Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Евангелие от Матфея, глава 7

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творения

Беседа 18. («Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2))

Беседа 19. («Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14))

Беседа 20. («Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21))

Беседа 21. («И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7:28–29))


Беседа 18. («Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2).)

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2).

Не о том суде, братие, говорит здесь Спаситель, который обязаны законом Божиим производить поставленные предержащею властию судии народа. Сих блюстителей общественного правосудия Сам Бог облекает правом и властию суда, без которого не может быть благоустроенное общество. Производимый ими праведный суд есть важнейшее и святое служение Богу, Государю и Отечеству. Но есть в растленном грехами сердце человеческом самая порочная склонность судить и осуждать поступки других без всякого на сие права; – осуждать не с тем намерением, чтоб исправить погрешность ближнего; но чтоб очернить его имя или издеваться над его слабостями, и своего собрата, о котором надлежало бы жалеть, сделать предметом осмеяния и злоречия. Сие беззаконное осуждение тем для нас опаснее, что представляется делом весьма маловажным; потому что оно весьма обыкновенно в мире между сынами века сего. Ибо не бо́льшую ли часть мирских бесед составляют пересуды поступков других? И не часто ли бывает, что тот, кто с большею остротою умеет издеваться над погрешностями ближнего, считается душею собрания?

И без упрека своей совести даже любуется сим сатанинским искусством. Но маловажно ли то, что имеет важные следствия? Не сия ли склонность к осуждению других разрушает взаимную между Христианами любовь, вместо искренности, толико свойственной их званию, поселяет недоверчивость и хитрость и, отравляя ядом своим приятность общежития, искренние, назидательные и истиннно Христианские собеседования сгоняет с лица земли? Сию-то злую склонность, как порождение духа злобы, которому свойственно издеваться над слабостями человеков по его к нам ненависти, Иисус Христос, желая истребить из сердец верующих, дает нам спасительную о неосуждении ближних заповедь, и произносит непреложный суд Божий на нарушителей ее. «Не судите,  говорит Он, да не судимы будете.Ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить»  (Мф. 7:1–2).

Ежели вы хощете, чтоб Бог с вами поступил не по строгости Своего суда, но по великости Своего милосердия, то не осуждайте ближних своих. Осуждая их, вы у самого милосердия Божия отъемлете средство помиловать вас. Как вы можете молиться: «не входи в суд с рабом Твоим»Господи (Пс. 142:2), когда произносите суд свой на ближних без всякого снисхождения к их немощи? – Тем самым судом и Бог вас будет судить, каковым вы судите ближних своих; тою же мерою суда и вам воздаст, каковою вы воздаете собратиям своим.

Видите, братие, что грех осуждения ближних, кажущийся столь малым и столь обыкновенным во очах мира, весьма велик пред очами Бога. Велик уже и потому, что осуждающие других без всякого на сие права святотатственною рукою похищают у Бога, Ему единому вечно принадлежащее право суда над человеками; – так велик, что несчастная к оному привычка может нас лишить всякого милосердия Божия и спасение наше подвергнуть величайшей опасности.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?  – или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно?» (Мф. 7:3–4)

Сею притчею Спаситель обнаруживает всю порочность сердца безрассудных осуждателей ближних своих. Таковые люди вместо того, чтоб обращать всегда внимательный взор свой на состояние собственного сердца и, примечая кроющиеся в нем пороки, исправлять их, смотрят только на погрешности других. От сего происходит великое для них самих зло. От несмотрения за своим сердцем собственные грехи их беспрерывно возрастают и укореняются; подобно как дерево от малейшего ростка, ежели он не будет из земли исторгнут, возрастает в величину бревна. Греховное бревно сие величиною своею закрывает от их взора собственные их пороки, а своею тяжестию подавляет чувство любви и сострадания к ближним. Естественное следствие таковой внутренней порчи есть то, что сии люди, сами будучи злы, и в других хотят видеть одни только пороки. А потому с какою-то сатанинскою жадностию ловят всякий случай, что бы заметить самые малые, подобные маленькому древесному ростку, погрешности ближних своих, и злоречием своим передать их в уши других. С таким ослепляющим прямое зрение и подавляющими чувство любви греховным бревном в сердце могут ли они с успехом исправлять погрешности других? «Как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего’, а вот, в твоем глазе бревно?» Не подобны ли они тому злотворному врачу, который, сам будучи заражен смертоносною язвою, захотел бы врачевать других от легких недугов? – Вместо уврачевания он распространил бы между больными кроющуюся в нем язву одним прикосновением своим.

Лукавые сердца безрассудных порицателей погрешностей других так гнусны пред очами истины, что сама Божественная кротость, Спаситель Сердцеведец, подвигнулся на гнев, обличая их лукавство.

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).

Видящий всю глубину сердца человеческого Спаситель как истинно назвал лицемерами лукавых порицателей поступков ближних своих! Осуждая погрешности других, они приемлют на себя личину ревности к истине и любви к добродетели; но в самом деле осуждение их есть действие их гордости, зависти и злобы. Ибо ежели бы они в самой вещи имели сию святую ревность; то конечно бы обратили оную прежде всего на исправление самих себя от великих пороков. Посему-то Спаситель говорит: «вынь прежде бревно из твоего глаза». Вот что, братие, заповедует нам грешным Иисус Христос! И ежели бы мы по слову Его истинно вошли в состояние собственного своего сердца, и надлежащим образом занялись исправлением его: то без сомнения не достало бы нам времени смотреть за проступками других, спасительный труд над исправлением своего сердца принес бы нам истинную пользу. Исправляя себя с ревностью, мы бы самым опытом приобрели искусство исправлять других, когда бы сего требовало от нас или наше звание, или истинная братская любовь.  «Тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5). Собственный опыт научил бы нас смотреть с истинной точки зрения и на немощь человеческую и на проступки собратий наших. С сердцем очищенным от страстей греховных мы бы ясно видели, с каким благоразумием, терпением и любовию надлежит вынимать сучец из очесе брата своего, чтобы не повредить его ока.

