1.2. Богоявление и Крещение Господне. Дмитрий (Муретов) арх. Херсонский

ПЕРЕЙТИ на главную страницу первого тома

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений

10. СЛОВО в навечерие Богоявления Господня (Об освящении воды. «Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью?»)

11. СЛОВО в день Крещения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (О духовном обновлении. «Что дает нам и чего требует от нас крещение по примеру и во имя Господа Иисуса Христа?»)

12. СЛОВО в неделю по просвещении (Настоящий день по просвещении есть ли действительно таков и для нас. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11))

13. СЛОВО в неделю по просвещении (О царстве небесном. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4, 17))

14. СЛОВО в неделю по просвещении (Духовное обновление человека. «Духовно рождаемся от Господа, как нового Адама, и в этом рождении наследуем от Него оправдание жизни»)

15. СЛОВО в неделю по просвещении (О прославлении Бога душою и телом. «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших  и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор. 6, 20))


10. Слово в навечерие Богоявления Господня («Что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью?»)

«Днесь вод освящается естество» (Песнь церков.).

Настоящий праздник имеет ту особенность перед другими торжествами Церкви, что в воспоминание крещения Спасителя в Иордане постановлено св. Церковью торжественно освящать воду. Для чего сей обряд? Что значит сие освящение воды? Такой вопрос, без сомнения, представляется многим из присутствующих при освящении воды, и потому самому стоит благочестивого внимания и размышления.

Некогда все творения Божьи были чисты и святы: «и увидел Бог все, что Он создал», говорится в священной книге Бытия мира и человека: «и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31); потому что все созидалось вседействующим Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который «носился над водою», все запечатлено, наконец, всеосвящающим благословением Божиим. Оттого все стихии, преданные в служение и хранение человеку, служили ему в пользу: они поддерживали жизнь его, предохраняли от разрушения телесный состав его, который, по обетованию Божию, долженствовал быть бессмертным, «Бог не сотворил смерти» (Прем. 1, 13). Но человек сам, через общение с духом нечистым, приял семя нечистоты в свою душу, а оскверненная грехом душа осквернила и тело, ибо «исходящая от» нечистого «сердца оскверняет человека», по Слову Господню. Всеосвящающий Дух Божий отступил от преданного нечистоте грешника: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками», сказал Господь: «потому что они плоть». Вместо благословения любви Божией, отяготело над преступником и делами рук его проклятие правосудия небесного. Отсюда все, к чему ни прикасался грешник, становилось нечистым; ибо все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Таким образом, вся тварь, которая была вначале добра зело, наконец, по слову Апостола, «покорилась суете не добровольно», т. е. не сама собой, «но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20) человека. Следствием сего извращения было то, что все стихии, служившие прежде человеку в пользу, как бы в отмщение за осквернение их обратились ему во вред. Земля, вместо добрых плодов, приносит ему терния и волчцы, а нередко и совсем становится железною под стопами его. Воздух, упитываясь тлением, делается смертоносным и убийственным. Вода, делаясь стоком нечистот, становится нередко заразительною и—в руках правосудия Божия—орудием казни на нечестивых. И что было бы с землею и со всем, что есть на ней, если бы на ней не оставалось еще семени святого, ради коего благословение Божие не отъемлется от нее в конец?

Избавить тварь от суеты и тления, возвратить земле паки благословение Божие, очистить и освятить ее, очевидно, может только Сам Бог. И вот, Само ипостасное Слово Божие, Сын Божий Единородный, «Имже вся быша вначале», восприял естество человеческое, «да осудит во плоти грех» (Рим. 8. 3) — корень всех нечистот и скверн на земле. Очистив и освятив естество наше в Себе, через него Он освятил и всю тварь. Для сего-то Господь наш Иисус Христос явился и на Иордане, чтоб освятить водное естество и соделать его источником освящения для человека. Потому-то, при крещении Господнем, на Иордане повторяется как бы паки чудо творения: над ним разверзаются небеса, нисходит Дух Божий и слышится глас Отца небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось освящение воды в первый раз после того, как со всею тварью подверглась и она суете за грех человека.

