотя новая жизнь ополчает их против меня, и хотя они тщетно силятся поколебать мои намерения, и беседами злобными и соблазнительными еще более увлечь на стези развращения.

«От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое!» ст. 8.

Ты един, Боже всемогущий, можешь спасти тех, коих спасение кажется невозможно. Тебе угодно производить эти чудеса в грешниках самых отчаянных, и пусть человек ничего не приписывает самому себе; но воздает всю славу благодати Твоей. Все благодеяния, изливаемые Тобою на народ Твой, происходят от бесчисленных сокровищ благоутробия Твоего; и единые дары бесконечного милосердия Твоего составляют всё возмездие наших слабых заслуг.

XXIII. Молитвенные чувствия обращающегося грешника при чтение 4 псалма.

«Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор». ст.1.

Тщетно, Боже мой, вещал я пред Тобою, что мир и всю славу его вменяю, как брение, и что Ты един можешь удовлетворить душу, достигшую блаженной участи, служить Тебе; я не знал моего сердца и обольщал самого себя. Множество тайных и нечувствительных уз еще соединяло меня с миром суетным, который, кажется, я презирал; я еще любил его блага, его почести — это облако дыма, исчезающие во единое мгновение. Но глубокая печаль, в которую ввергла меня потеря этих суетных предметов, наконец  открывает мне законопреступные склонности, которые я сокрывал от самого себя, и которые Ты давно видел во глубине сердца моего. Ты поразил оное, великий Боже, этим ударом милосердия, и я, укрепленный и просвещенный Твоею благодатью, более чувствую стыд моего заблуждения и моей неверности, нежели скорбь моего несчастья. Ты восхотел, о, Боже мой, быть единственным моим прибежищем: поэтому когда я обратился к Тебе в скорби сердца моего, и когда я призвал Тебя, Ты укротил Твое правосудие, которое требовало, чтобы я, искавший суетных утешений вне Тебя, был оставлен самому себе. Ты скоро явил и мне помощь Твою, Боже благости, и луч радости и Света скоро воссиял среди мрачной скорби сердца моего, и усладил его печаль и уныние.

«Помилуй меня и услышь молитву мою».

Не отринь, великий Боже, создание Твое, и укрепи слабость мою. Что касается до меня, я не престану испрашивать Твоей помощи. Воззри на меня, великий Боже, оком милосердия, измеряющим Твои благодеяния, не недостоинством, но нуждами молящихся Тебе, умилосердися над моею бедностью, и даруй мне еще живее восчувствовать, что потеря всех мирских благ ничего не значит; что по соединении с Тобою мы всё имеем, и что, обладая Тобою, мы ничего не можем потерять.

«Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?» ст. 2.

Сыны человеческие! со стольким усилием стремящиеся во след счастья, всегда от вас убегающего, и, по обретении его, еще оставляющего вам множество желаний неудовлетворенных; доколе сердце ваше будет обольщаться призраком, которого суетность самый опыт должен вам открыть? Доколе будете любить ужасные беспокойства вас терзающие? Блаженство, которого вы ищете, подобно несносному бремени обременяет вас. Ваши скорби умножаются, когда мир обращает на вас благосклонные взоры; исполнившиеся желания возрождают еще новые. Мир почитает вас счастливыми; но зависть, но благоденствие ближнего, но честолюбие ваше, еще несовершенно удовлетворенное, суетность всего, чем вы обладаете, и что никогда не может удовлетворить сердца ненасытимого, которое един Бог может исполнить; но неприятности всегда сопровождающие обладание предметами самыми вожделенными; но упреки совести, непрестанно вас терзающей за неправедное приобретение благ мирских и законопреступное употребление ими; но мысль, что все исчезает, что жизнь самая продолжительная есть только единое мгновение, и что грядущий день востребуют душу вашу: все то, подобно сокровенному червю, непрестанно терзает вас и отравляет суетное и обманчивое счастье. Для чего же вашею душою, вашим вечным спасением, вашим Богом жертвуете вы предметам, которых непостоянство, суету и ничтожность сами чувствуете? Возлюбите Того единого, Кто может даровать все вожделенное, и Коего любовь составляет истинное блаженство любящих Его.

«Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его» ст. 3.