Из сего открывается, что Спаситель не запрещает обличать грехи человеков, но дает наставление, кому и как обличать их с пользою. Он и Сам обличал книжников и фарисеев и нечестивый народ Иудейский. По Его внушению обличали «мир, во зле»  лежащий (1Ин. 5:19), Пророки и Апостолы. И ныне и всегда обличение грехов в обществе Христианском для служителей Слова Божия есть столько же необходимая и святая обязанность, сколько праведный суд в обществе гражданском есть необходимый долг для судей народа. «Проповедуй слово, пишет Св. Апостол Павел к служителю Христовой Церкви, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим. 4:2). Но обязанность сия так важна, что и призванный на сие служение прежде должен очистить свое сердце от страстей и скверн греховных, и омыть его слезами братской любви пред очами Господа, чтоб обличение его было спасительно для других. Так велика сия обязанность, что Спаситель между многими заповедями Своими почел за нужное дать особенное ученикам Своим наставление, с какою осторожностию и благоразумием надлежит им сообщать тайны Царствия Божия и излагать истины Евангелия сынам века сего в обличение их заблуждений и грехов.

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

Под именем псов разумеются здесь те злобные враги веры и истины, которые, слыша святейшие тайны Царствия Божия, не приемлют их с кротостию агнцев и не обращают во спасение души своей; но с дерзостию псов лают на проповедников истины и при всяком случае готовы угрызать их. Под именем свиней разумеются те погрязшие в нечистых похотях грешники, которые, слыша слово Божие, но не имея зрения для распознания драгоценности сего небесного бисера, со свинским невежеством пренебрегают сие сокровище жизни вечной, предпочитая оному скотскую жизнь в нечистых похотях своих. В отношении к тем и другим Спаситель заповедует служителям слова Божия, наблюдать святую некую и рассмотрительную бережливость в сообщении им тайн Царствия Божия, дабы с одной стороны сохранить важность, свойственную сим небесным тайнам, и святость их предохранить от попрания нечистыми ногами грешников; – а с другой остеречь и самых проповедников Евангелия, которых ревность в обличении злых людей могла бы подвергнуть их растерзанию от их злобы. А сверх того, дабы и самым беззаконникам не подать случая еще к бо́льшим беззакониям и погибели, которой они подвергают себя попранием небесных бисеров святейших тайн Царствия Божия.

Заметьте здесь, братие, сколь велик гнев Божий на таковых грешников, подобных псам и свиниям, что сама вечная и неизменяемая Божественная любовь, Иисус Христос, как бы принужден сокрывать от них дары благости Своей, которые Он с таким беспредельным желанием хощет изливать на всех человеков!

Но – «но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»(Мф. 15:27). И блудный сын, восчувствовавший гнусность свинской жизни и твердо решившийся возвратиться к Отцу своему, с радостию приемлется в объятия Его и осыпается всеми дарами благости Его (Лк. 15:11–32). Милосердое сердце Отца небесного закрыто для одних только нераскаянных грешников, но всегда отверсто для истинно кающихся, сколько бы грехи их велики ни были. Посему-то любообильный Спаситель, жаждущий всех спасения, заповедует всем без исключения просить у Отца небесного сокровища вечных благ, искать его, толкать об нем у дверей милосердия Его, – и обещает, что истинное прошение и искание наше не останется тщетным.

«Просите, говорит Он, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам: ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8).

Боже Спасителю наш! обетования Твои даровать нам бедным грешникам все сокровища вечно блаженного Царствия Твоего, столь велики, что превосходят чаяние наше. Для стяжания обетованного нам блаженства заповеди Твои требуют от нас Ангельской чистоты и святости сердца и совершенства добродетелей Евангельских. Но силы растленного грехом естества нашего так слабы и ничтожны, что мы сами собою ни одного шагу не можем сделать к истинно святой и добродетельной жизни! Сие недоумение обращающихся к Богу в покаянии грешников разрешается словами Иисуса Христа. Нет у вас сил исполнить со всею верностию заповеди Евангелия,  «просите» их у Всемогущаго Господа сил, – и Он даст вам силы благодати Духа Святого. Небесное сокровище Дарения Божия закрыто от вас грехами вашими, «ищите» его прилежно со светильником слова Божия, и вы верно «обрящете» оное внутрь сердца своего. Чувствование греховности и недостоинства вашего лишает вас дерзновения приближаться к Отцу небесному и внити пред лице Его, «толцыте» у дверей милосердого Его сердца, и оно  «отверзется» вам. Всякий (какой бы он ни был грешник) истинно просящий, – «приемлет», искренно и со всем усилием ищущий «обретает» и неотступно толкущему  «отверзется». После сего непреложного обетования самой вечной Истины какой нераскаянный грешник отчается в милосердии Божием и вознерадит о спасении своем? А дабы еще более утвердить верующих во всегдашней готовности Отца небесного слышать мольбы наши и изливать нам дары благости Своей, Спаситель приводит в пример любовь отцов земных к своим детям:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:9–11)?