Для чего же—спросит иной—вновь и неоднократно освящаются воды, когда они освящены уже так торжественно крещением Самого Сына Божия? —Для того, что падший, хотя и обновляемый благодатью Божией, человек всегда, до смерти носит в себе семя древней нечистоты греховной, и потому всегда может грешить, а тем самым паки вносит в окружающие его твари нечистоту и тление. Посему-то Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее Слово, даровал верующим право — силою веры и молитвы низводить на землю благословение Отца небесного, ниспослал Утешителя Духа истины который пребывает в Церкви Христовой в век, дабы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела у себя неоскудеваемый источник освящения и жизни. Храня сию заповедь Господню, св. Церковь Словом Божиим, молитвою и тайнодействиями освящает всегда не только самого человека, но и все, чем пользуется человек в мире, дабы преизбытком всеосвящающей благодати Духа Святого положить предел распространению нечистот греховных и предотвратить умножение гибельных следствий грехов человеческих. Так, она освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия; освящает хлеб, служащий в пищу человека, и воду, утоляющую его жажду. Без сего могла ли бы сия тленная пища и питие поддерживать жизнь человека? «Не рождение плодов», говорит Премудрый, «питают человека, но Слово Твое, Господи, сохраняет верующих в Тебя». (Прем. 16, 26). Не грубое вещество даровало жизнь человеку: Сам Господь «вдунул в лице его дыхание жизни»; не грубое вещество может и поддержать сию жизнь. Без силы животворящего Слова Божия, без благодати пресвятого Духа рождения земли суть только плевы, годные к истлению.

Отсюда уже сам собою объясняется предложенный нами вопрос: что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью? Это значит — возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости, низведение на нее силою молитв и Слова Божия благословения Господня и благодати пресвятого и животворящего Духа, дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. И вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, коих не видим в водах обыкновенных. Она, как повествует негде св. Златоуст и как, без сомнения, замечали многие, не растлевается, подобно обыкновенной воде, хотя бы хранилась самое долгое время. Она в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Она, приемлемая с верою, служит к уврачеванию телесных болезней, к погашению пламени страстей и ко отгнанию действий злых духов.

Само собою разумеется, что сих чудесных действий освященной воды могут удостаиваться только те, которые приемлют ее с живою верою в обетования Божии и силу молитв святой Церкви, с чистым и искренним желанием освящения и спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению: «род сей», говорил Спаситель о своих неверующих современниках, «род сей знамение ищет, и знамение не дастся ему». Одна только истинная, живая вера способна принимать и понимать таинственные действия Духа Божия; одно только искреннее желание благодатного освящения и спасения достойно того, чтобы к нему пришла на помощь Божественная благодать, «немощная врачующая и оскудеваемая восполняющая». Аминь.

11. СЛОВО в день Крещения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Что дает нам и чего требует от нас крещение по примеру и во имя Господа Иисуса Христа?»)

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Галат. 3, 27).

Воспоминая празднственно Крещение Господа нашего Иисуса Христа, нельзя не вспомнить, братья, и о нашем крещении во Христа. Ибо для того и крестился Господь наш во Иордане, чтобы открыть и освятить для нас путь в царствие Божие—крещением. Для того св. Церковь, празднуя Крещение Господне, оглашает слух наш пением слов Апостола: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», чтобы мы, воспоминая о своем крещении во Христа, старались уразуметь сущность и силу сего св. таинства и устроять жизнь свою так, чтобы не напрасно было для нас и наше крещение и наше звание христианское.

Итак, что дает нам и чего требует от нас крещение по примеру и во имя Господа Иисуса Христа?

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», говорит св. Апостол Павел. В этом состоит сущность и сила св. таинства крещения, что посредством его мы облекаемся во Христа; в этом сущность и христианского звания нашего, что мы, как облеченные во Христа, нося Его имя и Его образ, усыновляемся Отцу небесному, делаемся наследниками Богу и сонаследниками Христу; в этом сущность и всей христианской жизни, что, облекшись во образ небесного, мы должны уже ходить «во обновление жизни, не по плоти прочее время жития жити, но по духу».

