Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский. Беседы на Евангелие от Матфея, глава 10 — 11

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творения

Глава 10

Беседа 30. («Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16))

Беседа 31. («Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10:23))

Беседа 32. («Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32–33))

Глава 11.

Беседа 33. («И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» (Мф. 11:1))

Беседа 34. («Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?…»(Мф. 11:7–9))

Беседа 35. («Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись …»(Мф.11:20-24))


Глава 10

Беседа 30.(«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16).)

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»(Мф. 10:16).

Единой только Божественной премудрости и силе Господа нашего Иисуса Христа свойственно такое странное и необычайное посольство. По расчетам человеческой мудрости послать двенадцать овец в средину бесчисленного множества волков, не значит ли безрассудно и безжалостно предать сии невинные жертвы на растерзание хищным зверям? Но Господь восхотел явить великое чудо своей силы и своей премудрости, избрав такие слабые орудия для произведения величайшего дела спасения рода человеческого, дабы показать, что «сила Его в немощах совершается» (2Кор. 12:9). Как Господь сил, конечно, Он мог бы сообщить Апостолам свою Божественную силу, и соделать их страшными для человеков, и неприступными для их зверской злобы: – но как Он сам для спасения мира явился в виде кротчайшего Агнца; то и учеников своих посылает возвещать Евангелие царствия Божия в том же виде овец, дабы они не силою, но кротостию своею побеждали зверские свойства человеков, и жестокость их пременяли в кротость и послушание слову Божию. «Се аз посылаю вас, яко овцы посреде волков». Успех сего посольства оправдал Его божественную премудрость. Ибо кроткие посланники Иисуса Христа тысящи тысящей волков пременили в кротких агнцев, обратив в церковь Его бесчисленное множество Иудеев и язычников.

Конечно Апостолы не своею собственною силою творили сие чудное обращение, но силою благодати пославшего их Иисуса Христа: – однакож и от них требовалось благоразумие в сем деле как и постоянное содействие благодати Божией. Почему Спаситель, посылая их на столь великое дело, дает им наставление, как им обращаться с людьми: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие».

Испытатели природы замечают в змие ту особенную ее осторожность, что при нападении на нее, более всего бережет она свою голову: ибо по естественному некоему чувству знает, что вся жизнь ее заключается в голове, которая, когда остается целою, то прочие части тела, хотя бы соверщенно были отрублены, опятъ выростут; а когда голова ее сокрушена будет, тогда она умирает. Спаситель заповедует ученикам своим во всех случаях с такою же осторожностию хранить истинную в Него веру и верность. Ибо вера во Иисуса Христа есть корень, от Которого происходит истинная наша жизнь; а посему, хотя бы все прочее у нас было отнято: имущество, друзья, сродники, покой, здравие, честь и даже самая телесная жизнь, – но ежели мы соблюдем веру во Иисуса Христа, – то все возвратится нам сторицею. А когда теряем веру, тогда душа наша умирает вечною смертию. Потому-то Апостолы, при всех на них нападениях от человеков, не щадили ничего до последней капли крови своей, только бы сохранить в себе и сообщить другим истинную веру во Иисуса Христа. Но с сею Христианскою мудростию заповедано им соединять незлобие голубей. Из всех животных голубь наиболее отличается простотою, незлобием, и нежностию любви. Спаситель потому требует от посланников своих сих свойств, чтоб мудрость их совершенно удалена была от всякого лукавства и змииной зловредной хитрости сынов века сего, и чтоб они при всех на них нападениях со стороны людей были незлобивы и питали нежнейшую любовь. – С какою точностию служители Иисуса Христа исполнили сию заповедь, дела их весьма ясно показывают. Быв вооружены непоколебимою во Иисуса Христа верою, и воспламенены небесным огнем любви к Богу и к человекам, пламенно желая спасения их, всякий тягостный труд они считали для себя легким, всякое страдание терпели с радостию, и всегда готовы были умирать, только бы спасти погибающих. Ап. Павел до невероятной степени простер свое незлобие и любовь к Иудеям, ненавидевшим и гнавшим его паче других Апостолов. Иудеи многократно покушались растерзать его, а он свидетельствуется самим Богом, что желал бы даже отлучен быть от Христа, в котором едином заключалось всё его блаженство, только бы сии погибающие чада Авраамовы обратились ко Христу и получили спасение. В наши последние времена, в которые, по предсказанию Иисуса Христа, за умножение беззаконий почти иссякла чистая любовь к Богу и к человекам, сия Апостольская любовь показалась бы невозможною. Однакож всегда то останется верно, что те только сердца могут быть храмом Божиим, которые храня веру во Иисуса Христа, паче своей жизни, соблюдают Евангельскую простоту, незлобие и любовь – сии боголюбезные свойства голубя, в виде коего Дух св. благоволил явиться на Иордане. Он и почивает только в верных, простых и незлобивых сердцах. –

«Внемлите же от человек, продолжает Спаситель, предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас; и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради, во свидетельство им и языком» (ст. 17, 18).

Иисус Христос заповедав ученикам своим быть незлобивыми ко всем оскорбляющим их, повелевает им остерегаться людей, – но не того остерегаться, чтобы они не предавали их на судилища и не били и немучили их: ибо сие было для них неизбежно. Всеведущий предсказал им, что их поведут за Него пред царей и владык, для свидетельства истины пред Иудеями и язычниками. Но Спаситель остерегает их от малодушия, и внушает, чтоб они были готовы небоязненно говорить истину пред всеми сильными земли. Услышав от уст Христовых такое великое посольство некнижные ученики Его, естественно, почувствовали в сердцах своих, как им, незнающим ничего, кроме рыбарских мрежей, явиться пред царями и владыками, и что говорить? Сердцеведец, видя сокровенные их помышления, разрешает их недоумение:

«Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете; дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас» (ст. 19, 20) .

Конечно слова Иисуса Христа имели над сердцами учеников Божественную силу, что они без всякого пререкания приняли на себя столь трудное для них посольство. Когда Бог, явившийся Моисею в купине, посылал его к одному только Фараону, извести Израиля из работы Египетской: то он, будучи воспитан при царском дворе, и научен всей человеческой премудрости, троекратно отрицался от возлагаемого на него посольства своим бессилием и косноязычием. Но в учениках Христовых, посылаемых к царям всей вселенной, для изведения рода человеческого из области тьмы во свет веры истинной, достойна удивления младенческая их преданность своему Учителю. Господь обнадеживает их, что они не должны заботиться о том, как и что им говорить пред царями и владыками: ибо в тот самый час Он даст им уста и премудрость, которой никто не может противиться, поелику они не сами от себя будут говорить, но св. Дух научит их, что им надобно говорить. – Обещание сие Спаситель исполнил, излив на них Духа Св. после вознесения своего на небо, а нам верующим преподал весьма важное наставление, что слова Апостолов, написанные в Евангелии и в их Посланиях, мы должны принимать не яко слова человеческие, но яко глаголы Духа Божия, могущие нас умудрить во спасение. – И казалось, что глаголы Духа Божия, глаголы жизни вечной все люди примут с радостию, и богодухновенных проповедников будут почитать и любить яко своих благодетелей: но Спаситель предсказывает совсем тому противное.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их, и будете ненавидими всеми, имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет» (ст. 21, 22).

Иисус Христос в нощной беседе своей с Никодимом ясно изложил причину, почему люди, для спасения которых Он пришел на землю, вместо того, чтоб возлюбить Его, яко своего Спасителя, возненавидят Его. «Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы naчe тьму неже свет: Быша бо дела их зла. Всяк бо, делаяй злая, ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть» (Ин. 5:19, 20). Сия ненависть ко свету истины в людях, привыкших к злу, и ослепленных страстями своими, до такой степени укоренилась, что братья, забывши родственную любовь, предавали на смерть братьев своих, уверовавших во Христа; отцы оставляли естественную нежность к детям своим, обратившимся ко Христу; дети простирали убивственные руки свои на родителей за веру их во Христа. – Но вся злоба и ненависть людей, ожесточенных в неверии, обращались на посланников Иисуса Христа, которых они считали своими злодеями. И какой предлежал подвиг терпения Апостолам, которые не на короткое время, но беспрестанно и во всю жизнь должны были страдать за имя Иисуса Христа, как Он предсказал им: «претерпевый до конца той спасен будет!»