 И не могу ли я самого себя призвать здесь во свидетели? С того времени, как я отринул заблуждение и постыдные страсти, и начал стараться о провождении жизни, сообразной со святостью Христианства, от которого я еще весьма далек, Господь непрестанно производит в душе моей чудеса, неведомые миролюбцам. Я ощущаю в сердце моем мир, радость и спокойствие, которых мир и все его удовольствия не могли даровать мне. Суетный мир, узревши чудесное мое обращение, посмеялся оному; он искал в слабости и непостоянстве духа моего причин изменения, заимствовавшего начало свое от познаний, ниспосланных свыше, и от силы благодатных сладостей. Бог милосердия скоро ниспослал мне сию особенную милость. Едва я обратился к Нему, едва я принес, раскаяние в моих заблуждениях, едва вознес к подножию престола Его мои вопли и молитвы, растворенные слезами: Он утешил скорбь мою, или тем более, Он открыл мне неизглаголанные сладости в самой горести моего раскаяния и сокрушения.

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь». ст. 4

Сыны человеческие, рабы мира и страстей! подражайте моему примеру. Гневайтесь на самих себя: поскольку вы столь долгое время обольщались призраками, могущими прельстить только младенцев и несмысленных; взирайте с отвращением на поносные и бесчестные союзы, которыми вы некогда тщеславились, но от которых вы давно уже чувствуете одну тягость и поношение. Обратите против тех, которые обольщали вас своими убеждениями и соблазнами, ненависть, питаемую вами (когда-то) к людям добродетельным, являющим вам святые примеры и подающим советы, внушаемые любовью. Чрезмерную плотскую любовь, доселе унижавшую вас, преобразите в спасительную ненависть. Вы не согрешите, когда возненавидите источник и орудие всех ваших беззаконий. Но памятуйте, что отвращение и утомление не могут произвести сих святых расположений. Можно утомляться забавами, не чувствуя к ним отвращения: можно чувствовать их суетность, не чувствуя их гнусности и поношения. Вопросите сердце ваше; можно пресыщаться беззаконием, не обратившись и не чувствуя любви к добродетели. Но если милосердие Божие произвело в вас это искреннее обращение; если вы чувствуете сколько ваши страсти оскорбляют Бога, и какому унижению подвергают вас самих, ах! тогда вашему сокрушению вы не будете полагать пределов; дни будут недостаточны для вашей скорби и обильных слез ваших; ваше сетование будет прерывать ваш сон среди безмолвия ночного. Это мирное время, которое вы возмущали буйственным развратом, и коего безмолвный мрак столько благоприятствовал вашим беззакониям, откроет более свободных минут вашей скорби.

«Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» ст. 5.

Но помните, что Господь не любит жертв несовершенных: принесите Ему сердце, которое с столькою нечувствительностью вы попускали осквернять тварям: не щадите трудов, служа Богу: посколько всем вы жертвовали, служа миру; возложите на алтарь жертву всесовершенную. Дьявол столь долгое время обладал вами без всякой меры, и неужели вы несовершенно предадитесь Господу, которому принадлежите, и который по праву может требовать своей твари? Ваше служение тогда только будет для вас сладостно, когда вы будете служить Ему без исключения. Когда вы посвятите Ему все сердце ваше; то радость, надежда, упование возродятся в душе вашей. Воспоминание о ваших беззакониях будет соединено с представлением щедрот; внушивших вам раскаяние: и чем ужаснейшею будет представляться вам бездна, вас поглотившая; тем менее остается надежды освободиться от нее собственною силою: тем трогательнее будет для вас милосердие Бога, всесильною своею десницею благоволившего избавить вас. В истории ваших заблуждений вы усмотрите историю бесконечных щедрот, излиянных на душу вашу; и чем слабейшими вы себя сознаете, тем более Господь покажется вам благим, милосердым, достойным любви.

«Многие говорят: кто покажет нам благо?» ст. 6.

Но, Боже мой! люди, упоенные своими страстями, с презрением слушают сии полезные советы. Они с посмеянием спрашивают нас: где находится сия радость, утешение и блаженство, которые мы обещаем обращающимся к Тебе? Они хотят, чтобы плотским очам их открылись невидимые блага, коих человек никогда не созерцал, и коих плоть и кровь представить себе не может. Они усматривают в Твоем служении одни скорби и неприятности: поскольку они не видят ничего льстящего их гордости. Единственное счастье которого они ищут, всегда убегает от них. Впрочем они непрестанно к нему устремляются, хотя никогда не могут достигнуть; и желание сего мечтательного благополучия составляет источник непрерывной скуки и ужасных скорбей. Они вопреки собственному хотению чувствуют, что мир никого не делает счастливым; и они не хотят испытать, не в Тебе ли едином находится блаженство. Они любят владыку, делающего их злосчастными; льстивые его обещания, коих суетность и непостоянство они столь часто испытывали, облегчают для них действительную тягость его бремени, и они страшатся Того, с Кем ничего не должно страшиться, Чье служение чуждо всех беспокойств, печалей и скорбей, и Чье иго составляет все утешение и счастье служащих Ему.

«Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились» ст. 8.

Так, великий Боже! Ты начертал во глубине сердец наших сей вечный закон, сей тайный глас, возвещающим нам непрестанно, что Ты есть единственное блаженство земнородных, глас, обращающий нас к Тебе, вопреки нам самим; сей глас, отзывающийся среди шума страстей наших, сопровождающий нас в бездну разврата, и не попускающий нам забыть, что мы сотворены по образу Твоему, и единственно для Тебя. Посему все оскверняющее и бесчестящее сие священное подобие, и удаляющее нас от Тебя, составляет вместе все наши несчастья и все беззакония. И сей-то свет, врожденный нам и воспламененный Твоею рукою в сердцах наших, подобно сокровенному и алчному змию пожирающий грешников, составляет неиссякаемый источник радостей и утешений для служащих Тебе. Они чувствуют, что обращающиеся к Тебе достигают первого предназначения человека, что их жизнь делается сообразною с чувствованиями, напечатленными в глубине сердца их, и что они находятся в положении, приличном разумной твари. Тщетно человек развращенный силится уверить себя, что мы сотворены для забав, и что врожденные склонности не могут быть преступлением. Этот язык страстей; это скотское желание его сердца; это не сердечное чувство и искреннее признание. Он находит в себе самом вечное противоречие этому нечестивому учению. Он тщеславится им, но не может положиться на него. Он возвещает эти правила языком, ибо его сердце отвергает оные.

Так, Боже мой! блаженство, которым грешники по видимому наслаждаются, никогда не отвратит меня от исполнения святого закона Твоего. Это пустая личина, покрывающая упреки самые ужасные и мучительные беспокойства. Умножи для них блага земные, излей им сокровища скорогиблющие, недостойные Твоих служителей. Это дары, предоставленные сынам века, и почти всегда ниспосылаемые во гневе Твоем. Ты накажешь законопреступные и честолюбивые их желания самым исполнением оных. Царство Святых Твоих не есть от мира сего; им уготовано вечное возмездие в небе.

«Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности». ст.9

Итак, по укреплении этими спасительными истинами, хотя бы все бедствия снова излились на главу мою; хотя бы зависть и несправедливость человеческая лишила меня всего, чем я еще обладаю на земле; но доколе Ты будешь обитать во мне, и доколе сердце мое будет озарено светом Твоим, единственный Источник всех благ, мир души моей ничем не будет возмущен. Сохрани во мне твердое упование, возбужденное Твоим милосердием; и я пребуду спокоен среди всех кратковременных беспокойств. Я узрю с радостью приближение смерти, которая для праведника составляет приятный сон; и мой прах во мраке гроба спокойно будет ожидать дня света и откровения и новой бесконечной жизни, обещанной Тобою возлюбившим Тебя на земле.