Что же значит облечься во Христа и возможно ли это? Очевидно, что это не относится к одному внешнему виду, или к одним внешним признакам и принадлежностям христианства. Не достаточно для сего, чтобы мы носили только имя христиан, ходили по временам в храмы Божьи, исполняли и прочие внешние обряды христианства. Нет; для сего нужно то внутреннее, духовное преображение во Христа, которое на языке Священного Писания называется возрождением и обновлением духовным. Чтобы приблизить к нашему разумению это таинственное действие на нас благодати Божией, св. Апостол Павел сопоставляет его с естественным происхождением нашим от первого праотца нашего по плоти: «и как мы носили», говорит он, «образ перстного, будем носить и образ небесного». — Нам известно, что первый человек был создан по образу Создавшего его, и потому был чист и непорочен, свят и богоугоден, безболезнен и бессмертен, счастлив и блажен. Но «завистью диавола вошла в мир смерть, и грехом смерть». Грех не только лишил человека достоинства сына Божия, сделав его преступником, подлежащим осуждению правды Божией, но и в самом естестве человека посеял семена зла и разрушения: вместо начала богоподобной жизни, внес в него начало противления Богу и стремления к злому; вместо напечатленного в нем святого закона правды, насадил в нем иной закон, греховный, противувоюющий закону ума его; вместо светоносного сознания истины, омрачил разум его тьмою лжи и заблуждения; вместо чувства радости, вседовольства и блаженства, поселил в сердце его чувство ненасыщаемой жажды, недовольства, уныния и скорби, и, таким образом, из сына Божия сделал его сыном диавола: «ваш отец диавол», говорил Господь о падших и развращенных людях: «и вы хотите исполнять похоти отца вашего». От падшего праотца и мы все в беззакониях зачинаемся и рождаемся во грехах, от осужденного на смерть и мы наследовали осуждение смерти. И «роди сына по подобию своему и по образу своему», сказано в Писании о первом сыне первого человека; но это был уже не образ невинного человека, «созданного по Богу в правде и преподобии истины», а образ грешника, повинного суду Божию, образ преступника, осужденного на казнь, образ не Божий а диавола; и был этот первый сын человеческий — Каин. Ибо от нечистого и грешного невозможно было родиться святому и праведному, и от смертного произойти бессмертному. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Так облеклись мы во образ перстного самым рождением нашим по плоти. — После сего бесполезно было бы нам, если бы и могли, оставаться в раю, который создан был для человека невинного, но не мог быть местом блаженства для преступника; напротив, падший человек сам убежал и скрылся от лица Божия: «убоялся», говорил он, «потому что я наг, и скрылся». Бесполезно было бы вкушать и от самого древа жизни, которое дано было для поддержания жизни богодарованной, но не могло уже возвратить жизни утраченной. И что было бы, если бы это тело, болезненное и смертное, в котором, по слову Апостола, «не живет доброе», дряхлея непрестанно, оставалось бессмертным? Если бы эта жизнь, исполненная бед и скорбей, не прекращалась никогда? Если бы человечество оставалось падшим и отверженным—без света истины, без жизни любви и правды, без надежды сделаться лучшим и счастливейшим? Тогда и эта земля была бы для нас—адом, и эта жизнь—смертью вечной! Нет; для облаженствования нашего нам нужна была новая жизнь, свободная от всякого зла, нужно было новое рождение по образу Создавшего нас, а не по образу и подобию падшего праотца, нужен был новый хлеб жизни, «который сходит с небес и дает жизнь миру», который бы обновил и освятил естество наше, оскверненное и умерщвленное грехом. Что же творит для сего любовь Божия? Для сего «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». То-есть: чтобы дать нам возможность облечься паки во образ небесного, надлежало Единородному Сыну Божию, «Который есть образ Бога невидимого», облечься во образ перстного, преискренне приобщиться нашей плоти и крови и сделаться сыном человеческим. И это величайшее дело любви Божией совершилось в Вифлееме. Ипостасное Слово Божие «плоть бысть», Сын Божий соделался сыном Девы Марии, воплотился и вочеловечился, восприял нашу душу и тело и стал истинным человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Подобно нам, Он родился младенцем, постепенно возрастал, преспевая возрастом и благодатью. Подобно нам, Он алкал и жаждал, утомлялся и изнемогал, радовался и скорбел. Подобно нам, Он утолял голод и жажду Свою пищей и питием, укреплял телесные силы Свои отдохновением и сном, а душу Свою—молитвою и Словом Божьим. Сего мало. Будучи высочайше свят и непорочен не только по божественному, но и по человеческому естеству Своему, Он принял на Себя грехи всего мира, понес на Себе осуждение смерти, которое тяготело на всех сынах Адама первого, подверг Себя всей казни, определенной правосудием Божьим падшему человечеству, предал Себя поношению и уничижению, всем скорбям и бедствиям бедной жизни странника, «не имеющего, где приклонить голову», тяжким истязаниям и мучениям, жестоким страданиям и крестной смерти преступника. Таким образом, воспринятое от нас и обоженное в Его божественном лице естество наше Он принес в умилостивительную о нас жертву правосудию Божию, и этим неисповедимым и страшным священнодействием «искупил» нас «от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», загладил неправды наши, очистил беззакония наши, истребил рукописание грехов наших, оправдал нас перед правосудием небесным и примирил с Богом-Отцом Своим. Но это же, воспринятое от нас, человечество Он воскресил, потом, из мертвых, вознес в Себе Самом на небо и спосадил одесную Бога-Отца на престоле славы, и, таким образом, положил начало нашему воскресению к новой нескончаемой жизни и возведение нас к Отцу небесному в Его всеблаженное царство. Это же, обоженное Им, естество наше Он соделал для нас хлебом жизни, пищей бессмертия, залогом и источником вечной жизни в Боге: «хлеб же, который Я дам», говорит Он: «есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». Так воплотившийся и вочеловечившийся для спасения нашего Сын Божий сделался новым Адамом, не только чистым, святым и непорочным человеком, но и Богочеловеком, — Главою не только искупленного и обновляемого Им человечества, но и всего мира духовного, всего царствия Божия, — Родоначальником истинных чад Божьих, так что рождающиеся от Него Духом Святым делаются царским священием, языком святым, людьми обновления, наследниками Богу, сонаследниками Ему—Сыну Божию.