Жизнь Апостолов действительно была беспрерывным продолжением страданий, доколе все почти оную окончили мученическою за Христа смертию. Св. Павел необинуяся глаголет: «по вся дни умираю»(1Кор. 15:51). Для нас слабых Христиан кажется непостижимым, как Спаситель Христос самых любезнейших друзей своих предал, так сказать, такой безотрадной участи. И как доставало им терпения переносить такие

подвиги и страдания? Но таков путь к жизни вечной, путь креста освященный самим Начальником и совершителем веры нашей Иисусом: и такова есть сила Божественной

любви Его! Кому Спаситель Христос по особенной своей милости благоволил сообщить хотя малую искру небесного огня любви своей, для того страдания за имя Его делаются несравненно вожделеннее и сладостнее всех сокровищ и всех утех мира сего. – Люди, истинно богобоязненные, размышляя о том, что претерпел для спасения нашего Иисус Христос, и что пострадали Апостилы, Мученики, Преподобные, и все святые, приходили всегда в трепет о том, какая горькая участь после сей жизни ожидает нераскаянных грешников, утопающих в неге, в роскоши, в забавах. – И размышление сие рождало в них истинное покаяние, и деятельное обращение от сует и соблазнов мира сего к Богу, к прилежному хранению всех Его заповедей, и терпению в подвигах благочестивой и добродетельной Христианской жизни. В самом деле, ежели Христиане суть члены Иисус Христа; то свойственно ли членам провождать жизнь в беспечности, в неге и роскоши, когда глава Спасителя их увенчана и вся прободена терновым венцом?…

Но в мире господствует пагубное заблуждение, будто бы можно быть Христианином и стяжать царствие небесное, не победив своих страстей, и не трудившись до конца жизни в подвигах благочестия и творения заповедей Евангельских. – Нет, братие, нет. Царствие небесное дорогою ценою куплено нам Спасителем Христом и дорогою ценою трудов наших приобретается.–

Почему, возлюбленные в Господе, когда пробуждается у вас совесть или от размышления о страстях Христовых, или от некоего, внутреннего побуждения, и рождается желание соделаться истинными рабами Иисуса Христа: – примите сие святое чувство, как посланника Христова, как отеческий глас Его; – шествуйте по гласу сему с терпением. – Вас сретят многие искушения и со стороны собственных ваших слабостей и привычек, и со стороны соблазнов ближних ваших: – страшитесь предпочитать лукавые советы ложных друзей ваших, привлекающих вас к мирской, плотской, рассеянной жизни, – сему гласу Иисуса Христа, зовущему вас к молитве, к поучению в слове Божием и к благоговейной Христианской жизни. Сие пагубное предпочтение обнаружило бы вашу неверность к Спасителю вашему, и презрение к тайным посланникам Его. Путь креста сначала покажется всем скучным и тягостным;– но любовь Иисуса Христа, любящего нас весьма нежно, соделает скоро иго Его сладким, и бремя Его легким.– Претерпевый до конца той спасен будет. Аминь.

Беседа 31. («Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10:23).)

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10:23).

Заповеди Иисуса Христа, данные Апостолам, дышат всею нежностию чадолюбивого Отца. Предсказав им труды и страдания, которые должны они были подъять в проповеди Евангелия, Он не скрывает от них, что повсюду сретят их гонения за имя Его. Но как жизнь их была очень драгоценна для спасения рода человеческого, то Он повелевает им беречь оную, и без крайней нужды не подвергать себя опасности лишиться ее. Когда их будут гнать в одном граде, Он заповедует им бегать в другой, не по малодушной боязни, но с великодушным намерением и в других городах сеять спасительное семя слова Божия. Ибо такое множество городов Израилевых ожидали проповеди Евангельской, что всем проповедникам достанет их до самого второго на землю пришествия Иисуса Христа. «Аминь бо глаголю вам, не имате скончати грады Израилевы, дóндеже приидет Сын человеческий».Как Иудея была слишком мала для проповедиЕвангельской, и Апостолы очень скоро всю ее прошли: то здесь под именем градов Израилевых, по изъяснению Отцов Церкви, разумеются все те грады всей вселенной, без всякого различия племен и народов, где найдутся верующие во Иисуса Христа, которые в духовном смысле суть чада Авраамовы и овцы дома Израплева; как Спаситель в другом месте Евангелия сказал о обращении язычников в Церковь свою: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10:16). Так Иисус Христос и самые гонения воздвигаемые на Церковь Его Иудеями и язычниками обращал к распространению Евангелия по всей вселенной. И посланники Его самым бегством своим одерживали преславные победы, и приобретали великое множество верующих от всех племен и языков. История Церкви представляет множество примеров, что самые великие и неустрашимые ревнители истины часто укрывались от ярости гонителей, и бегая из одного места в другое, всю вселенную засеяли семенем слова Божия. И тогда только предавали себя на смерть, когда или по откровению Божию, или по другим несомнительным признакам извещались, что они должны были пожертвовать своею жизнию для славы имени Христова и для пользы Церкви Его. Но Апостолы не каменное имели сердце. Слыша от уст Спасителя предсказания повсеместных на них гонений, страданий, поношений, мученической смерти, они не могли быть нечувствительны. Иисус Христос, видевший все движения сердец их, ободряет их такими Божественными словами, которые, как Апостолам при всех воздвигаемых на них бурях искушений всегда внушали непоколебимую твердость, так и всем истинно верующим, в подобных случаях, могут служить крепким ограждением их веры и добродетели.

«Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего. Довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб, яко Господь его. Аще Господина дому Веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его?» (ст. 24, 25).

Для человеческого сердца может быть нет ничего несноснее, как терпеть презрение и поношение. Искушение сего рода так велико, что очень многие лучше соглашаются умереть, нежели сносить оное. Спаситель Христос, не истребляя сего чувства чести свойственного человеку, но возвышая оное превыше мнений человеческих, самого себя представляет в пример терпения поношений всякого рода. Он говорит Апостолам: ученик не выше учителя, и раб не выше господина своего. Довольно для ученика и для раба, чтоб они были так как учитель и господин их. И ежели Его, Господа и Царя славы, Иудеи называли Веельзевулом, именем самым поноснейшим, приличным князю бесовскому: то кольми паче учеников Его будут осыпать всеми возможными поношениями. Ежели Он, безгрешный и Святой святых, сносил все поношения, и для возвращения человекам потерянной грехами их истинной вечной славы, пожертвовал своею Божественною славою: то велико ли есть грешникам за имя Его пожертвовать своим честолюбием? Апостолы, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, который  «вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12:2) и поноснейшую смерть, не только без всякой скорби сносили всякого рода поношения, но принимали оные с великою радостию. Так, когда начальники Иудейские выгнали их с биением из своего сонмища, – «они идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие приятии» (Деян.5:41). И для всякого истинного Христианина нет большей чести, как за имя Господа Иисуса терпеть безчестие.

«Не убойтеся убо их, продолжает Спаситель: ни что же бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет. Еже глаголю вам во тме, рците во свете: и еже во уши слышите, проповедите на кровях» (ст. 26, 27).

После явных гонений и поношений со стороны Иудеев и язычников Апостолам предлежал подвиг сражаться с тайными ухищрениями злобы неверующих, которыми они силились затмить истину всякою ложью и клеветою на проповедников ее. Спаситель Христос ободряет учеников своих тем Божественным уверением, что нет ничего сокровенного, что бы не открылось, и тайного, что бы не было узнано; что истина и добродетель их рано или поздно восторжествует и прославится повсюду; а ложь, клевета и беззаконие, под какою бы личиною ни скрывались, будут открыты и преданы вечному посрамлению; а потому и повелевает Он служителям слова своего, проповедать везде торжественно и всенародно то, что Он говорил им наедине, и как бы на ухо. Вот величественная черта истины, не имеющей надобности скрывать себя, противоположная гнусному характеру лжи и неправды, которая всегда ищет мрака, – ибо боится света, да не обличится ее гнусность и лукавство. И как верно события оправдали истину слов Спасителя! – Смиренные посланники Иисуса Христа и все поборники веры и благочестия, кровию своею запечатлевшие истину исповедания своего, толико презираемые и уничижаемые от сильных земли, так прославлены еще Церковию воинствующею на земле, что и самые венценосные главы благочестно покланяются праху их. Между тем гордые и лукавые гонители их, при маловременной земной их жизни толико возвышаемые ласкательством, по смерти их преданы посрамлению.