1822 г. вып.7

XX. Чувствия помилованного грешника

Ты глаголешь, о, Боже мой! что прощаешь меня. Что сказал я? Ты уверяешь, что я уже прощен Тобою. «Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5). Ты глаголешь, что «сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь» (Пс. 50:19). Ты глаголешь, что «покрыл все грехи» мои (Пс. 84:3). Это глаголешь Ты, Боже мой, — и я верую, и должен веровать Тебе: ибо Ты самая Истина. Но, при всем всемогуществе Твоем, можешь ли соделать, чтобы содеянное не было содеяно? — Итак, о, Боже милосердия! сними с сердца моего эту ужасную тяжесть — тяжесть, которая лежит на мне, как гора, — это горькое и мучительное воспоминание четыредесяти лет неправдования, осквернения, хульничества, заблуждения, постыднейших прегрешений. — И доселе я не подавлен еще этим бременем! Ах! если что терплю, терплю не от зла, мне причиненного; премудрость Твоя облегчает и услаждает оное: благодарение Твоим внушениям и Твоей помощи — без изнеможения сношу я гонение человеческое. Но меня бременит зло, самим мною соделанное, — зло, непрестанно мне представляющееся, — зло, в коем не могу я простить самому себе: ибо оно непростительно и я более всех неизвинителен. Ты благ: но потому менее ли виновен я? Что я говорю? Чем безмернее благость Твоя, тем я виновнее: — мысль безотрадная! Кого ущедрял Ты благодеяниями Твоими более меня? Кому оказал Ты более знаков Отеческой любви Твоей? Кто взял меня на свои руки, когда смерть похитила у меня отца и мать? «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10)*. (*Сочинитель на восьмом году от роду пропитываем был шесть месяцев сестрами милосердия в одном приходе; и до восемнадцатого года содержался и питался милостынею (замечание самого сочинителя)). Нищенствуя и сиротствуя, я питаем был хлебом любви Твоей. Ты удивил на мне все возможные благодеяния, все блага, все наслаждения общежития. Какое же я сделал из того употребление? Все обратил я против Того, кто даровал мне всё. Земля и небо свидетельствуют против меня! Создания Создателя моего! восстаньте против сына развращенного: он не перечет вам. Вещайте все совокупно: «вот тот, которого Бог его осыпал благами, а он не знал Бога своего; презирал закон Его; таланты Его обращал на оскорбление Его. Ни один раз не приходило ему на мысль воздать славу Тому, от коего, все приял. Он сам соделал себе своего бога; взирая на окружающие его блага, он говорил в надмении сердца своего: я сам произвел все сие, самому себе одолжен я тем, что я существую; я — собственное мое творение. Он являл себя врагом Бога, благодетеля своего: ибо не признавал бытия сего Бога — был врагом закона Его. Человеки, гнушающиеся неблагодарными! Я самый гнуснейший из неблагодарных!

Ах! Боже мой! что могу я отвечать на эти осуждающее меня вопли, вопли, оглашаемые моею совестью? Ах! если бы я взирал на одно правосудие Твое; то сам призвал бы оное на себя самого; я сказал бы: порази меня, Боже правды, сокруши неблагодарного, воздавшего Тебе зло за добро, и ненависть за любовь. Карай меня всякою казнью, заслуженною мною; но только бы я не был, если возможно, тем неблагодарным, коего все должны ужасаться. Отыми от меня все, но отыми от меня стыд мой. «Сними с меня поношение и посрамление» (Пс. 118:22). Отыми от меня ненависть мою ко мне самому, и воспоминание грехов моих: чтобы сокрыться от них, я низвергнулся бы в ад, если бы не знал, что казнь ада есть ненависть к Тебе, Боже мой! И сия только казнь выше сил моих. Дерзну сказать более: она одна выше неправд моих ныне, когда Ты открыл предо мною и неправды мои, и Себя, прощающего мне оные. Я готов на все, на все решился; Боже благости! хотя я самая слабость, могу, однако же, снести всякое наказание, если только оно не состоит в отречении любить Тебя. О! сей любви, которая есть единственное мое благо, не отнимут у меня: ибо Ты, о, Боже, даровал мне оную, и Ты не отнимешь ее у меня. Она есть наилучший дар, какой только Ты возмог ниспослать Твоим созданиям, и Ты один можешь им ниспосылать его. Но та самая любовь, о, Боже мой, служит только к тому, чтобы я с бо́льшим ужасом и горестью чувствовал, сколько я преступен пред Тобою; и чем более я люблю и должен любить Тебя; тем мучительнее для меня мысль, что столько оскорбил Тебя.