Чтобы эта новая жизнь, принесенная с неба Сыном Божиим, привилась, так сказать, ко всем и каждому, для сего «подобает» каждому сыну Адама падшего родиться свыше, потому что «рожденное от плоти плоть есть», и только «рожденное от Духа дух есть». Это новое рождение наше от нового Адама совершается, братья, Духом Святым в таинстве св. крещения. Для сего, желая вступить в общество верующих во Христа и чад Божьих, мы обязываемся отложить всю ветхую жизнь по образу Адама первого, отречься сатаны и всех дел его и всего служения его и всея гордыни его. То-есть: отречься диавола, как родоначальника всякого греха и отца лжи, увлёкшего ко греху первого человека и посредством греховной похоти обладавшего всем падшим его потомством; отречься всех греховных, беззаконных и богопротивных дел, которые суть дела диавола, всей греховной жизни по страстям плотским, всякого угождения миру, в котором властвует князь мира сего, всякой лжи и заблуждения, суеверия и нечестия, в чем состоит служение диаволу, всего суетного мирского пристрастия, в котором выражается гордыня диавола. Напротив, сочетаваемся верою Христу Сыну Божию со Отцом и Святым Духом, исповедуя Его единого своим Царем и Господом, обещаясь Ему единому служить преподобием и правдою перед Ним вся дни живота своего, Ему единому повиноваться и во всем исполнять Его святую волю. С сим отвержением прежней греховной жизни, с сим обетом принадлежать навсегда Господу Иисусу Христу мы крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этом наружном действии погружения в воду силою и действием Святого Духа мы действительно и истинно «спогребаемся», по изъяснению Апостола, «со Христом в смерть» и «совоскресаем с Ним в новую» благодатную «жизнь», умираем греху и оживаем для правды и добродетели, «совлекаемся ветхого человека с деяниями его» и «облекаемся в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины». То-есть, нам туне, по благодати и милосердию Божию вменяется все, что сделал для спасения нашего Сын Божий. Мы не терпели казни, не страдали и не умирали за грехи наши; но нам вменяются претерпенные за нас страдания и крестная смерть Сына Божия. Мы ничего не сделали и не могли сделать, чтобы быть непорочными, чистыми и святыми перед Богом; но нам вменяется то всесовершенное исполнение воли Божией, та высочайшая непорочность, праведность и святость, которыми воплотившийся Сын Божий благоугодил всесовершенно Отцу Своему. Мы, по естеству, чада гнева и проклятая, а Сын Божий, восприявший на Себя лежавшую на нас клятву, «дал» нам «верующим во имя Его, власть быть чадами Божиими». Словом: посредством крещения мы становимся воистину новою тварью во Христе, и, как бы созданные вновь, вступаем в новый завет с Богом,—завет любви и милосердия, вследствие которого нам прощаются все грехи наши и подаются даром «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия», от нас отъемлется древнее осуждение смерти и подается нам оправдание жизни и наследие славы вечной, мы избавляемся от темной области диавола и вступаем в светлое царство Божие, в сообщество ангелов и духов праведников совершенных.—Чтобы эта новая жизнь постоянно возрастала в нас и укреплялась, Господь Иисус Христос питает нас Своею божественною плотью и кровью, подобно как мать питает новорожденное дитя своею плотью и кровью в виде молока.