Любовь Отца небесного к человекам так беспредельно велика, что самая величайшая любовь отцов земных к детям своим в сравнении с оною гораздо менее, нежели капля в сравнении с целым океаном вод. Ежели же по действию сей толико малой любви отцы земные не дают детям своим камня, когда они просят у них хлеба, – не дают змии, когда они просят у них рыбы, то возможно ли, чтоб Отец небесный отказал чадам Своим в истинно полезном для них прошении? Тогда только Он отказывает, когда мы или не истинно просим, или просим того, что всеведущая Его премудрость находит для нас вредным. Следственно и самый отказ Его происходит от Отеческой Его к нам любви. Сию-то чистую, святую и премудрую любовь Отца небесного Спаситель, желая перелить в сердца верующих, присоединяет следующее весьма важное и всеобщее правило любви к ближним:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

«Чего себе не хочешь, того другому не делай». Сие простое и естественное правило нравственности каждому внушает собственная совесть. Сию первоначальную обязанность любви к ближним излагал древле закон и Пророки. Спаситель Христос сие же правило любви, освятив Своими словами, заповедует верующим во всяком случае и всеми силами содействовать истинному благополучию других, так как мы хочем, чтоб и они содействовали нашему.

О, когда бы мы, братие, стяжали в душе нашей сию чистую, святую и премудрую любовь к ближним нашим! И Отец небесный излиял бы в сердца наши Свою Божественную любовь Духом Своим Святым. Тогда всякая молитва  наша проникала бы в Его сердце, всегда готовое даровать всем нам уготованные благостию Его сокровища жизни вечной! Аминь.

Беседа 19. («Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14).)

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14).

Отверсты были некогда врата Царствия небесного земным жителям, доколе они, ходя во свете заповедей Господних в раю сладости, сохраняли на земле Ангельскую чистоту и невинность. Никто бы не мог затворить им оные, ежели бы они пребывали верны Господу своему, и не отверзали сердца своего лукавым внушениям сатаны искусителя, врага их и нашего блаженства. Но с тех пор, как грех, ими содеянный, лишил их общения с Духом Святым Божиим, и в самый корень рода человеческого внес яд смерти и погибели, врата Царствия небесного, врата жизни вечной, по непреложному закону правды Божией, затворены для них и для всех их потомков. Кто мог отверзсть их снова, ежели бы не сам Господь неба и земли, Владыка и Податель жизни и света, Единородный Сын Божий Господь и Бог наш Иисус Христос явился во плоти, и смертию Своею не стер жало смерти греха, и Божественною силою воскресения Своего не сокрушил врата адовы? Он един Божественною кровию Своею, очистив сердца верующих от скверн греха, и Себя Самого принесши в умилостивительную о гресех всего рода человеческого жертву, яко вечный Ходатай и Первосвященник, вшел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие»  (Евр. 9:24). Врата Царствия небесного отверз для всех и Сам примером святейшей жизни Своей показал всем путь, ведущий в жизнь вечную. Отверз – и уже никакая сила ада не может их затворить для нас, ежели мы пребудем верны заповедям Его, и решимся неуклонно шествовать путем  «святых» (Евр. 9:8) по гласу Его единого вечного Пастыреначальника нашего.

«Врата эти», чрез которые милосердый глас Господа Иисуса призывает нас, братие, внити в жизнь вечную, суть «тесные». Как желающий войти сквозь какое-либо узкое отверстие по необходимости должен совлещись излишней одежды и употребить нужное для сего усилие: подобно и нам, дабы внити в Царствие небесное, по необходимости надлежит совлещись всего «ветхого» греховного «человека» (Еф. 4:22) с порочными деяниями его; и для сего потребен беспрерывный подвиг в побеждении страстей и злых склонностей растленного грехом естества нашего. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13:24), говорит Спаситель. Отложение греховной жизни и подвиг в жизни святой, благочестивой и добродетельной по заповедям Евангелия так необходимы суть для спасаемых, что и самое спасение, стяжанное нам кровию Иисуса Христа, в том и состоит, что Он Всемогущий по беспредельному человеколюбию Своему открыл нам всю возможность, показал дивные удобства, и даровал все потребные силы благодати Своей, из грешников соделаться святыми и тако наследовать Царствие небесное. «Ибо явилась благодать Божия, говорит Св. Апостол Павел, спасительная для всех человеков,научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам»(Тит. 2:11–14). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»(2Пет. 1:3–4), говорит Св. Апостол Петр. В Царствие небесное ничтоже внидет «нечистое» (Откр. 21:27), по непреложному глаголу Господа. Оно принадлежит или тем, которые верным блюдением заповедей Господних сохранили чистоту и невинность, даруемую всякому Христианину благодатью крещения; или тем, которые, погубивши сие неоцененное сокровище благодати грехами своими, возвратили оное истинным покаянием и совершенным исправлением своего сердца и жизни по заповедям Господним многими подвигами. Других врат и другого пути в жизнь вечную нет и быть не может: и сам Господь Иисус Началовождь наш в Царствие небесное, проложил нам Собою путь смирения, трудов, терпения, словом, путь креста – единый «путь во святилище» (Евр. 9:8), вводящий в жизнь вечную. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14)!