«И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убиmu: убойтеся же naчe могущаго душу и тело погубити в геенне» (ст. 28). Страх смерти, и особенно насильственной свойствен естеству человеческому. Но сей страх смерти временной Спаситель прогоняет страхом смерти вечной. Он заповедует Апостолам не бояться тех людей, которые могут только убить тело, но не могут убить души, – но бояться Бога, который за неверность и беззакония осудит и душу и тело на вечную погибель в геенне, не отнимая бытия у беззаконников, но лишая их жизни святых, оставляя душам их вечную смерть в бессмертном сосуде. Ибо смерть души состоит в отлучении от Бога, так как и жизнь ее—в соединении с Богом. И поелику временное разлучение душ святых с телом не только не разлучает их от Бога, но паче способствует к вечному их с Ним соединению: – то и временная

смерть праведников не есть собственно смерть, но начало лучшей, блаженной, вечной жизни со Христом в Боге. И посему-то Ап. Павел говорит: «Мне еже жити, Христос, а еже умрети приобретение» (Флп. 1:21). И все истинно возлюбившие Иисуса Христа, не только не боялись жертвовать из любви к Нему временною своею жизнию: но сподобиться умереть за Христа, считали для себя особенною Его к ним милостию. Так бесчисленные сонмы мучеников на самую мучительную смерть шли как на торжество их веры; и желали разлучения с телом как конца своих бедствий и печалей и начала вечного блаженства и вечной радости. Совершенная любовь их к Богу изгоняла из сердец их страх и временной и вечной смерти. Но заметьте, братия, что в такое совершенство любви к Богу не можно достигнуть без страха Божия. Слово Божие говорит: «Начало премудрости есть страх Господень» (Пс. 110:10). Он так нужен для всякого спасаемого, что Спаситель почел за необходимое глубоко насадить его в сердцах самых Апостолов своих, дабы он был всегдашним стражем их верности к Богу. Без него так же нельзя совершиться в любви к Богу, как нельзя быть плодам на древе без корня. Почему обольщает себя всякой тот, кто думает иметь любовь к Богу, не совершившись прежде в страхе Божием. А совершенство страха Божия в том состоит, когда истинный Христианин так боится нарушить и едину заповедь Божию, что считает себя погибшим для жизни вечной в случае нарушения ее, – а потому паче всего сердце свое бережет не только от дел, но от слов, и самых мыслей Богопротивных, и дотоле не успокоивается, доколе не загладит и самых малых грехов своих истинным покаянием. Сим-то благоговейным страхом Божиим святые, очистивши себя от всякого греха, переходили в такое состояние любви к Богу, что небоязненно и с радостию предавали себя мучителям на смерть, желая разрешиться от уз плоти и жить со Христом.

Впрочем, хотя мучители, по-видимому, имели всю власть над жизнию посланников Иисуса Христа, и поборников веры умерщвляли по своему произволению, но так думали они, ослепленные неверием и гордостию своею, – а в самом существе невидимый промысл Отца небесного столь бдительно хранил их жизнь, что без воли Его и влас главы их не мог погибнуть, как Спаситель уверяет учеников своих:

«Не две ли птицы ценятся единым Ассарием? И ни едина от них падет на земли без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть. Не убойтеся, убо: мнозех птиц лучши есте вы» (Мф. 10:29, 30, 31).

Утешительные слова сии Спасителя раскрывают нам глубину милосердого промысла Отца небесного, и той беспредельной Его благости, которая отеческие попечения свои простирает не только на судьбу человеков, но и на самомалейшие Его твари. Что дешевле тех малых и ничтожных птиц, из которых две покупаются за самую малейшую монету? Но из них ни единая не падает на земле без Отца небесного, ни единая несть забвена у Него, но всех их Он сохраняет, питает, греет. А посланники Иисуса Христа, яко ближайшие служители в деле спасения рода человеческого, так близки к сердцу Отца небесного, что все волосы на главах их сочтены суть пред очами Его. А потому и жизнь их, и все дела их, и все слова и намерения их, и смерть их, под распоряжением особенного об них промысла Отца небесного, обращалась в пользу и спасение рода человеческого и во славу Божию.

Конечно, братие, и всякий человек, яко созданный по образу Божию, по сотворению своему назначен быть столь же близким к сердцу Отца небесного. – И он всегда был к нему так близок. – Но грехи наши такое делают разлучение между Богом и нами, что грешники, по праведному суду Его, лишаются особенного об них промысла Божия. – Ибо как они, не соблюдая заповеди Божией, обращаются с Богом лукаво, то и Бог праведно предает их собственным страстям. Но Господь, по преизбытку милосердия своего, не только любит праведников, но и грешников милует, – доколе они не совсем еще развратились. Милует не тогда только, когда посылает нам благословения неба и земли и попущает провождать жизнь в изобилии и счастии, но тогда наипаче, когда отеческая десница Его наказывает нас для спасения душ наших, – и призывает нас к покаяниию, дабы мы нераскаянностию не лишились вечной жизни. Когда по неисповедимым, но всегда праведным, судьбам своим попущает такие бедственные произшествия, в которых тысячи лишаются и имущества и жизни, – как истинный Христианин должен с благоговением смотреть на такие происшествия и пользоваться ими во спасение души своей, – Спаситель не оставил нас без наставления. – Некогда пришли к нему, и возвестили о Галилеянах, которых кровь Пилат смесил с жертвами их. – «И отвещав Иисус рече им: мните ли яко Галилеяне сии грешнейши naчe всех Галилеян бяху, яко тако пострaдaшa? Ни, глаголю вам: но аще не покаетесь, вси такожде погибнете. Или они осьмнадесяте, на них же паде столп Силоамский, и поби их, мните ли яко тии должейши бяху паче всех живущих во Иерусалиме? – Ни, глаголю вам: но аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк. 13:2–5). Всякое несчастное происшествие есть глас Господа зовущего нас к покаянию, да обратившись к Нему всем сердцем, сподобимся обресть у Него милость, и стяжать жизнь вечную во Иисусе Христе, Ему же со Отцом и святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Беседа 32. («Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32–33).) 

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32–33).

Ежели бы, братие, и не обещана была награда нам за исповедание Господа нашего Иисуса Христа пред человеками: но одно чувство любви и благодарности к Нему, Искупителю и Спасителю нашему, долженствовало бы всегда нас к сему побуждать. Ибо что значит исповедать Его пред человеками? Значит, не токмо веровать всем сердцем, что Он, единородный Сын Божий, по бесприкладному милосердию своему, пришел в мир грешников спасти, и содержать верно все учение Его до последнего издыхания нашего: но и устами и делами своими исповедывать оное везде и всегда пред людьми для их спасения, которое без веры в Него, единого Спасителя рода человеческого, невозможно. «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение»  (Рим. 10:10), говорит святой Апостол Павел.

Для сердца истинно любящего Бога и ближних нет ничего сладостнее сего исповедания бесконечной любви и милосердия Господа Иисуса к роду человеческому. Но видно подвиг исповедания Его пред человеками есть нечто великое пред очами Божиими, что Спаситель благоволил ободрить таковых исповедников обещанием толь великого воздаяния – исповедать и прославить их пред самим Отцом небесным.

Веровать в Господа Иисуса Христа в тайне сердца своего, но не исповедывать веры своей, явно, есть не всем, но половиною только сердца веровать в Него: – в таком двоедушном сердце недостает любви к Господу Иисусу. Ибо «от избытка сердца и уста глаголют» (Мф. 12:54), по словам Писания. Исповедать Иисуса Христа пред человеками тогда, когда они за сие воздают похвалами, а молчать и скрывать веру в Него при опасности гонения от них, есть недостойное Христианина предательство истины, – есть себя проповедывать, – а не Иисуса Христа распятого.

