Озвучено Никой
Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам
Слово 10, в котором повествуется о том 1) что христиане не должны вводить друг друга в соблазн; 2) каким соблазном следует пренебрегать; 3) что нельзя легко поддаваться всякому искушениюельзя заниматься колдовством и магией
Вступление
Часть первая
1. Христиане не должны вводить в соблазн друг друга. Прямое и переносное значение слова «соблазн»
*** Всякий грех есть явный соблазн, и христианам не подобает соблазнять ни единоверцев, ни язычников. Язычники, соблазняемые грехами христиан, не принимают христианскую веру. Христиане из-за соблазна, в который они вводят язычников, отвечают и за их погибель. Кто соблазняет словами или делами, тот подлежит осуждению, даже если никого и не совратил ими
2. Каким образом вышестоящие могут не вводить в соблазн подчиненных
*** Почему великие люди обязаны не вводить в соблазн больше, чем маленькие, которые привыкли подражать большим
*** Великие, согрешая, вводят в страшный соблазн малых, которые, даже согрешая, немного или не соблазняют других
*** Чему подобны облеченные властью и их грехи
*** Даже когда правители не грешат, их все равно порицают как грешащих
3. Наделенные церковной властью должны светить, подобно солнцу, и даже превыше солнца
*** Наделенные церковной властью своей добродетелью должны превосходить светских правителей и даже монахов-отшельников
*** Соблазны отличаются друг от друга в зависимости от лица
*** Один и тот же грех различается в зависимости от лица, которое его совершает
*** Священники не только сами никого не должны вводить в соблазн, но также и их сыновья, их дочери, согрешая, подвергаются более суровому наказанию, чем миряне
*** Соблазны, исходящие от наделенных мирской властью людей, различаются друг от друга в зависимости от лица
4. Насколько дурно, когда некто говорит: «Какое мне дело до того, что кто-то подвергается соблазну?» Почему апостол Павел совсем не ел мяса, дабы никого не ввести в соблазн
*** Если не можешь исправить другого человека, не вводи его в соблазн. Не вводи в соблазн других из-за того, что они просты и незначительны. Соблазняющие простых и незначительных людей согрешают против Самого Христа
*** Живущий добродетельно не получит от этого никакой пользы, если будет вводить в соблазн других. Общение со скверными людьми тоже вводит в соблазн. Христианам нельзя вводить в соблазн даже язычников
*** Христианам непристойно встречаться со скверными людьми
*** Соблазнивший должен просить прощения у соблазненного, да еще и покаяться
*** Тайные грехи станут явными и введут в соблазн
Часть вторая
*** Каким соблазном должны пренебрегать христиане. Если некто соблюдает божественные заповеди, а другие соблазняются, то следует пренебрегать их соблазном
*** Следует пренебрегать теми, кто отвращает нас от воли Божией. Почему Господь назвал Петра сатаной
*** Говорящий или делающий благо свободен от греха, даже если он кого-то и соблазняет. Только тогда следует пренебрегать соблазном, когда польза превосходит вред от него. Не следует пренебрегать соблазном, содержащимся в безразличном и дозволенном. Господь иной раз пренебрегал соблазном, а иной – нет
*** Павел, имея право кормиться проповедью Евангелия, не делал этого, чтобы никого не ввести в соблазн, и проповедовал, работая в мастерской
Часть третья
*** Христиане не должны легко соблазняться. Люди соблазняются не по разумению, но только лишь по страстям и недоразумению
*** Глаза обманывают человека. Как нужно поступать, когда кто-то говорит о согрешении брата
*** Не следует соблазняться теми, кто соблюдает заповеди и священные правила
*** Не соблазны сами по себе вредят, а беспечность и страсти людей. Соблазны более помогают, чем вредят
Послесловие
*** Как избежать вреда от соблазнов