«Широки врата и пространен путь» означают жизнь грешников не по духу и заповедям Евангелия, но по влечению растленной грехом природы нашей, по духу мира сего, «во зле» лежащаго (1Ин. 5:19), и по внушению обольстителя душ наших и врага спасения нашего. «Широки врата»: ибо входящие ими не приемлют на себя труда побеждать свои страсти и очищать свою душу от всякого греха постом, молитвою, покаянием и подвижным хождением во всех заповедях Господних; но предаются беспечно влечению своих похотей. «Пространен путь»: ибо шествующие по нему живут в неге, в роскоши, в рассеянности, в забавах, в плотских удовольствиях, не заботясь о спасении души своей. Обольститель употребляет всю свою хитрость, чтоб удержать их на сем пути, представляя им разнообразные предметы «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16). Но сии пространные врата и сей широкий путь вводят в неизбежную погибель, по глаголу самой вечной Истины.

С каким Божественным жалением Спаситель видит многих идущих по широкому пути погибели, и малое число обретающих тесный путь спасения и жизни! Видит, и с беспредельным долготерпением, ожидая их обращения, верным Своим объявляет в предосторожность, чтобы они не следовали примеру сынов погибельных, хотя бы их было величайшее множество. Предосторожность весьма необходимая: ибо ничто так сильно не действует на сердца людей, даже имеющих добрые склонности и благое расположение к Христианской жизни, но еще не утвержденных самим опытом в непоколебимой во Христа вере, как соблазнительный пример множества. Обольстителю посредством сего примера как часто удается поколебать решимость нашу к обращению к Богу и к начатию благочестивой жизни! Он лукавый, указуя нам на множество шествующих широким путем погибели, силится представить сердцу нашему тесный путь спасения, открытый Иисусом Христом, совсем для нас непроходимым, и жизнь истинно благочестивых и добродетельных Христиан, исполненною одними только скорбями, унынием, безотрадною печалью и беспрерывным бедствием. Напротив, ежели есть на земли прочное благополучие и истинная радость, то она принадлежит добродетельным и святым, подвизающимся в хранении заповедей Господних. Спаситель говорит: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.  «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»(Мф. 11:28–30).

Слышите, братие, милосердый глас беспредельной любви, по которой Искупитель наш Сам на Себя принял Божественный подвиг спасения нашего, дабы труды наши в добродетельной и благочестивой жизни соделать нам приятными. Сам на Себя принял бремя грехов наших, дабы святое бремя спасительных заповедей Его соделать для нас легким. Да и могут ли от Его беспредельно милосердого сердца происходить тяжкие заповеди? «Заповеди Его нетяжки» (1Ин. 5:3), говорит возлюбленный ученик Его Иоанн. От чего же они многим из нас представляются тяжкими? От того, что мы не хочем у Него единого научиться кротости и смирению. От того, что чувствуя бремя грехов наших, не прибегаем к Нему с сокрушенным сердцем, дабы у подножия креста Его свергнуть с себя тяжкое греховное иго. Словом, от того, что мы не любим Его так, как должны любить, ежели хощем обрести у Него спасение и жизнь. Ежели мы возлюбим Его всем сердцем нашим, то и труд наш в последовании Ему облегчится, и скорби крестного пути обратятся нам в сладость. Да и что значат кратковременные скорби и труды в сравнении с наградою вечного блаженства и славы, столь верно обещанной нам Подвигоположником и Господом Иисусом? Свойственно ли воину Царя земного останавливаться трудностями сражения, когда венец победы несомнителен? Ах, братие, воины Христовы! лучше умереть среди подвига на пути к вечной жизни и славе, нежели жить в нерадении и беспечности о спасении души своей, на пути вводящем в пагубу.

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15).

Вот еще предосторожность, показанная нам Спасителем к неуклонному шествию по единому пути, ведущему в жизнь вечную. Души, искупленные кровию Христовою от рабства греховного и в купели крещения Духом Святым приявшие обручение жизни вечной, призванные ходити во свете заповедей Господних, во всякой добродетели и святыне! Берегитесь от тех проповедников лжи, которые приходят к вам или словом, или писаниями сами по себе, не будучи посланы ни Богом, ни Церковию Его святою. Приходят в одежде овчей. Под видом кротости и любви к вам ласкательствуют страстям вашим – узкие врата и тесный путь в Царствие небесное хотят расширить, поблажая законопреступным слабостям и грехам вашим. Проповедуют какое-то мечтательное милосердие Божие без правды Его, скрывая от вас непреложный суд Его на беззаконников, и погибель их в геенне огненной; – и тем отъемлют у сердец ваших спасительный «страх» Божий, «начало» истинной «премудрости» (Прит. 1:7); и усыпляют совесть вашу в плотской беспечности и отлагательстве покаяния до старости или до самого гроба. Под сею одеждою овчею, под сим покровом любви скрываются хищные волки, которые хотят восхитить вашу доверенность к ним, и на вашем заблуждении построить себе храм суетного счастья и славы человеческой. Берегитесь от тех хищных волков, которые из корыстолюбивого человекоугодничества хотят освободить вас от исполнения обязанностей, заповеданных Евангелием, и вводят в постыдное и мучительное рабство страстям и греху. Берегитесь в самом обыкновенном и домашнем обращении и беседах ваших тех подстрекателей к похотям, которые под видом приязни обольстительными словами своими ослабляют твердость вашей веры и строгость вашего благочестия. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33), говорит Писание.

А чтобы мы знали, как различить проповедников истины, от лжеучителей, Спаситель, указует нам для сего такой верный признак, по которому всякий может распознавать их.

«По плодам их узнаете их, говорит Он, собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые, не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф.7:16–19).