Но я внемлю, Боже мой, ответ Твой ко мне. «О чем скорбишь ты? Ты укоряешь себя в неблагодарности: справедливо; но не боишься ли быть более неблагодарным в эту самую минуту? Чего просишь у Меня? Отнять у тебя воспоминание о твоих грехах, горькое для тебя ныне: но если бы ты мог хотя на минуту потерять твое о том памятование, если бы к несчастию позабыл оное навсегда; тогда Я возвратил бы к тебе его снова, и правосудие Мое напомнило бы Мне о том, что одно милосердие Мое изглаждать может. Когда отец, упоминаемый в Евангелии Моем, спешит для сретения возвращающегося к нему блудного сына, то это делает он для того, чтобы облобызать его и спосадить за трапезу свою. Он не делает ему ни малейшего упрека, зная верно упреки, делаемые несчастным сыном самому себе; он радуется, посаждая его за трапезу, хотя сей возвращается к нему от рожцев свиных: но несчатный признает себя недостойным вкушать хлеба даже с последними наемниками отца своего. Сей отец — Я: знаю Я сердце сына Моего: ибо Я даровал ему оное; — буду ли Я еще потрясать его Моими укоризнами, когда уже потряс его Моею благодатию? Свойственно ли Мне растравлять раны его, когда он прибегает ко Мне для исцеления? Ты испытал сам на себе, преклонен ли Бог твой утешать грешника, повергающегося в Его объятия. Не Я ли сказал: «Поддерживает Господь всех падающих, и восставляет всех согбенных» (Пс. 144:14) «Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его. Когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку» (Пс. 36: 23, 24). И кто лучше Меня знает, что грешник, которому Я открылся, не стерпел бы лучей правосудия Моего, если бы Сам Я не умерял оных Моим милосердием? Когда Я во славе Моей глаголал к Моисею и Патриархам, они упадали долу, объятые ужасом, восклицая, что смерть восхитит их, как видевших Господа: — и это было с праведниками! Что же будет с грешником? — Но если Я есть истина, то Я и жизнь, и нечестивца только поражаю Я дыханием уст Моих. «Духом уст Своих убьет беззаконника» (2Сол. 2:8). Я близ того, с кем говорил, и не хочу, чтобы он умер от раскаяния, данного ему Мною для жизни. Это раскаяние есть наказание для него: но есть единственное врачевство для зол его, оно есть железо, разверзающее рану его, но вместе и не дающее ей быть смертною. Железо это должно в ней оставаться до последнего дня жизни. И Я без колебания глаголю, что рука Моя не простирается на ослабление оного удара, что Я не изливаю беспрестанно елея и бальзама, уменьшающих болезнь и предупреждающих нагниение. Сей бальзама есть любовь Моя, любовь, внедренная Мною Самим в сердце твое, сей сверхъестественный дар, который не от человека, но от Меня. Если ты любишь твоего Бога, то как простишь себя за столькие твои Ему оскорбления? Но Он прощает, прощает и обещает прощать любящего Его; а любящий Его должен терпеть все с радостью, чтобы заслужить это прощение. Тебе неудобопостижимо, что Я могу действительно простить столь великие и столь гнусные оскорбления; но ты не должен постигать этого: это есть тайна Моей благости. Тебе не дано знать ни того, сколько Я благ, ни того, сколько ты зол; в тебе нет ничего неограниченного, во Мне же все беспредельно. И сие потому, что человек сотворен для того, чтобы познать ему не столько самого себя, сколько Бога, Создателя своего. Я сердца и утробы испытую, Я знаю человека: ибо знаю дело рук Моих. Человек не имеет ничего не от Меня принятого, ничего не знает не Мною открытого, ничего не может, разве Мною и чрез Меня. Посему должен он всегда молиться, всегда просить, а Я обещался ни в чем не отказывать просящему с покорностью и упованием, и глагол Мой верен. Я говорил даже, что сотворю волю боящихся Меня, и доказал то тысячекратно. Гордыня не разумеет этой благости Божией, но гордыня всегда далече отстоит от Меня: смиренный только приближается ко Мне, и Я люблю беседовать с ним: истинное смирение всегда соединено с сыновним упованием. Ты кажется сомневаешься, что Я могу истребить твой грех. Но не глаголал ли Я об этом многочасно чрез Моих Пророков? Не Я ли говорил Израилю: «если будут грехи ваши, как багряное, ― как снег убелю?» (Иса.1:18). Грех не есть ли исчадие ада и родитель смерти; а Богу Слову Моему не подобает ли быть Победителем смерти и ада? Но сие торжество совершится только в небесном Иерусалиме, а ты — еще на земле искушения и наказания. Святые Мои не согрешали ли также, а многие даже тяжко? Зло и грех внидут ли в обители Мои, куда не может войти никакая скверна? Могущество благости Моей ужели недостаточно для очищения чад Моих? Любовь Моя не есть ли тот беспредельный огонь, в котором всякая нечистота потребится, любовь, в коей все избранные Мои наследят жизнь вечную?