Исповедывать Его устами, а жизнию и делами своими не сообразоваться Его учению и заповедям, есть гнусное пред очами Божими лицемерие. Истинный исповедник Иисуса Христа есть тот, который везде во всех обстоятельствах жизни и устами и делами исповедует Его небоязненно пред всеми людьми, и всегда готов за истину учения Его пожертвовать не только всеми земными благами, но и самою жизнию своею, когда Богу угодно будет потребовать от него сей жертвы.

Сей-то великий подвиг исповедничества предлежит, во-первых, Апостолам Иисуса Христа, которым надлежало проповедать Евангелие царствия Божия Иудеям и язычникам,

между тем, как те и другие воздвигали на них жестокие гонения всякого рода и преследовали их до самой мученической кончины. Обращенные проповедию их Христиане первенствующей Церкви среди гонений, среди ужасных мучений, какие только дух злобы мог изобресть, среди смертей исповедали Господа Иисуса Христа пред человеками, и бесчисленные сонмы святых мучеников, кровию своею запечатлев истину исповедания своего, оставили примеры непоколебимой твердости в вере и любви ко Господу христианам всех последующих времен. Ибо хотя явные гонения на Церковь престали, но тем не менее всякий истинный Христианин имеет долг и всегдашние случаи исповедать Господа Иисуса Христа пред человеками чистотою и твердостию веры и святостию жизни, как говорит Спаситель: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, и прославят Отца вашего иже есть на небесех» (Мф. 5:16).

И как во времена гонений были несчастные, которые или из страха мучений и смерти, или из пристрастия к земным благам мира сего отвергались Иисуса Христа пред мучителями: так и без наружных гонений есть своего рода отвергающиеся Господа. Это суть те лицемерные Христиане, которые хотя устами исповедуют Иисуса Христа, но беззаконною жизнию отвергаются Его учения. Это суть те, о которых говорит Апостол Павел: «яко в последния дни настанут времена люта: будут бо человецы самолюбцы, горды, хулницы, родителям противящиися, неблагодарны, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися» (2Тим. 3:1–5).

Господь, верный в обещаниях своих, прославил уже и в воинствующей на земле Церкви исповедников своих Апостолов, Мучеников, Преподобных и Праведных; но неизреченною славою прославит их пред Отцом небесным и пред всеми святыми Ангелами в Церкви торжествующей на небесах, когда приидет судить живых и мертвых. Тогда, по праведному и нелицеприятному суду своему, отвержется Он тех, пред Отцом небесным и пред всею вселенною, которые отверглись Его пред человеками; – тогда речет им: «не вем вас, отъидите от Мене вси делающие беззаконие» (Мф. 7:23). Тем же, братия моя возлюбленная, хотите ли и вы иметь участие в наследии жизни вечной со всеми исповедниками Господа Иисуса Христа? «Тверди бывайте в вере и любви, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем»(1Кор. 15:58).

«Не мните, яко приидох воврещи мир на землю, продолжает Спаситель, не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (34–36).

Слова сии не то означают, чтобы Спаситель хотел разрушить мир между человеками, и семейственное согласие между родными, которых самое естество так тесно соединяет. Ибо как может хотеть разрушить мир Тот, который пришел примирить человеков с Богом, и при самом рождении которого, Ангели воспели:  «Слава в вышних Богу и на земли мир?» (Лк. 2:14). Но до пришествия Его было на земле вместо истинного мира, единомыслие лукавства между всеми человеками, отступившими от Бога. И сие-то пагубное единомыслие, которое составляло совокупную вражду на Бога, пришел Иисус Христос рассечь мечем слова своего, дабы водворить между верующими истинный мир с Богом и с ближними. И как Он всеведущий предвидел, что в одном семействе будут верные и неверные, и от сего естественно последует разделение между отцом и сыном, между материю и дщерию, и между невесткою и свекровию: то верующим заповедует, чтобы они, для сохранения верности к Нему, разлучались и от родных своих, ежели не могут иначе соблюсти в целости своей веры. Ибо в таком случае мир с родными был бы пагубною для спасения душ наших изменою Господу Иисусу Христу. Не всегда согласие есть добро; и не всегда разделение есть зло. Добро есть согласие в истине и добродетели. А единомыслие с нечестивыми всегда есть пагубно. И они-то суть враги душ наших, хотя бы были домашние наши, и самые близкие к нам по плоти и крови. Разделение с таковыми часто бывает полезно для обращения их на путь истины, и всегда спасительно для нас. Ибо предохраняет нас от нарушения самой первой и главной заповеди – любить Господа Бога паче всего, которую внушает Спаситель.

«Иже любит отца или матеръ паче Мене, несть Мене достоин: ииже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (ст. 37).

Иисус Христос пришел возжечь угасший в сердцах человеков огнь любви к Богу, не для того, чтоб истребить в сердцах детей любовь к родителям, и любовь родителей к детям, которая весьма естественна, и заповедана словом Божиим; но для того дабы любовь сию соделать чистою и святою. Любовь родителей и детей тогда только есть свята, когда они любят Господа Бога, паче всякой твари, какая бы она ни была. А всякая любовь, которая заставляет любить тварь паче Творца, есть беззаконная и пагубная как для любящих, так и для любимых. И сию-то нечистую любовь Спаситель осуждая, хощет насадить в сердцах верующих взаимную любовь такую, которая бы основана была на любви к Нему – Богу и Спасителю нашему. Для того хощет, что от сей только любви проистекает истинное наше блаженство и спасение душ. Потому и заповедует, для сохранения сей любви, жертвовать всем, даже и самою жизнию нашею.

«И иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (ст. 38, 39).

Как сам Он пожертвовал своею жизнию, и для спасения нашего положил душу свою, претерпев крестную смерть: то справедливость требует, и нам для Него жертвовать всем, и следовать за Ним, нося такой крест, какой угодно будет Его благости возложить на нас, хотя бы сие стоило нам жизни нашей. В таком случае, кто отвергается Его, дабы спасти свою жизнь, тот погубляет свою душу – а кто для Него жертвует всем, не щадя и жизни своей, тот спасает свою душу: «Обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю».

Вот верх и совершенство любви истинно верующих Господу Иисусу Христу, которую Он заповедая оканчивает наставления свои Апостолам. Но как они тогда были еще слабы, и не могли не смущаться слыша предвещания толиких подвигов, скорбей и крестной жизни и смерти: то Спаситель ободряет их тем, что между множеством неверных найдутся многие такие, которые будут принимать их как благодетелей своих, и в утешение их обещает приемлющих их соделать участниками в должном им воздаянии.

«Приемляй вас Мене приемлет, а иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Мя. Приемляй Пророка, во имя пророче, мзду пророчу приемлет: и приемляй Праведника во имя праведниче, мзду праведницу приемлет: и иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея» (ст. 40–42).

Во времена Апостолов принятие их верующими было очень важно: ибо приемлющие их разделяли с ними все опасности верования в Господа Иисуса. А потому и награда сего принятия так велика, что Спаситель приемлющих Апостолов почитает, как бы они Его самого принимали. Но что означает принимать Апостола во имя ученика, Пророка во имя пророче, и Праведника во имя праведниче? Различные суть причины, по которым мы взаимно друг друга принимаем: иного принимаем по родству, иного по дружбе; иного по уважению к земным достоинствам. Все сии виды принятия сами в себе хороши; но не об них говорит здесь Спаситель. Важную и великую награду заслуживало принимать Апостолов потому только, что они ученики Христовы, не смотря на их бедность и незнатность, и на то, что мир их гнал. В сем только отношении Спаситель принятие их обещает наградить так щедро, что и чаша студеной воды, поданная им, не останется без сторичного воздаяния. Так же велико есть пред очами Божиими принимать Пророка, потому только что он Пророк Божий, и Праведника, потому только что он Праведник, хотя бы они были беднейшие и самые презренные в очах мира.