Не по остроте ума, не по красноглаголанию, не по наружному виду кротости и смирения надлежит нам узнавать учителей истины; но по святости их жизни и по делам их, сообразным с заповедями Евангелия. Подобно как доброта древа познается не по листвиям и коре, но по плодам. Каково древо, таковы и плоды его. От терновника не собирают винограда, и от репейника не срывают смокв. Истинный проповедник не может не быть человек благочестивый и добродетельный. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит» благое и в делах и словах: подобно как древо доброе и плоды приносит добрые. «А злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» и дела злые (Лк. 6:45) и слова опасные, хотя бы он был красноречивейший из всех людей: подобно как древо злое и плоды приносит злые. Таковые лжеучители, хотя бы писаниями своими успели восхитить от великого множества людей славу земной мудрости и зловредной «философии по стихиям мира, а не по Христу»  (Кол. 2:8); но рано или поздно постигает их суд, произнесенный Господом и единым вечным Судиею неба и земли: «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь»Кто ж будет столько бессмыслен, чтоб последовать их лжи, дабы разделить с ними столь плачевную участь в нескончаемой вечности?

«Братия святые, участники в небесном звании» (Евр. 3:1)! Все мы по неизреченному милосердию Отца небесного в купели крещения привиты, яко ветвия к живоносной лозе, Единородному Сыну Его, Господу и Искупителю нашему Иисусу Христу. Тогда только можем мы приносить благие плоды во спасение, когда крепко прилепляемся к Нему верным хранением заповедей Его. Никто и ничто не может нас отторгнуть от сей живоносной лозы, ежели мы твердо держимся на ней истинною верою, надеждою и любовию. Скорби и труды, какие Отец небесный пошлет нам на крестном пути в жизнь вечную, суть Отеческие попечения Его благости для очищения от грехов душ наших: подобно как попечительный вертоградарь очищает виноградные ветви от излишних наростов, дабы они принесли больший «плод» (Ин. 15:1–2, 4). Всею верою, всею надеждою, всею любовию и всем сердцем нашим до конца жизни нашей прилепимся к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, да принесем плод благих дел в жизнь вечную. Аминь.

Беседа 20. («Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).)

«Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

К нам наипаче, братие, произносит слова сии Господь и Бог и Спаситель наш Иисус Христос. К нам, которые рождены в недрах святой православной Церкви Его, и в купели крещения возрождены в жизнь вечную. К нам, которые еще в младенчестве научаемся глаголати Иисусу Христу: Господи, Господи, и приемлем в сердца свои от Духа Святого живоносное семя истинной веры. К нам, которые слышим и читаем в слове Божием волю Отца небесного, и знаем, что исполняющим оную отверсты врата Царствия небесного. – Кто ж после сего может их затворить для нас, когда отверзает нам вход в Царствие небесное сам Царь неба и земли, Господь наш Иисус Христос? Никто, братие, никто, кроме нас самих. Мы сами затворяем себе вход в Царствие небесное, когда слышим и знаем волю Божию, но живем не по Его святым и спасительным для нас заповедям, а по своей порочной и погибельной для нас воле. Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех, говорит Иисус Христос; – и сколь истинен, сколь праведен глагол Его! Хотеть наследовать Царствие небесное, а не творить воли Отца небесного, значит хотеть невозможного для самого Бога. В Царствии небесном всё блаженство и Ангелов и человеков от того и происходит, что они творят волю Божию. Неповиновение воле Божией и ангелов света свергло с неба, и блаженных человеков низринуло из рая сладости. Беспредельная благость и человеколюбие Божие изобрело для человеков дивное удобство к стяжанию Царствия небесного, но не иначе, как возвращением их паки к творению воли Божией. Посему-то и Единородный Сын Божий, пришедший искупить нас от рабства греху, и призвавый нас из области тьмы и смерти в Царство света и жизни, Сам первый показал пример совершенного повиновения Отцу небесному. Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобие человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:6–8). Вот, братие, сколь необходимо нам для входа в Царствие небесное исполнение воли Божией!

Что мы сподобились еще в младенчестве благодати крещения, сие есть величайший дар милосердия Божия к нам. Но сей дар должны мы хранить яко драгоценное сокровище святости жизни нашей, дабы всеянное в сердца наши Духом Святым семя истинной веры, возрасло в древо добродетелей, и принесло нам плод жизни вечной. – Сей дар благости Божией мы можем погубить грехами нашими и подвергнуть себя большему осуждению. Что мы принадлежим к Церкви верующих на земле и содержим и исповедуем с нею все догматы православной веры – сие есть драгоценное наследие наше, полученное нами от отцев наших – но вера без дел мертва есть, говорит святое Писание (Иак. 2:20), подобно как тело без души. Истинная спасительная вера, вводящая нас в Царствие небесное, есть всегда живая и плодоносная. Она не может быть без исполнения заповедей Евангелия, в котором открыта вся воля Отца нашего небесного. Ежели нет еще в сердце нашем той живой и господствующей над нами любви к Богу и Спасителю нашему, которая в истинно верующих управляет всеми их помышлениями, желаниями и делами, по заповедям Евангелия: то еще суетна вера наша, тщетно упование наше; нам надлежит дотоле не преставать просить благость Отца небесного и толкать у дверей Его милосердия об излиянии в сердца наша сей любви к Нему, доколе она не соделается душею души нашей.

Известно, что мы по немощам плоти нашей часто подвергаемся многообразным искушениям нарушать святость воли Божией: но и то известно, что сила Божия в немощах наших совершается (2Кор. 12:9), ежели мы пребываем верны Господу нашему, и при ощущении немощей своих, и даже при падениях наших искренно прибегаем к молитве и ко врачевству покаяния. Иисус Христос, более всех нас зная немощи наши, даровал нам спасительные Свои заповеди, исполнение которых из чистой любви к Богу так необходимо для входа в Царствие небесное, что без сего даже дары пророчества и чудес на последнем суде окажутся ничтожными, по словам Евангелия.