Что на это могу отвечать я, о, Боже мой! если не то, что я есть только заблуждение, неведение и бедность, а Ты весь свет, могущество и благость? Прости мне, Отче мой! Ибо блудный сын Твой оскорбляет Тебя даже и в раскаянии своем. Я люблю Тебя, Боже мой! но как многого недостает еще к любви моей, чтобы она была Тебя достойна! Как  далеко еще от истинного упования сопровождающего любовь истинную! Почему же? Потому что я еще неистинно кающийся: ибо прошу у Тебя того что даруешь Ты только праведникам. Даруй мне чувствия Пророка Твоего, показанного Тобою нам в образе истинно кающихся, да воззову к Тебе с сердцем Давидовым: «благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71). Ни мало не огорчаясь мерою уничижения моего, я должен благословлять оную потому, что она непрестанно напоминает мне о моем ничтожестве и Твоем величии, о моих преступлениях и Твоей благости, о моих неправдах и Твоей святости. Если я по крайнему неразумию моему столь долго не знал Тебя; то корень сего зла в развращенной воле моей; и если Ты благоволил просветить и обратить меня — Тебе единому слава, Боже мой! Ибо все злое во мне — мое, а если есть что благое — Твое: и не в этом ли самом заключается мое утешение, мое упование, мое блаженство? Если я изнемогаю под бременем моих беззаконий, кои покрыли голову мою (Пс. 37:5.), Твоим Божественным Словом, Искупитель мой, не удостоишь ли облегчить оное? И дабы ни сокрушило меня бремя сие, не приносишь ли Ты непрестанно жертву крови своей, излиянной за меня от вечности? Не в этом ли состоит тайна любви Твоей, — И возможно ли мне постигнуть оную? Нам ли дано ведать, сколько Ты возлюбил создания свои? «Так возлюбил Бог мир!» (Иоан. 3: 16). Уничижаясь посему в моем благохвалении, равно как и смирении, воззову к Тебе: Боже мой! постигать благость Твою, сколько Тебе благоугодно открывать оную — есть достояние блаженных Твоих: ибо Ты един можешь постигать Себя совершенно, Ты един пребываешь во святилище совершенств Твоих. Степень блаженства, разливаемого Тобою для наслаждения небообитателей, соразмерна тому, что Ты уделяешь им от существа Твоего и у Тебя всегда готово богатство к исполнению их желаний и наслаждению на всю вечность Твою; и они всегда будут насыщены Тобою: «буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16: 15). А я, находясь в сей юдоли плача, в узилище тела и под игом греховным, возжелаю ли того, что составляет достояние небес — возжелаю ли сего я, которого давно надлежало бы низринуть во ад, есть ли бы Ты восхотел внити в суд со мною? Не блажен ли я тысячекратно, что воли Твоей угодно было удивить на мне милосердие Твое, проявляемое Тобою иногда ниспосыланием надежды самым непотребным грешникам? Они скажут  кто согрешил более его? и, однакож, Бог явил ему Свое милосердие; кому убо не явит Он своей милости? Так то Ты и злое обращаешь во благое; так то все пути Твои милость и истина. «Все пути Господни милость и истина» (Пс 24:10) Да будет убо, о Боже мой, часть моя — смирение, Твоя  же — хвала и слава; пусть уничижен буду я беззакониями моими в очах человеков; да возвеличишься Ты пред очами их Твоим милосердием. Тебе, Владыко Господи, величие и сила, слава и победа, и хвала».  (1Пар. 29, 11). Аминь!

1848 г. ч.1.

Благоговение к Иисусу.

I . Иисусе, превечное Слово, единородный Сыне Божий! Ради нас человеков воспринявший человечество, наше немощное человечество соединивший с всесовершенным Божеством своим, и нищету человечества возвеличивший в Божестве своем! Иисусе, Спасителю мой! Удали от меня все, что удаляет меня от Тебя, моего света и жизни, все, что омрачает мою мысль ο Тебе, или охлаждает мою любовь к Тебе. Иисусе мой! Хочу, да всегда стремится мое сердце к Тебе, Богу моему: ибо оно Твое и Тебе принадлежит; хочу, да соединятся все мои желания в Тебе одном, да живет душа моя Тобою, вечная Жизнь и Источник всякой жизни! Иисусе мой! В Тебе ищу мира и радости; в Тебе ищу моего счастья и блаженства: ибо Ты мой Спаситель; Ты податель мира и радости здесь и в вечности! Сладчайший Иисусе! Даруй мне, да всегда, всем сердцем моим люблю Тебя и превечнаго Отца Твоего и Святаго Духа!

II. Иисусе, Спасителю всех человеков! Ты пришел с небес на землю, чтоб вселиться между человеками, утвердить Твое жилище в душах человеков. Предаю Тебе всю мою душу и тело; прими всё существо мое, да будет оно Твоим достоянием; освяти его в Твое жилище; укрась Твоими дарами, и сохрани как храм Твой. Иисусе, Боже мой! Хочу любить Тебя всем существом моим: Ты сам помоги моей немощи Твоею благодатью; дай мне, чтоб все силы моей души и тела были орудием Твоей благодати, и всегда стремились к исполнению Твоих заповедей; дай мне, да всегда и более всего люблю Тебя с Твоим Отцем и Святым Духом.