Вот, каким образом, братья, мы истинно и действительно облекаемся во Христа святым крещением: ибо рождаемся от Него, как нового Адама, и в этом рождении наследуем от Него оправдание жизни, как от Адама ветхого наследовали осуждение смерти; питаясь, потом, Его плотью и кровью, становимся членами тела Его, от плоти Его и от костей Его, а с Ним и в Нем усыновляемся Богу Отцу в наследие жизни вечной.

Само собою разумеется, что как самое возрождение наше зависит от свободного обращения нашего к Богу и веры во Христа, так и продолжение жизни нашей во Христе зависит от свободного-же хранения в себе благодати крещения. Дарованным нам туне преимуществом чад Божиих мы можем пользоваться дотоле, доколе пребываем тверды в новом завете своем с Богом, доколе остаемся верны обетам своим, данным при крещении, доколе храним непорочно то оправдание жизни, которое заслужил нам Господь Иисус Христос Своею крестною смертью, ту непорочность и святыню, которою запечатлел нас Дух Святой, — доколе жизнью и делами своими свидетельствуем, что мы истинные чада Отца небесного. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», — это необходимое и существенное требование христианской жизни. Облеченному во Христа должно везде и во всем являть себя достойным сего царственного облачения, быть истинным последователем Христу. Отец небесный тогда только и может признать нас Своими чадами, когда узрит в нас живой образ и подобие Своего возлюбленного Сына, когда обрящет в нас Его всесовершенное послушание заповеди Отчей, Его глубочайшее смирение и кротость, Его всесовершенную любовь к человекам до готовности положить душу за братьев своих, Его высочайшее самоотвержение даже до смерти крестной, Его незлобие и долготерпение до молитвы за распинающих Его, Его сыновнюю преданность воле Божией. Напротив, всякое самовольное и сознательное преступление заповедей Божиих, всякое добровольное порабощение себя страстям и похотям, возбуждаемым в нас лукавством древнего человекоубийцы—диавола, всякое сознательное упорство в неверии и развращении—обнажает нас благодати св. крещения и одежды оправдания во Христе Иисусе, лишает дара божественного сыноположения и наследия живота вечного и подвергает тягчайшему осуждению, как второе распинающих Сына Божия в себе. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет!» Горе нам, если, по жизни и делам своим, явимся на суде Христовом недостойными святого имени сынов Божиих, которое Он заслужил нам Своею крестною смертью! Бывает и между нами, что родной отец отрекается от своего сына, который распутною жизнью и бесчестными делами порочит честь своих родителей; тем паче Господь Иисус Христос отречется перед Отцом Своим от тех недостойных чад Своих, которые нечестивою жизнью и беззаконными делами бесчестят Его пресвятое и поклоняемое имя. «Не знаю вас», скажет Он им на суде Своем: «отойдите от Меня все делатели неправды». Аминь.

12. СЛОВО в неделю по просвещении («Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11))

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11).

Преходя постепенно от Вифлеема до Иордана, мы достигли, братья, и конца великих праздников Рождества и Крещения по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Нынешним воскресным днем, который именуется в Церкви «неделею по просвещении», заключается весь богосветлый круг сих праздников Господних.

Стоя, таким образом, на самом пределе богосветлых дней Господних, весьма благовременно и прилично нам, братья, спросить самих себя: что благого и полезного приобрели мы для души своей от воспоминания великих таинств, совершившихся в мимошедшие дни Господни? Что худого и нечистого изгнали из своего сердца—из любви к своему Спасителю и Господу, в честь великого, беспримерного снисхождения Его к нам грешным? Много ли успели в просвещении разума своего светом веры Христовой, в согреянии сердца теплотой любви божественной, в очищении плоти и духа от всякой скверны? Словом: есть ли и для нас настоящий день воистину день по просвещении?