Мнози рекут Мне во онь день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающии беззаконие (Мф. 7:22–23).

Дары пророчества и чудес без сомнения суть одни из великих даров благодати Божией: но они даются не столько для спасения приемлющих оные, сколько для утверждения в вере и спасения других. Приемлющие их принимают вместе и обязанность сохранять их в чистоте сердца и употреблять единственно для славы Божией и для душевной пользы других. Они могут обратить их в пищу гордости своей и в погибель душе своей, ежели вознерадят о исполнении заповедей Евангелия и о преуспеянии в чистой любви к Богу: ибо чем драгоценнее дары Божии, тем опаснее и гибельнее злоупотребление их. Посему-то Св. Апостол Павел говорит: аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй: и аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру: яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь (1Кор. 13:1–2). К сей-то святой и чистой любви к Богу и ближнему, и к хранению по духу ее заповедей Евангелия, Спаситель, возбуждая всех и каждого, заключает Божественную проповедь Свою, говоренную Им на горе ученикам Своим и множеству собравшегося народа, сими весьма важными и достойными всего внимания нашего словами:

Всяк, убо иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени. И всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие (Мф. 7:24–27).

И тот и другой слышат словеса Господа Иисуса, единого истинного Учителя и Наставника, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3): но один уподобляется человеку мудрому и благоразумному, а другой глупому и безрассудному. И тот и другой строят себе храм счастия и благополучия; но слышащий словеса истины, верным исполнением заповедей ее углубляет основание своей храмины, и потому строит на твердом камени. А другой, слыша и не заботясь об исполнении советов премудрости, строит храмину свою на песке, сообразно своему легкомыслию. И на ту и на другую храмину приходят ветры искушений и бури бед. Но истинно благочестивого и добродетельного Христианина счастие не колеблется никакими бедствиями: ибо оно основано на непоколебимой его вере и надежде и любви ко Христу – Который есть един твердый Камень (Деян. 4:11) Церкви Своей и воинствующей на земле и торжествующей на небесах. А слабого и нерадящего о благочестии и добродетели человека храмина счастия при первом нападени искушений и бед – разрушается – и разрушается совершенно, не имея твердого основания ни в сей временной, ни в будущей вечной жизни.

Слыша словеса сии проповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, изложенные вашему благочестию моим недостоинством, положите, братие, твердо на сердцах ваших сию вечную и непреложную истину: что единое есть прочное и незыблемое основание благоденствия земных царств, городов, поселений, семейств и благополучия каждого из нас, как временного, так и вечного – святая вера и благочестивое и ревностное исполнение заповедей Господа нашего Иисуса Христа. Ему же, Спасителю нашему, купно со Отцем и Духом Святым слава и держава во веки веков. Аминь.

Беседа 21. («И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7:28–29).)

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7:28–29).

Слова, исходившие из медоточных уст Иисуса Христа, Бога во плоти, в самом глубоком Его смирении, облечены были Божественною силою. Спасительное действие их наиболее открывалось в сердцах людей простых, не зараженных гордостию земной мудрости и многоведения, и самонадеянностию на свои ложные и лицемерные добродетели. Посему-то Евангелист замечает, что народ, выслушав проповедь Иисуса Христа, говоренную им на горе, в которой изложены высочайшие и дотоле не слышанные на земле правила святой и Ангелоподобной жизни, пришел в благоговейное удивление, и тотчас приметил различие между Его учением, с Божественною властию предлагаемым, исполненным духа и силы, и между учением тогдашних книжников и фарисеев, ложными толками своими затемнявших чистоту и ясность закона Божия, и потому бесплодным. Слово Божие, написанное нам, братие, чрез Апостолов Иисуса Христа Духом Святым, есть то же самое слово, которое исходило из Божественных уст Его. Оно всегда имеет в себе ту же Божественную силу и действие над обращением сердец человеческих к Богу, когда читается со смирением, произносится с верностию и слушается с благоговением. «Живо бо слово Божие, говорит св. Апостол Павел, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслям сердечным» (Евр. 4:12).

Ежели оно ныне во многих из нас, Христиане, не производит того же спасительного действия, какое произвело в народе, слушавшем Иисуса Христа; то сему причиною не слово Божие, но неготовность сердец наших к принятию оного. В одной из притчей Евангельских излагается нам и беспредельная щедродательность Иисуса Христа, неутомимого Сеятеля слова жизни и спасения и неизменная доброта семени сего слова, и причины того, что весьма многие семена не приносят ожидаемого плода. Как Отец небесный, по беспредельному милосердию своему, сияет солнце свое на злые и благие, и дождит на праведные и неправедные: так и Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, по преизбытку своего человеколюбия, спасительное семя слова своего сеет на всякой земле сердец человеческих – «ибо всем человекам хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2:4). Так слово ли Божие причиною, что многие из слышащих оное столь мало заботятся о своем спасении, что и не хотят употребить труда и внимания для уразумения сего спасительного слова; – а между тем враг спасения, который не дремлет для погибели нашей, воспользовавшись леностью и беспечностию их, приходит и восхищает слово от сердца их, да не веровавше спасутся, подобно как семя само в себе доброе, но падшее при пути, попирается, и птицы небесные поядают оное? Слово ли Божие причиною, что многие, слыша обетованное верующим царствие небесное, преисполненное вечных и неотъемлемых благ, с радостию желают наследовать оное, – но когда слышат, что для сего необходимо нужно мужественно противостоять всем искушениям плоти и мира, и с постоянным терпением исполнять заповеди Евангелия, дабы царствие Божие стяжать во внутренней глубине сокрушенного покаянием, очищенного от грехов сердца своего; тогда отрекаются последовать гласу зовущего их во спасение, и слово Божие в сердцах их остается бесплодным; подобно как семя, падшее на каменистой земле, хотя скоро произрастает, но не могши хорошо вкорениться, при наступлении зноя, засыхает и не приносит плода? Слово ли Божие причиною, что многие из слышащих оное, вместо того, чтоб первее всего и более всего искать царствия Божия и правды его, все силы души своей рассевают в бесконечных заботах о стяжании богатства и суетных честей, утопают в пагубных сластях роскоши и плотоугодия; и слово Божие в душах их остается бесплодным, подобно как семя доброе, но подавленное множеством терния, не приносит плода? Между тем одно и то же, когда пало на землю добрую, – на сердца благие, которые и радостно слушают слово Божие, и трудолюбне разумевают оное; то принесло великий плод благих дел.