В наше время и мы можем и должны принимать Апостолов, последуя их учению со всею верностию, принимать Пророков веруя их предсказаниям, принимать Праведников, подражая их жизни, принимать самого Господа нашего Иисуca Христа в лице нищих и бедных, которых Он не стыдится нарицать меньшею братиею своею, – и к милующим бедных речет на последнем суде:  «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира: Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бех, и введосте Мене: наг, и одеясте Мене: болен, и посетисте Мене, в темнице бех, и приидосте ко Мне. Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе» (Мф. 25:34–40). Аминь.

Глава 11

Беседа 33. («И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» (Мф. 11:1).)

«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их»(Мф. 11:1).

Господь Иисус Христос, дав наставления ученикам своим, и сообщив им силу именем Его творить чудеса, для первых опытов проповеди Евангелия послал их пред собою в окрестные веси, как повествует святой Евангелист Марк:  «Они же изшедше проповедаху, да покаются: и бесы многи изгоняху; и мазаху маслом многи недужныя и исцеливаху» (Мк. 6:12). А между тем сам Он божественными стопами своими проходил грады Иудейские, повсюду разливая свет небесного учения своего, и благодетельствуя людям.

«Иоанн же слышав во узилищи дела Хpucmoвa, посла два от ученик своих, рече Ему: ты ли еси грядый, или иного чаем?» (ст. 2–3).

Как в премудром устроении видимого мира, по прошествии ночи, утром прежде является на небе денница, возвещающая скорое восхождение солнца, а по восхождении солнца денница скрывается от очей наших: – так и в премудрейшем строительстве спасения рода человеческого, после глубокой и продолжительных ветхозаветных времен нощи, освещаемой звездами Пророческого учения, – послан от Бога Иоанн возвестить миру скорое явление Господа Иисуса Христа, как денница самого солнца правды. – Предтеча Господень проповедывал крещение покаяния и оставления грехов, во имя грядущего Спасителя мира, – гласом крепким вопиял в пустыне ко всем: «покайтеся приближибося царствие небесное» (Мф. 3:2). Но когда слава проповеди и чудес Спасителя прошла во все пределы страны Иудейской, тогда Иоанн, совершив важнейшее служение Предтечи Господня, подобно деннице, после восхождения солнца сокрылся в темницу, в которую он ввержен Иродом за обличение беззакония его. Но сей верный служитель Божий, и находясь в темнице, не преставал свидетельствовать о свете истинном, Господе Иисусе Христе до самой мученической кончины своей. Из темницы посылает он двух избраннейших учеников ко Иисусу вопросить Его, Он ли есть обещанный Богом Избавитель и Спаситель мира, которого пришествие возвещали Пророки от начала мира, или другого должно нам ожидать? Но что за причина сего столь странного посольства и вопрошения? Неужели Иоанн дотоле не был еще убежден в том, что Иисус Христос есть обетованный Спаситель мира? Неужели мог сомневаться в сем тот, который еще во чреве матернем, при недостатке слова, проповедывал пришествие Его игранием радости; который при крещении Его с благоговейным трепетом говорил Ему:  «Аз требую тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» (Мф. 3:14); который по крещении Его видел отверстые небеса, слышал глас Отца небесного: «Сей есть Сын мой возлюбленный о Нем же благоволих» (3:17); видел Духа Святого в виде голубя сшедшего и почившего на Нем? который несколько раз перстом указуя на Него, свидетельствовал всем велегласно: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира?» (Ин. 1:36).

Итак очевидно, что не для своего убеждения, но для уверения учеников своих Иоанн послал их ко Иисусу Христу с сим вопрошением.

Из повествования Евангелия известно, что ученики Иоанновы, пленившись Ангелоподобною святостию жизни его, и Божественною силою его учения, так к нему прилепились, что никак не хотели отстать от него и тогда, когда уже Спаситель Христос проповедию и чудесами своими привлекал к себе всех. Даже известно, что они имели слабость, свойственную человекам, еще несовершившимся в благочестии, завидовать славе Иисуса Христа, пред которою, по мнению их, начинала умаляться слава их учителя. Ибо они еще не знали, кто есть Иисус Христос, а потому учителя своего, по необычайной строгости и по старейшинству, ставили высшим Его. При жизни своей Иоанн, как верный служитель Божий, всячески старался истребить в учениках своих сию, хотя искреннюю, но неуместную их к нему ревность, и привесть их к вере во Иисуса Христа. Так, когда они после спора о сем с иудеями пришли к нему и выразили сию ревность говоря: «равви, Иже бе с тобою обонпол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се сей крещает, и вси грядут к Нему». Он им отвечал: «вы сами мне свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним. Оному подобает расти, мне же малитися» (Ин. 5:26, 28, 30). Но ученики его, приписывая сии слова глубокому его смирению, оставались при своем мнении. Находясь в темнице, и по откровению Божию предвидя близкую свою кончину, Предтеча Господень, заботясь о спасении учеников своих, изобретает премудрое средство к совершенному истреблению в умах их излишней к нему привязанности, дабы они после смерти его, желая прославить учителя своего, не отделились от учеников Иисуса Христа. Будучи уверен, что Господь Иисус Христос божественною премудростию своею исправит погрешительное их мнение, он, разделяя с ними немощи их, под покровом собственного недоумения, посылает двух из них с сим вопросом: ты ли еси грядый, или иного чаем? Вот совершенный образец истинных служителей слова Божия, которые не только не ищут славы своей, но боятся оной, и паче всего заботятся о том, чтоб вся слава служения их принадлежала единому Богу.

«И отвещав Иисус рече им: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите, и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются,и глусии слышат, мертвии востают, и нищии благовествуют, и блажен есть, uжe аще не соблазнится о Мне» (ст. 46).

Всеведущий Господь Иисус, разумея мысли своего Предтечи, на необычайный его вопрос, необычайный дает ответ. Отвечает не словами, что Он естъ Спаситель мира, обетованный Отцом, – ибо сие соблазнило бы Иудеев, которые и без того говорили Ему: «Ты сам о себе свидетельствуеши» (Ин. 8:15). Но такими делами, из которых ученики Иоанновы должны были совершенно в том увериться. Святой Евангелист Лука повествует, что Спаситель в тот же час, вместо ответа посланным, исцелил многих от недугов и ран и духов злых, и многим слепым даровал прозрение. И после уже сих благодетельных чудес, которых ученики Иоанновы были очевидцами, дает им ответ: идите возвестите Иоанну что слышите, и видите. Слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищим благовествуется. Сии чудные и благотворительные роду человеческому дела, свойственные единому Богу, как несомнительные признаки обетованного Спасителя мира, возвещены об Нем чрез Пророка Исаию: «Укрепитеся руце ослабленныя; и колена разслабленная, утешитеся малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся. Се Бог наш суд создает, и воздаст, той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся ока слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых»  (Ис.35:3–6). «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение» (Ис. 61:1). Иисус Христос  словами своими, указуя ученикам Иоанновым на сии пророчества, разрешает их об нем сомнение. А дабы совершенно истребить в душах их погрешительное их об Нем мнение, Он им показывает, что от божественного Его всеведения, не могут скрыться тайные помышления их сердца. Глубокое смирение и уничижение Спасителя, под которым сокрывалась слава Божества Его, соблазняла как их, так и прочих Иудеев, по ложному понятию мира и плоти, ожидавших явления Мессии во всём блеске и славе видимого царского величия. Потому Он и заключил ответ свой сими словами: «Блажен есть иже аще не соблазнится о Мне»то есть, блажен всякий тот, кому глубокое смирение и уничижение Иисуса Христа во время жизни Его на земле и крестная Его смерть не воспрепятствуют веровать в Его божество. Спасительное действие сего ответа в сердцах учеников Иоанновых произвело то, что они возвратились к своему учителю с верою во Иисуса Христа Господа нашего, и по кончине Предтечи присоединились к ученикам Его.