Мы торжествовали Рождество Господа нашего Иисуса Христа по плоти, а в Нем и через Него—обновление человеческого рода. Воспомянули-ли при сем о том новом, духовном рождении, которое совершилось в нас благодатью Св. Духа и должно совершаться постоянно в нашей жизни обновлением ума нашего по образу Создавшего нас; — о том воображении в нас Христа, о коем болезновал некогда Апостол за учеников своих: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос?» Это духовное рождение совершается, по слову Апостола, «совлечением ветхого человека с деяниями его» и «облечением в человека нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины»; отвержением всего противного воле Божией и насаждением в душе своей тех добродетелей, которые похваляет и заповедует нам Евангелие Христово; изгнанием из своего сердца греховных помышлений, нечистых чувствований и пожеланий, и возвращением к себе плодов Духа Святого—любви, радости, мира, кротости, веры, долготерпения, благости, воздержания, милосердия. Это воображение в нас Христа происходит через подражание наше Его самоотвержению и смирению, Его благости и милосердию, Его кротости и долготерпению, Его чистоте и святости, Его произвольной нищете и нестяжанию, Его пощению и бдительности в молитве. Итак, поклоняясь Рожденному в вертепе, смирившему Себя до восприятия зрака раба, умертвили-ли мы в своем сердце всякое возношение, гордыню и кичение? Научились ли кротости, смирению, благопокорливости? Взирая на убогие ясли и пелены Богомладенца, убедились-ли сердцем своим, что не сокровища земные делают нас истинно богатыми, а нищета духовная, беспристрастие к земному и довольство своим жребием, который посылается нам от Господа в настоящей жизни; что не слава человеческая делает нас великими, а смирение и высота добродетелей христианских? Видя Богомладенца, бежащего в Египет от лютости гонителя, искавшего души Отрочате сего, научились-ли непамятозлобию и святому искусству благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам напасть? Воспоминая волхвов, пришедших из далеких стран поклониться родшемуся Царю иудейскому и принесших Ему дары—злато и ливан и смирну, ощутили-ли в сердце своем святую ревность и усердие — спешно и с готовностью притекать в храм Божий, посвящать здесь ум и сердце свое смиренной и умиленной молитве, жертвовать от избытков своих Господу?

Взирая на пастырей, по повелению Ангела, пришедших до Вифлеема, чтобы обрести там божественное Отроча, научились-ли совершенному повиновению гласу Божию послушанию воле Божией, хождению в путях Господних во всех обстоятельствах жизни? Убедились-ли в сердце своем, что всякое состояние и звание, проходимое со страхом Божиим, приближает нас к Богу; что, и «содержали ночную стражу у стада своего», можно удостоиться откровений и видений божественных, и от видения славы и тайн Божиих возвращаться паки на стражу свою при стаде своем; что не место и состояние внешнее делают нас угодными Богу, а вера и благочестие, преданность воле Божией и страх Божий? «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