Хотите ли, слушатели, чтоб сие всегда живое и действенное слово Божие и в ваших душах было плодотворно? Читая или слушая оное, заставьте молчать всякое собственное земное мудрование ваше; – ибо когда глаголет Бог, тогда всякая тварь должна умолчать. Слушая слово самого Господа Бога, старайтесь исполнять оное самым делом – верным хранением заповедей Его; и оно само наставит вас на всякую истину. Тот никогда не уразумеет силы слова Божия, и не возрастет им во спасение, кто слышит и не творит, читает и не покоряет Ему всего сердца своего. О таковых говорит св. Апостол Павел: «имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися; всегда учащеся, и николиже в разум истины приити могущие» (2Тим.3:5,7). Истинный слушатель слова Божия, предавши себя единожды навсегда водительству его, не обращается уже вспять, в след мудрования мира и плоти, но следует верно его спасительному наставлению; подобно как народ, слушавший на горе Иисуса Христа, последовал за Ним и по окончании слова.

«Сшедшу же Ему с горы, в след Его идяху народи мнози, повествует Евангелист, и се прокажен пришед кланяшеся Ему, глаголя: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити! И простер руку Иисус, коснуся ему глаголя: хощу, очистися! и абие очистися ему проказа»  (Мф. 8:1–3).

Из множества последовавших за Иисусом в одном наипаче прокаженном открывается нам, братие, чудесное действие слов Христовых над его сердцем. От одного слышания Божественной проповеди Спасителя, как скоро душа сего Израильтянина озаряется светом истинной в Него веры! Такой веры, что Евангелие представляет оную в пример всем будущим родам! При свете сей веры, он тотчас видит в смиренном Иисусе всемогущего Господа неба и земли, воздает ему боголепное поклонение и исповедует всенародно, что для очищения его от неисцельной проказы довольно одного только хотения его. –«И пришед, пад ниц, кланяшеся Ему, глаголя: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити!» Вот, братие, истинная молитва веры, которая в глубоком смирении излагает Господу свои прошения, и предает спокойно исполнение оных Его всемогущей и всесвятой воле! – Всеблагий Иисус, коего любообильное сердце всегда отверсто для молитвы веры, ответствует на оную своим милосердием и всемогуществом. Для доказательства, что и пречистой плоти Его сообщена Божественная сила, простирает свою всемогущую руку, прикасается болящему, – и в одно мгновение тело его чудесным образом очищается от проказы. «Иисус же милосердовав, простер руку, коснуся ему, глаголя: хощу, очистися! и абие очистися ему проказа». Мгновенное исцеление от неудобоизлечимых болезней возможно только единой всемогущей силе Божией.

«И глаголаше ему Иисус: виждь никому же повеждь: но шед, покажися Иерееви, и принеси дар, его же повеле в законе Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:4).

Всеведущий Спаситель конечно знал, что исцеленный от проказы от избытка благодарного сердца своего даже не возможет скрыть от других столь великого и чудесного благодеяния Его и возвестит оное повсюду, как он сделал, по свидетельству св. Евангелиста Марка: «Он же изшед, начат проповедати много и проносити слово» (Мк.1:45). Но Господь Иисус для того запретил ему никому о том не поведать, чтоб верным своим Собою дать наставление, по содеянии добра, всячески убегать славы человеческой, дабы они не впали в страсть тщеславия. Как совершенный исполнитель закона Божия, Он повелевает исцеленному показаться священнику для получения от него свидетельства о очищении проказы, без которого не можно было ему явиться вцерковь , и возвратиться в свое жилище. В знак благодарности своей за исцеление, Спаситель заповедует ему принести  дар Богу по закону Моисееву.

Как сии, так и другие подобные чудеса Иисуса Христа, мы не должны, братья, рассматривать по одной только их наружности, но проникать во внутрений их смысл. Чудо исцеления прокаженного, при всей своей великости, было бы еще не так велико, ежели бы с очищением тела его не соединено было очищение его души от проказы греховной, что и было великою целью Божественных действий Иисуса Христа.