III. Иисусе, Царю и Боже наш! Ты пришел в мир, чтоб пребывать с нами, и чтоб мы всегда пребывали в Тебе: не оставляй нас, Человеколюбче Господи! Будь всегда с нами; даруй, да благодать Твоя всегда содействует нам на пути спасения, ограждает нас от всякого зла, и руководит к благоугождению Тебе, Сыне Божий. Иисусе мой, преблагий Спасителю! К Тебе стремится душа моя: утверди в ней жилище Твое, утоли жажду ее Твоим Духом; даруй нищете ее сокровище даров Твоих. Иисусе мой! Просвети мой ум светом Твоего спасительного учения, дай моей воле ревность к соблюдению Твоих заповедей; дай моей памяти всегда памятовать ο  Тебе, Жизнь моя; просвещай все движения моего воображения лучами Твоих беспредельных благодеяний ко мне; покори всецело мое сердце сладчайшему игу любви к Тебе, превечная Любовь! Даруй мне по Твоему человеколюбию, да всегда, и более всего люблю Тебя, с Твоим Отцем и Св. Духом.

IV. Иисусе мой, ходатай Бога и человеков! Ты всегда предстательствуешь ο нашем спасении пред Отцем небесным; Ты, по человеколюбию Твоему, хочешь, чтоб весь я стремился ко спасению, к соединению с Тобою: а я удаляюсь от Тебя, не внимаю и не повинуюсь внушениям Твоей благодати. Иисусе мой! Спаси меня; удали от меня, Спасителю мой, все, что не угодно Тебе, что препятствует Твоей благодати действовать в моей немощи; избавь меня от всего, что удаляет меня от Тебя, Творца и Бога моего. Всесильный Иисусе! Не попусти, чтоб я прогневлял Тебя и подвергал себя вечному осуждению: яви Твою благость, дай силу моей воле, да стремится она всегда к исполнению Твоей воли, да буду весь я твой, Господи; да служу Тебе и славлю Тебя всеми силами моими. Дай мне, по Твоей безмерной благости, да всегда, и всем существом моим люблю Тебя с Твоим Отцем и Святым Духом.

V. Иисусе премилосердый! К Твоему милосердию прибегаю. Погибну я, если Твое беспредельное человеколюбие не спасет меня. Бремя грехов моих тяжело и сила живущего во мне греха велика, ад влечет меня к погибели. Увы, мне! Искра величия моего гаснет во тьме греховной; Твой образ, Создатель мой, Тобою начертанный во мне, с каждым днем более помрачается моими грехами. Мысль моя теряется в суете; сердце питается нечистотою; желания блуждают по распутиям. Тело, которое Ты, Господи, дал для служения душе, выходит из подчинения, и порабощает своего господина суете и тлению. Иисусе премилосердый! Спаси меня от зол, угрожающих мне погибелью. Творец мой! Пошли Духа Твоего, да возобновится образ Твой, который ношу я недостойно в своем скудельном и нечистом сосуде. Благоустрой разрушенное, обнови обветшавшее, укрепи упадающее, просвети омраченное, уврачуй раны, восстанови, воскреси меня умирающего во грехах. Иисусе премилосердый! Помилуй меня, и даруй мне, да всегда всею крепостью моею люблю Тебя и всегда прославляю Тебя с небесным Твоим Отцем и Святым Духом.

VI. Иисусе, Царю мой! Ты образовал меня из персти земной; Ты в бренный состав вложил разумную душу; Ты показал мне путь к небу; Ты из бездны греха в осуждения поднял меня силою беспредельных заслуг Твоих, вновь сотворив меня благодатью Духа Твоего; Ты открыл предо мною источники жизни, проливающие воду спасения. Творец мой и Владыко! Знаю, как много Тебе я обязан ; знаю, что Твое я творение, дважды созданное Твоим всемогуществом; знаю, что весь я принадлежу Тебе, и всеми силами моими должен служить Тебе и славить Тебя во все дни бытия моего. Но, увы, мне! Создатель мой! Снова претвори меня силою Твоего Духа. Весь я лежу в ранах греха: око ума поникло долу, и не видит Твоего величия; сердце мое—горнило греха; все чувства мои — пути греха в мою душу. Спасителю мой ! Спаси погибающего; дай зрение слепотствующему; водвори любовь к Тебе в пустыне моего сердца; претвори строповые стези в пути ко спасению. Иисусе, Спасителю мой! Дай мне, да вижу грехи мои, в буду воздыхать и сокрушаться ο них день и ночь; дай мне, да не буду я отныне жилищем греха, во да водворится во мне, по Твоей благости, Дух Твой, в буду славить Тебя, и здесь на земле и там на небе, с небесным Твоим Отцем и Святым Духом.