Блажени убо и мы, братие, что по неизреченному милосердию Отца небесного, с самого младенчества нашего принадлежим к святой и православной Церкви верующих в Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но блаженство сие, к вящшему нашему несчастию, мы можем потерять, и лишиться наследия жизни вечной, стяжанной нам божественною кровию Искупителя нашего, ежели не удержим до конца исповедания нашего не только словами, но паче делами, по заповедям Евангелия Его и святостию жизни нашей. – Святой Апостол Павел увещавает верующих: «Мир имейте и святыню, без которой никтоже узрит Господа» ( Евр. 12:14). Тот еще слеп и не прозрел умными очами, чье сердце обольщено и прилеплено или к богатству земному, или к славе мирской, или к роскоши и суетным наслаждениям века сего, – а не полагает всего сокровища своего на небесах: «ибо идеже, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), говорит Спаситель. Тот еще хром, кто не старается всеми силами своими ходить непреткновенно по пути заповедей Евангелия Господа Иисуса, а творит волю похотей плоти и мира. Тот еще прокажен, в чьем сердце гнездится владычество грехов со всеми сквернами плоти и духа. Тот еще глух к слышанию словес Божиих, кто в законе Господни не поучается день и нощь, а повинуется пагубным внушениям похоти очес, похоти плотской и гордости житейской. – Тот еще мертв, кто не умер греху, и кто еще себе живет, а не умершему и воскресшему за нас Господу и Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Востанем убо спящии, и воскреснем от мертвых, и осветит нас Христос, и пойдем во смирении сердца по гласу Господа нашего. «Бог же мира возведый из мертвых Пастыря овцам великаго кровию завета вернаго, Господа Нашего Иисуса Христа да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом Ему же слава во веки веков» (Евр. 13:20, 21). Аминь.

Беседа 34. («Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?…»(Мф. 11:7–9).)

«Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.  Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка»(Мф. 11:7–9).

Недоумение учеников Иоанновых о бесконечном преимуществе Иисуса Христа пред учителем их с такою премудростию Спаситель разрешил делами и словами своими, что они, в безмолвном к Нему благоговении, возвратились к пославшему их с верою в пришедшего Избавителя мира, как слышали мы в прошедшей беседе. Но народ, слышавший предложенный от лица Иоаннова вопрос Иисусу Христу: «ты ли еси грядий, или иного чаем?» не проникая намерение Предтечи Господня, мог подумать, что он, будучи устрашен гонением Ирода и всажден в темницу, поколебался в твердости исповедания своего и сам сомневается о пришествии в мир Сына Божия Иисус Христа. Сердцеведец Иисус, видя все движения мыслей народа, дабы истребить в нем сие подозрение и непоколебимую верность исповедания Предтечи своего запечатлеть своим божественным свидетельством, тотчас по отшествии учеников Иоанновых начал говорить об нем в слух всего народа: «чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблемую?»  Смысл слов сих есть сей: Иоанн не из числа тех низких и обыкновенных людей, которые, живя по духу мира сего, всегда непостоянного, по образу его всегда переменяют образ мыслей своих, подобно слабой трости, колеблемой во все стороны ветром. Иначе для чего бы вам, оставив грады и веси, с таким тщанием стремиться в пустыню, дабы видеть сего столь необыкновенного человека, посланного от Бога? «Но чесо изыдосте видети? Человека ли в мягки ризы облеченна? Се иже мягкая носящии в домех царских суть»Быть непостоянным, переменять образ мыслей своих свойственно людям, преданным или корысти, или честолюбию, или роскоши и неге, каковыми наполнены домы царей земных. Но в Иоанне вы видели совсем противное. – Жилище его – пустыня, одежда его – волосяная, пища его, по бедности своей, едва достаточная для сохранения жизни человеческой; – вышед из пустыни и пользуясь уважением народа и самого царя Ирода, он мог бы быть в числе первых его царедворцев, ежели бы умолчал истину. – Но как верный проповедник правды, он предпочел темницу царским чертогам. «Нo чесо изыдосте видети? Пророка ли? Ей глаголю вам, и лишше Пророка».

Все Иудеи, не исключая и законоучителей их, почитали Иоанна Пророком Божиим, по чрезвычайной святости его жизни и нелицеприятной правде его учения.– Спаситель, подтверждая сие мнение народа, свидетельствует, что он более всех предшествовавших ему Пророков.

«Сей бо есть, о нем же есть писано: Се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою «(ст. 10).

Все Пророки возвещали пришествие на земле Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, – а потому все они могут назваться Ангелами, – т.е. вестниками, – но вестниками отдаленными. Один Иоанн по преимуществу называется Ангелом посланным от Бога, как самый ближайший вестник уже пришедшего на землю Спасителя мира, как самый приближенный к Нему служитель Его, или паче искреннейший друг Его, как он сам себя называет:  «Имеяй невесту жених есть, а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас жениха: сия убо радость моя исполнися» ( Ин. 3:29 ).

И вот почему он есть больший всех Пророков. Но Спаситель не останавливается на сем; – Он его называет бо́льшим всех рожденных женами.

«Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя: мний же во царствии небесном, болий его есть» (ст. 11).

Сие преимущество Иоанна пред всеми вообще человеками, засвидетельствованное самою вечною истиною, происходит сколько от величайшей важности единственного служения его, яко Крестителя Господня, столько от необыкновенной святости его жизни, ему единому свойственной. Зачатие его от неплодных родителей возвещено Ангелом; он преисполнен Духа святого еще во чреве матернем; – в младенчестве возведен Духом Божиим в пустыню, дабы оградить его от всякого сообщения с миром. – Не имея обращения ни с кем из человеков, воспитан и наполнен премудростию самим Богом. – Вся жизнь его не земная но небесная; – всё время свое проводил он в священных песнях, в молитвах, в беседовании с Богом и Ангелами Его. По глаголу Божию явился он народу Израильскому, как бы сошедший с неба. – Все слова его исполнены были такою Божественною силою, что все сословия Иудеев обратились к слышанию оных. – И вот почему Спаситель сказал о нем:  «Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя».

Но дабы после сего свидетельства о таком чрезвычайном преимуществе Иоанна, не почли его бо́льшим самого воплощенного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа,

Спаситель присовокупляет: «Мний же во царствии небесном болий его есть».

Меньшим в царствии небесном называет себя Иисус Христос по глубочайшему, Ему единому свойственному, смирению, и так сказать, Божественному уничижению. Ибо никто ни из Ангелов ни из человеков никогда не может так смириться, – как смирил себя Он, Господь славы, Единородный Сын Божий и Бог наш, для заглаждения и истребления корня всех грехов – гордости человеческой. – Смирение Его было сообразно Божественному Его величию: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек, смирил себе, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя»  (Флп.2:6–8). – «Аз есмь червь а не человек, поношение человеков, и уничижение людей» (Пс. 21:7), говорит об Нем св. Пророк Давид. После сего как может бедный и ничтожный грешник, кто бы он ни был, чем-нибудь гордиться, когда сам Бог так смирил себя для спасения нашего? И может ли гордый найти себе место в царствии небесном, когда сам Царь сего царства до такой степени себя умалил, дабы верующим в Него показать собою пример глубочайшего смирения, которое есть основание всех Христианских добродетелей?

«От дней же Иоанна Крестителя доселе царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо Пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, сей есть Илия хотяй приити, – имеяй уши слышати да слышит» (ст. 12, 14).

Все Пророки и закон до Иоанна прорекали о царствии небесном, но прорекали сокровенно, в гаданиях и образах. – Ибо пришествие Иисуса Христа, и с Ним явление на земле царствия небесного было отдаленное. Иоанн первый возвестил миру явившееся уже царствие небесное на земле, и указанием своим на Иисуса Христа, виновника сего царствия, положил печать всем пророчествам. Почему Спаситель и говорит, что от дней Его царствие небесное «благовествуется»     всем  так ясно и открыто, что можно его восхитить, и восхищают оное те, которые со всеусильным стремлением обращаются к истинному покаянию и вере во Иисуса Христа. «Царствие небесное нудится», т.е. с усилием и понуждением себя приобретается; – «и нуждницы восхищают е», т.е, те, которые, не смотря ни на какие препятствия, скоро и не уклонно всеми силами к нему стремятся, и восхищают оное к вечному своему блаженству. – Так восхитили царствие небесное Апостолы, по гласу Спасителя оставив все, и последуя всюду за Иисусом Христом. Так восхитили царствие небесное многие мытари и грешники, в сокрушении и смирении сердца обратившиеся к истинному покаянию. Так восхитил царствие небесное упомянутый в нынешнем Евангелии старейшина мытарей Закхей, с таким сильным желанием искавший видеть Иисуса Христа, с таким покаянием и верою принявший Его в дом свой. – Так восхитил царствие небесное разбойник, исповеданием своим Божества Иисуса Христова, вися с Ним на кресте. – «И аще хощете прияти, сей есть Илия хотяй приити, имеяй уши слышати да слышит».