Из всех болезней, которые суть следствия греха, проказа, свирепствовавшая в Иудеи и в окрестных ее странах, наиболее изображает смертоносные действия его над душею. Потому-то в Ветхом Завете народу Израильскому дан был особенный для предохранения от сей болезни закон Божий. Проказа, начинаясь в одной части тела, будучи оставлена без уврачевания, распространялась по всему телу. Подобно и грех, когда оставляется без врачевства покаяния, увеличивается и объемлет всю душу. Болезнь проказы, как заразительная, от прикосновения сообщалась и другим. Потому закон Божий повелевал священникам отлучать прокаженных от сожительства с народом Божиим и запрещал им вход в церковь, яко нечистым, доколе они не очистятся от проказы. Грех также есть язва, невидимо распространяющаяся посредством сообщения от одного к другим. И нераскаянный грешник, хотя не всегда отлучается по суду служителей слова Божия от видимой церкви Божией: но по суду всевидящего Бога, в каждое мгновение совершающемуся над человеками, всегда отлучается от невидимой церкви святых, доколе не очистит грехов своих покаянием. Пораженные проказою редко, и может быть, никогда не исцелялись без особенного действия силы Божией: а от смертоносных действий греха един только Бог может исцелить души наши.

Единородный Сын Божий, Господь и Бог наш Иисус Христос, пришел на землю и всего более хощет грешников спасти. И кто из нас, братие, не грешник? и как удобно получить нам врачевание душевных язв наших от столь милосердого и всесильного Врача! Что может быть легче, как восчувствовать свою греховность, повергнуться во смирении у подножия креста Его и с верою прокаженного молить Его всемогущее милосердие об очищении от грехов сердца нашего?» Аще исповедуем грехи наша, говорит Св. Апостол Иоанн, верен есть Господь и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды» (1Ин. 1:9). Так – не столько греховность наша, с которою мы рождаемся, но от которой омываемся во святой купели крещения, сколько гордость, неверие и какая-то непонятная беспечность о спасении своем, оставляют еще в душах Христиан язву греховную, и дают ей силу распространяться. «Или о богатстве благости Божией и кротости и долготерпении нерадиши, говорит св. Апостол Павел к нераскаянному грешнику, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» (Рим.2:4–5). Воистинну благость Божия не оставляет ни одного из грешников без того, чтоб не действовать над обращением сердца его к покаянию. Глас Господа, хотящего всем человекам спастися и в разум истины приити, беспрерывно вопиет ко всем и каждому – то в милостях Божиих, являющихся в благословениях временным благоденствием; то в суде Его, открывающемся в болезнях и бедствиях общественных, семейственных и частных для каждого. Все в природе и гражданских обществах течет под перстом всемогущества, премудрости и благости Божией, и все зовет нас к Господу. В те минуты, когда кто из вас, братие, сильнее начинает чувствовать бедность и греховность души своей, – знайте, что это есть милосердый глас Господа, возбуждающий нас от сна греховного. Не преставайте тогда вопиять к Нему: Господи, аще хощеши, можеши и меня очистити! Не преставайте взывать к Нему о помощи, когда чувствуете бессилие свое противостоять силе привычки ко греху и действию вкоренившихся страстей. Даже тогда, когда как бы насильственно и против воли своей повергаетесь в самую глубину греха, не преставайте вопиять из самой глубины греха к Его всемогущему милосердию. И ежели молитва веры вашей будет истинная, то рано или поздно Он всеблагий верно приидет к вам на помощь, всесильною десницею своею коснется болезнующей души вашей, очистит сердце ваше от скверн греховных и сообщит вам силы благодати своей ходить непреткновенно во свете заповедей Его, и иметь общение со Святыми в нынешнем и грядущем веке. Ибо Его есть милосердое слово: «не требуют здравии врача, но болящии: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9:12–13).

Заметьте, братие, еще два обстоятельства при исцелении прокаженного. Иисус Христос повелевает ему показаться священнику, дабы он был свидетелем его очищения и потом принесть в жертву Богу, по закону Моисееву, агнца единолетного, непорочного, закалаемого на месте святе и всесожигаемого на алтаре храма Господня. Первое есть образ Христианского таинства покаяния, когда раскаивающйся грешник, во смирении и сокрушении сердца своего, с молитвою веры, повергаясь пред Господом, при свидетельстве служителя Его, излагает Сердцеведцу свои душевные болезни и посредством Священника получает уверение в очищении грехов своих силою благодати Иисуса Христа. Второе прообразовало величайшее новозаветной Церкви таинство пресвятого и животворящего тела и крови самого Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Агнца Божия, вземлющего грехи мира, закланного на кресте, и приносимого на алтарях, коего причащением, после истинного покаяния, совершается исцеление грешника, освящение его и соединение со Святыми. Святой Златоуст, излагая спасительные действия в сердцах верующих таинства причащения тела и крови Христовой, говорит, что душа Христианина с истинною верою и любовию, достойно причастившаяся сего пресвятого таинства, бывает столь чиста и свята, что ежели бы, по воле Божией, тогда же разлучилась она от тела своего: то без всякого препятствия возлетела бы на крылах Ангелов в рай, в царствие Отца небесного.

Благость Спасителя нашего столь беспредельно велика к нам грешникам, что Он, и вознесшись на небо, оставил нам слово свое, всегда живое и действенное, и врачевство покаяния, никогда неоскудеваемое, и сокровище освящения негибнущее, и источник жизни приснотекущий. Нам, братие, остается отверзать сердца свои для принятия света слова Его, в немощех наших прибегать к  Врачу душ и телес наших, и со всем желанием и верою в чистоте совести и святыни соединяться с самим Господом и Богом и Искупителем нашим Иисусом Христом в наследие жизни вечной, столь верно обетованной всем истинно любящим Его. Аминь.