Мы торжествовали начало нового лета и Обрезание Господа по плоти. Итак, минувшего лета нет уже и не будет. Итак, и без того краткая, жизнь наша сократилась еще целым годом, еще на шаг мы ближе к гробу, который и без того недалек от нас. Что-же понес с собою в вечность минувший год нашей жизни? Что представит он о нас Отцу веков, Богу духов и всякой плоти? Что внесет он в книгу живота нашего к осуждению или к оправданию нашему на страшном суде Христовом? Все, что соделано нами доброго, вписано там и не изгладится никогда: всякая слеза умиления и покаяния, каждый вздох молитвенный, всякая чаша студеной воды, поданная во имя Христово, — все помянется на суде Христовом, за все щедродаровитый Мздовоздаятель воздаст сторицею. Но там записаны, братья, неизгладимыми чертами и все эти самолюбивые, своекорыстные, горделивые и презорливые помыслы, коими осквернялся ум наш; все эти нечистые ощущения, похотения и желания, коими волновалось наше сердце; все эти праздные, пересудливые и душевредные слова, кои в бесконечном множестве истекали из уст наших; все эти честолюбивые замыслы, корыстолюбивые предприятия, лукавые намерения неправые действия, коими или самих себя обесчестили, или брату нашему досадили, или ближнего нашего онеправдовали, — все это там вписано в книге живота нашего, все это сокрыто теперь до дня страшного и славного суда Христова, все будет открыто тогда перед лицом ангелов и человеков, за все получит человек праведное воздаяние. О, как бы хотелось теперь, чтобы многое и многое было изглажено или исправлено в свитке минувшего года, или же сокрыто, если можно, от всеведения Божественного! Но минувшего лета уже не будет, и написанного в нем не переменит никакая сила, и от всеведения Божия не сокроется ничто и нигде. Есть-ли же средство изменить сей праведный суд, написанный на нас собственными делами нашими, предотвратить осуждение, готовое поразить нас? Есть, и оно в руках наших. Это — истинное покаяние, скрепленное решительным отвращением от зла и непреложным желанием своего спасения. Это — живая вера и упование на милосердие Искупителя нашего, коим покрываются грехи наши; на всепримиряющую силу Его крестных страданий и смерти, коими заглаждается рукописание беззаконий наших; на всеосвящающую силу крови Его, которою омываются все нечистоты наши. Для сего именно милосердый Отец небесный и даровал нам новое лето жизни, — для духовного обрезания нашего, для очищения себя покаянием, для заглаждения, по возможности, всех неправд наших делами правды и любви христианской. Быть может, секира гнева Божия давно уже лежит при самом корне бытия нашего; быть может, правда Божия давно уже осудила исторгнуть нас, как бесплодную смоковницу, — и одно беспредельное милосердие и всемогущее ходатайство Сына Божия умолило Отца небесного оставить нас и «еще едино лето». И это лето для многих из нас, без сомнения, есть последнее, предсмертное время, данное милосердием Божиим на покаяние. Для кого именно, мы не знаем; ибо все мы — жертвы, от самого рождения обреченные смерти. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые: дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5, 15. 16).

Мы торжествовали день Крещения Господа нашего Иисуса Христа, исходили на Иордан, чтобы освятиться благодатью Духа Святого от вкушения освященных вод. Вспомнили-ли при этом и о нашем крещении во имя всесвятой, живоначальной Троицы и о тех обетах, которые дали мы при крещении? Размыслили-ли о том, что каждый из нас отрекся тогда диавола и всех дел его и всего служения его, отрекся мира и «всех, яже в мире», и обещался во всю жизнь служить единому Иисусу Христу, во всем исполнять Его святую волю, жить по Его Святому Евангелию, а не по обычаям света; что оттоле мы принадлежим уже не самим себе, а Господу Иисусу Христу, искупившему нас Своею честною кровью: «вы не свои», говорит Апостол: «ибо вы куплены дорогою ценою: посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»(1 Кор. 6, 20). Возбудилась ли, при этом воспоминании, в нашем сердце святая ревность мужественно противостоять всем искушениям и козням диавольским, тщательно избегать самых случаев к грехопадениям, неправдам и беззакониям, нудить себя к исполнению всего, чего требует от нас святое Евангелие Христово? Пробудилось ли, по крайней мере, то чувство умиления и сокрушения сердечного, которое выразил Св. Давид в своей покаянной молитве: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей: яко не оправдится пред Тобою всяк живый?». При таком воспоминании, как прилична теперь каждому из нас смиренная молитва кающегося мытаря: «Боже, милостив буди ми грешному!» Не благовременно ли и каждому из нас стать у порога церковного и воззвать: Господи Иисусе Христе Боже наш, сколько раз в жизни моей я нарушал священные обеты, данные мною при крещении моем перед ангелами и человеками! Сколько раз сам произвольно, если не словами, то делами моими я отрекался Тебя, безумно предавал себя во власть сатаны исполнением злой воли его! Сколько раз беззаконными делами моими я обесчестил кровь завета Твоего, коею освятился, оскорбил Духа благодати, имже знаменался в день избавления моего, пренебрег страшное и преестественное сыноположение, продав, подобно Исаву, небесное знак сына Божия за временную греха сладость! Но Ты, милостивый и щедрый Господи и Владыко живота моего, доселе щадил меня недостойного, не погубил меня со грехами моими, не восхитил меня со беззакониями моими, еще ожидаешь милостиво обращения моего, еще даруешь мне время на покаяние, еще стоишь долготерпеливо у двери сердца моего и зовешь, да услышу глас Твой и отверзу двери, и внидешь ко мне и вечеряешь со мною! Слава многому благоутробию Твоему, слава непостижимому снисхождению Твоему, слава бесконечному человеколюбию Твоему, слава непобедимому всеми грехами мира милосердию Твоему!