Все пророческие книги ветхого завета заключаются сими словами последнего Пророка Малахии. «Се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго, и просвещеннаго: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. 4:5, 6). Спаситель показывает Иудеям начало исполнения сего пророчества в лице Иоанна, который исполнен был духом, и силою Илии, – и также был предтечею первого на землю пришествия Иисуса Христа, как Илия веруется быть предтечею будущего второго Его пришествия. – Потому и говорит Он: «имеяй уши слышати да слышит» (ст. 15). Слова сии, что Иоанн есть Илия, требуют глубокого внимания и духовного рассуждения.

«Кому же уподоблю род сей? подобен есть детям седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте: плакахом вам и не рыдасте. Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пия, и глаголют: беса имат. Прииде Сын человеческий ядый, и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. И оправдися премудрость от чад своих» (ст. 16–19).

Иисус Христос, принеся с собою с неба на землю царствие небесное, с сильным желанием Божественного человеколюбия своего хощет, чтобы все человеки старались восхитить его себе. – Но видя в Иудеях беспечность, холодность и даже противление распространению на земле царствия небесного, с жалостию отеческого сердца своего уподобляет их безмысленным детям, которые самые важнейшие для вечного спасения их истины и всеблагое промышление Отца небесного обращают в детскую игрушку; которых ни пример строгости жизни Иоанна Предтечи Господня, ни снисходительное обращение с грешниками самого Иисуса Христа, не обращают к покаянию и вере в Него, – а издеваясь над тем и другим, сами себе готовят вечную и неизбежную погибель. Но во множестве бессмысленно погибающих, всевидящее око Спасителя видит многих истинных сынов царствия небесного, которые, как ученики и сыны истинной премудрости, разумеют сию премудрость Божию в строительстве спасения человеческого, и воздают ей справедливость. – «И оправдися премудрость от чад своих».

Приложим, братие, притчу сию Иисуса Христа к нам самим. Не подобны ли и мы несмысленным детям Иудейским? Когда слово Божие, разверзая нам все сокровища любви и благости Отца небесного, явленные в единородном Сыне Его Господе нашем Иисусе Христе, обещает нам верующим вечные, неизреченные блага царствия небесного, стяжанные кровию Его; стремимся ли мы со всем усилием путем заповедей Его, к получению и восхищению их? Не часто ли слушаем сие, как вещь маловажную для нас? Не часто ли спасению душ наших, и благам царствия небесного предпочитаем суетные и ничтожные предметы корысти, честолюбия, роскоши и неги, как будто бы есть для нас что-либо важнее спасения душ наших? Когда слово Божие угрожает грешникам вечными мучениями и погибелью: сокрушаем ли мы сердца свои глубоким раскаянием о грехах наших, дабы умилостивить обращением своим и слезами нелицеприятного Судию, и во смирении сердца начать жизнь добродетельную и святую, и соделаться наследниками царствия небесного?

Не часто ли лукавое сердце наше шепчет нам: «Милость Господня многа, не помянет беззаконий моих», – и из самого милосердия Божия, которое проповедуется для спасения нашего, делает себе возглавие беспечности, и обращает его к погибели нашей? – Не для того возвещается милосердие Божие, чтоб мы прилагали грехи ко грехам, – но для того, чтоб мы не отчаявались во грехах наших, и творили покаяние и дела достойные оного. «Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радиши, говорит Апостол, не ведый яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева, и откровения праведнаго суда Божия» (Рим. 2:4, 5). Не одно милосердие Божие возвещает нам слово Его, но равно возвещает и вечную правду Его: –«Иже воздаст комуждо по делом Его» (2:6).

Будем убо, Братие, отселе сынами истинной премудрости Божией, и не именем токмо и словами, но делами своими покажем себя сынами царствия небесного, достойными наследниками жизни вечной, стяжанной нам кровию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Беседа 35. («Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись …»(Мф.11:20-24).)

«Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;  но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе»  (Мф. 11:20-24).

Кто бы кажется, слушатели, не обратился в покаянии на путь истины и спасения, видя самого Бога во плоти, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, творящего чудеса для обращения сердец человеческих к вере в Него, слыша от самых медоточных уст Его глаголы живота вечного, и имея пред очами своими совершеннейший образец добродетели, пример Святейшей жизни Его? За всем тем однакож те самые города, в которых чаще обращался Спаситель, проповедуя Евангелие, и более творил чудес, пребыли в нераскаянии. Капернаум, город приморский, процветавший тогда торговлею и богатством, пред всеми прочими почтен был тем наипаче преимуществом, что Иисус Христос имел в нем постоянное свое жилище. Сей град имея в себе небесного Учителя, сею почестию превознесен был до небес, но за неверие свое низведен до ада. Хоразин и Вифсаида, находясь весьма не в дальнем расстоянии от первого, также занимались промышленностию. Жители сих городов столь многие и столь великие видели чудеса, совершаемые Спасителем, что, по словам Его, могли бы они обратить к покаянию самые развращеннейшие в древности города, каковы были Тир и Сидон, Содома и Гоморра. Что бы за причина была такой ожесточенной нераскаянности, которою сам Спаситель оплакивает? Очевидно, что жители Капернаума и сопредельных ему градов, предавшись страсти любостяжания, упоенные роскошию и изобилием, нивочто вменяли спасительные слова проповеди Евангелия, и презирали самого Господа славы, явившегося в виде кроткого и смиренного Агнца. – Так-то, братие, когда страсти, и особенно страсть любостяжания и гордости, возобладают сердцем человека, тогда и сильные чудеса, и советы Божественной премудрости к обращению его остаются тщетными. Спаситель нераскаянным   градам, над обращением которых Он столь много, но безуспешно, трудился,  по  праведному  суду своему, возвещает злосчастную участь в вечности, горшую той, каковой за беззакония свои, подверглись Тир и Сидон, Содома и Гоморра. – Извлечем, братие, из сего спасительное для себя наставление, с каким вниманием, тщанием и страхом должны мы, верующие, соделовать спасение наше, дабы за беспечность и нерадение наше не подвергнуться большему осуждению нежели неверные. Ибо «ему же дано много, много и взыщется от него; а нам верующим, по словам св. Апос. Петра, вся Божественныя силы Господа нашего Иисуса Христа, яже к животу и благочестию подана познанием призвавшаго нас славою и добродителию: Имиже честная нам и великая обетования даровашася, да сих ради будем Божественнаго причастницы естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли» (2Пет. 1:3, 4).  «В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» (Мф. 11:25) .

Любообильное сердце Иисуса Христа исполнено было великою скорбию, когда Он возвещал погибель тем нераскаянным, над обращением которых трудился безуспешно. –Ибо огнь Божественной любви Его, пламенно желавшей спасения всех, снедал всеблагое сердце Его при виде погибающих. Сия скорбь Спасителя тогда только облегчилась, когда Он увидел учеников своих, возвратившихся из посольства на проповедь с некоторым успехом; как повествует Св. Евангелист Лука: «Возвратишася же седмдесять с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем. В той час возрасовася духом Иисус, и рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою» (Лк. 10:17–21).