VII. Иисусе, добрый Пастырю мой! Ты хочешь пасти меня в пажити Твоей: все приготовил благопотребное, чтоб со дня на день более преуспевал я в добродетелях и возрастал в совершенствах духовных, «да достигну в меру возраста исполнения» Твоего.  Слово Твое всегда предо мною и везде оглашает меня; живоносные источники спасения всегда отверсты и источают струи Твоей благодати. А я, милосердый Пастырь мой, как заблудшая овца скитаюсь вне мирной Твоей пажити; ищу насытить себя пищей бессловесных, уподобляясь блудному сыну, который «рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи» (Лук.15, 16). Пастырю мой! Знаю, что я расточил имение Твое, живя блудно, удалившись от Тебя и работая  греху; знаю, Господи что грехи делают меня недостойным Твоей милости;  но верую Спаситель мой, что Твоя благость беспредельна, что Твое человеколюбие неизмеримая пучина, что цена Божественной Крови Твоей на крестном жертвеннике пролитой за грехи мира, безмерно превышает бездну моих грехов. Молю Тебя, прими меня кающегося; покрой грехи мои Твоими заслугами, и даруй мне всегда любить Тебя и соблюдать заповеди Твои, и поклоняться духом и истиною Тебе и Отцу Твоему и Святому Духу.

VIII. Иисусе, Творец в Спаситель мой! Много дней и лет протекло, как увидел я это солнце, которое Отец Твой сияет на злыя и благия; без меры много пролилось на меня Твоих благодеяний.  Все, что имел и имею, кроме грехов моих, Твои дары; все, чем ни пользовался, что питало и возвращало мое тело, что усовершало мою душу, образовало разум; услаждало и возвышало сердце, привлекало и побуждало волю к добру – всё Твои благодеяния. Твой дар, Боже мой, я то, что вижу теперь, и утро и вечер, и солнце, и луну, и звезды, и слышу в скорбях и болезнях Твой глас, обличающий мои неправды и призывающий меня к покаянию. Твои дары, всещедрый Господи, все дни и часы моей жизни; Иисусе мой! Как возблагодарю Тебя за все щедроты Твои? Что принесу Тебе в благоприятную жертву? Дай мне, Господи Боже мой, дай мне сердце сокрушенное и смиренное, да, сознавая нищету мою, всегда благоговело пред Тобою; дай мне, да вижу щедроты Твои,  и люблю Тебя всем сердцем, и прославляю Тебя душою и телом, вместе с Отцем Твоим и Святым Духом.

IX. Иисусе, Сыне Божий! Помилуй меня, воздвигни меня от сна греховного. Просвети взор ума моего. Время скоро проходит; дни мои сокращаются; конец жизни с каждым днем и часом все ближе ко мне подходят, и кто скажет мне, когда вестник смерти придет и возвестит исход мой? — Ο вседержавный Царю! Боюсь и трепещу: как предстану на суд пред Тобою? что скажу в оправдание свое? чем закрою греховную наготу мою? Увы, мне! Увы, мне, грешнику! Дни прошли; а я не употребил их ко спасению души. Путь к небу всегда был открыт предо мною; а я не спасался, а я блуждал по распутиям, и добровольно искал своей погибели. Ты, Боже мой, звал меня; а я не слушал Тебя. Ты влек меня, а я не хотел последовать влечению любви Твоей. Ты долготерпел меня, а я предавался нерадению и беспечности. Ο премилосердый Иисусе! Не дай мне более оставаться в греховной смерти; восстави, воскреси мою душу животворящим Твоим Духом; поставь и утверди меня на пути спасения. Да и мне, Спасателю мой, отныне все время моей жизни употребить по воле Твоей, ко спасению души моей. Дай мне, отныне всеми силами моими и всеми дарами, которыми ущедряешь Ты меня, служить Тебе и прославлять Тебя, со Отцем и Святым Духом, во все дни этой жизни и всю вечность.