Под именем премудрых разумеются здесь те напитанные земною мудростию души, которые, гордясь своим многознанием, не ищут просвещения от Бога Отца светов, и не просят у Него во смирении мудрости небесной, – а потому и остаются в ослеплении своей гордости, каковы были тогдашние книжники и фарисеи, отвергавшие учение Иисуса Христа. – Под словом разумных означаются те, которые весь свой ум и всю свою хитрость употребляют на изобретение способов к стяжанию земных благ, совсем не заботясь о стяжании небесных, а потому очень разумны в неправедном приобретении себе богатства земного, – но глупы и бессмысленны к Спасительному разумению тайн царствия небесного, – каковы были жители Капернаума. Под именем младенцев Иисус Христос разумеет тех смиренных и незлобивых сердцем, которые, сознавая ничтожество ума человеческого к разумению тайн спасения, со смирением просят себе откровения их у Отца небесного и с младенческою простотою и доверенностию приемлют и соблюдают слово Божие, – каковы были Апостолы, ученики и многие последователи Иисуса Христа из простого Иудейского народа. Сим младенцам Отец небесный, по благоволению своему, открывает тайны царствия Божия, и умудряет их во спасение – между тем как по праведному суду своему утаевает их от премудрых и разумных века сего. Не потому утаевает, чтоб не хотел открыть им входа в царствие небесное: ибо  «Он хощет всем спастися, и в разум истины приити» (1Тим. 2:4); но потому что они, самовольно предавшись страстям гордости и любостяжания, сами удаляются от света истины, сами хотят доставить себе просвещение и составить свое счастие, – не хотят разуметь, что всякое истинное просвещение и истинное блаженство есть у Бога, как говорит далее Спаситель.

«Вся Мне предана суть Отцем Моим; и никто же знает Сына токмо Отец. Ни Отца кто знает токмо Сын, и ему же аще волит Сын открытии» (Мф. 11:27).

Тайны царствия Божия и строительства спасения рода человеческого сокрыты были от вечности в совете Пресвятой Троицы Отца и Сына и святого Духа. Никакой ум сотворенный, не токмо человеков, но ниже Ангелов, сам собою не может иметь истинного познания о Единородном и единосущном Отцу Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся ради спасения нашего – равно никто не может человекам открыть беспредельной любви Отца небесного, по которой Он «тако возлюби мир, яко и Сына своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16). Един Господъ наш Иисус Христос, Единородный Сын Отца небесного, по неизреченному человеколюбию своему, открывает верующим в Него непостижимую любовь Духом святым. – И как Отец небесный, который есть весь любовь, в единородном Сыне своем положил все сокровища жизни, света и блаженства нашего, для разлияния оных всему роду человеческому: то Он, Спаситель наш, с каким сильным желанием беспредельной любви своей призывает к себе всех вообще человеков, не исключая никого, дабы всем верующим даровать спасение и жизнь вечную!

«Приидите ко Мне, вопиет Он, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем:и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (ст. 28–30).

Всепроникающее око Спасителя видит всех человеков оставленных самим себе, утружденных несносною работою суете мира сего лукавого и прелюбодейного, преданных разрушительным страстям плоти, и пагубным внушениям духа злобы – и видя, с отеческим сердоболием и милосердием всех призывает, да обратятся к Нему, Избавителю от всех забот, в котором Едином бедные души могут обресть себе истинный покой. – Ибо души наши так сотворены, что нигде, кроме Его, не могут обрести ни истинного покоя, ни истинной радости. – Без Него, Спасителя нашего для души нашей всё прочее труд и болезнь, суета, печаль, и несносное бремя.– «Приидите, говорит Он, ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы», – вместо тяжкого и несносного бремени греха, возмите иго Мое на себе, – начните ходить в свете заповедей Евангелия, которые не отягощают душ ваших, но дают вам жизнь и силы, и избавляют от тяжкого бремени греха, подобно как птицу перья не обременяют, но воскрыляют и доставляют ей удобность свободно летать по тверди небесной. – А дабы вам заповеди Моего Евангелия соделались легкими и приятными,  «научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

Кротость и смирение сердца суть такие добродетели, которым верующие первее всего и более всего должны научаться из примера кротчайшего и смиреннейшего паче всех Спасителя своего. – Ибо в чьем сердце возродится кротость и смирение Его: тот все заповеди Евангелия найдет для себя не только легкими, но преисполненными утешения, любви и сладости Божественной, – и в них обрящет истинный покой души своей. – «Иго бо» Спасителя «благо, и бремя Его легко есть «для кротких и смиренныхсердцем. – «Коль сладка гортани моему словеса Твоя Господи, паче меда устом моим» (Пс. 118:103), говорит кроткий Давид. – Оно представляется тяжким для гордых:– ибо гордым Бог противится;– Оно тяжким кажется для сердец, преданных страстям плотским мира: – ибо сии страсти несовместны со святостию жизни истинно верующих. – Но Спаситель и самым грешникам отверзает дверь покаяния, которое, ежели будет истинное, то и для них иго заповедей Евангелия тотчас превратится в благое и легкое. – Иисус Христос показывает сие весьма ясно в нынешней Евангельской притче.– Хотя и все Евангелие возвещает нам, братие, беспредельное милосердие Отца небесного к кающимся грешникам; но может быть нет другого места, в котором бы сие утешительное для нас свойство Божие открыто было в столь ясных и разительных чертах, как в притче блудного сына. Единородный Сын Божий, пришедый в мир грешных спасти, под образом человека, имевшего двух сынов, представляя Бога, любящего праведников, и грешников милующего, раскрывает в ней, так сказать, всю глубину неизмеримой Его благости. Здесь виден грешник, своевольным удалением от Отца небесного, бесконечно оскорбивший Его благость, грешникпрезревший все отеческие об нем попечения Творца и Промыслителя своего, беззаконною и преступною жизнию своею расточивший все дары благодеяния и милосердия Божия, словом: грешник, пришедший во глубину зол. Но неистощимое милосердие Божие, силою благодати своей, и сего грешника извлекло из самой бездны погибели. Истинное покаяние и сему оскорбителю величества Божия возвратило любовь и всю нежность Отца небесного. – И сей, погибший уже, сын очень скоро, и сверх всякого чаяния своего, получил от Отца все то, или еще более, нежели сколько разточил своею порочною жизнию.

Святая Церковь для того и положила чтение сей Евангельской притчи ныне, когда всех чад своих матерним гласом заблаговременно призывает на подвиги покаяния и поста, дабы никто из грешников, сколь бы многи и велики ни были грехи его, не только не отчаевался, но ниже усумнился в милосердии Божием, и дабы каждый тем с большею бодростию и ревностию вступил в сей спасительный подвиг. И кто ж из нас, братие, не грешник? Кому недорого спасение от грехов души нашей? Кому не желательно, не только возвратить сердцу своему истинный покой и истинную радость, но и сотворить собою радость Ангелам на небесах, какова бывает там о каждом кающемся грешнике, по слову Господа и Спасителя нашего. Но надобно, чтоб покаяние наше было истинное. – Должно в себя прийти, – обратиться из рассеянности чувств, страстей и тлетворных обычаев мира сего лукавого и грешного. Уединиться в клеть сердца своего, при светильнике закона Божия рассмотреть тщательно бедное состояние оного, в смирении духа глубоко чувствовать всю греховность свою, и то оскорбление, которое мы многократно делаем величеству Божию, при свидетельстве зрящих на нас небожителей святых Ангелов хранителей наших, с верою во Христа твердою востать от мрачного сна греховного, и подобно блудному сыну неуклонно идти к Отцу небесному, не взирая ни на какие узы греха, привязывающие нас к плотской и мирской жизни, и содержащие души в стране темной и удаленной от света Божия. И тогда воистину милосердый Отец небесный, еще далече сущим нам, и видя покрытых рубищами грехов, вовсе отчужденных от жизни праведных и святых, еще слабых в хождении по пути заповедей Его, узрит нас чадолюбивым оком своим, возвратит нам потерянное грехами нашими право на имя сынов Его. Облечет нас ризою светлою оправдания заслугами Христовыми, ризою чистоты и непорочности, очищенною кровию Христовою; даст сердцу нашему перстень обручения в залог жизни вечной, сокровенной со Христом в Боге; послет нам Духа своего святого; излиет в души наши любовь свою; силою благодати своей утвердит слабые стопы наши в бестрепетном хождении во свете заповедей Его святых; приобщит нас к радостотворной трапезе закланного на кресте за грехи мира Агнца, Единородного Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, и сотворит радость велию Ангелам на небесах. Еже буди всем нам получити благодатию и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, ему же со Отцом и святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.