Чувствуя всю бесконечную цену милосердия Божия к нам, потщимся, братья мои, ознаменовать конец великих и святых дней Господних чувствованиями, мыслями и делами, достойными священного их величия. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11 -13). Аминь.

13. СЛОВО в неделю по просвещении («С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф. 4, 17))

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф. 4, 17).

Таково начало и такова сущность всей проповеди евангельской. Ее предначал в мире Предтеча и Креститель Христов Иоанн: «приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,1.2). Когда же умолк сей глас вопиющего в пустыни; когда сокрыт был сей светильник света под спудом темницы Иродовой: «оттоле» Сам Иисус «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Потом, посылая богоизбранных учеников Своих, Он заповедал им: «а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 6. 7). С тех пор эта благая весть о приближении царства небесного, по заповеди Господней, обходит вес мир, слышится во градах и весях, благовествуется и в храмах, и в домах.

Что-же это за царство? Откуда и как приближается оно к нам? Где нам искать и как обретать его?

Это царство, братья мои, есть небесное и Божие, а не земное и человеческое. Это—царство, коего Царь и Владыка, Содетель и Художник—Бог. Оно состоит не в сокровищах земных, преходящих и исчезающих, а в сокровищах небесных, неизменных и вечных,— сокровищах премудрости и разума Божия, истины и правды, мира и радости о Духе Святом; не в наслаждениях плотских, которые обуяют, а не услаждают сердце человеческое, а в наслаждениях духовных, которыми просвещается разум, умиротворяется совесть, укрощается буйное волнение страстей, исполняется сердце веселия и радости небесной; не в славе человеческой, которая скоро проходит и исчезает, а в славе Божией, которою «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Это—царство, коего граждане и члены тьмы тем св. ангелов и архангелов, херувимов и серафимов, вечно блаженных и вседовольных, непрестанно славящих Господа от преизбытка чувства радости и благодарения. Это—царство, в котором Господь Иисус Христос сотворит верных Своих царями и иереями, спосадит с Собою на престол славы Своей, отымет всякую слезу от очей их, и радость вечная над главою их будет. Было на земле царство сие и прежде, когда Господь Бог, создав человека по образу и подобию Своему, «не много умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих» (Пс. 8, 6. 7). Было бы на земле сие царство и навсегда, если бы праотец наш не явился неблагодарным перед Покоршим ему всяческая, не преступил святую заповедь Творца своего, и за то не был изринут из рая сладости, лишен славы и бессмертия, осужден на труды, болезни и смерть. С тех пор водворилось на земле другое царство, — царство тьмы и греха, царство лжи и заблуждений, неправд и беззаконий, царство бед и скорбей, страданий и смерти. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Нет лжи и заблуждения, которыми не увлекались бы падшие человеки, нет греха и беззакония, которыми не осквернилась бы земля наша; но и нет страданий и бедствий, которых не испытало бы над собою человечество.

Любовь Божия не оставила нас в этом изгнании из царства Божия, в этом плену диавола, миродержителя тьмы века сего. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Гал. 4, 4. 5). Приняв на Себя все грехи человеческие, Сын Божий потерпел за них и всю казнь, определенную правосудием Божиим, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной», и, таким образом, даровал нам возможность не только избавиться от осуждения и клятвы, но и возвратить себе все, чего лишились мы в нашем праотце. Теперь, благодаря бесконечной любви Его к нам, мы опять можем быть тем, чем были, получить прежнюю честь и славу чад Божиих, взойти на высоту богоподобия, наследовать вечное царство Божие, вселиться в доме Отца небесного, воцариться со Иисусом Христом во веки веков.

Чтобы возвести нас к сему вечному, блаженному и славному царствию Божию, Господь Иисус Христос утвердил на земле благодатное царство Свое — Церковь Свою святую, которой вверил все сокровища благодати Своей для просвещения, обновления, освящения и спасения человеков. С нею неотступно пребывает Он Сам, яко Глава и Царь ее; в ней пребывает выну всесвятой Дух Божий со всею полнотой божественных даров Своих. В ней то мы и можем обрести все, что нужно нам для того, чтобы преобразиться из чад гнева и погибели в сынов любви и благоволения Отца небесного, в наследников вечного царствия Божия на небе.

В Церкви Христовой открыто сокровище света и разума, премудрости и ведения для всех приходящих к ней с верою. Ибо ничего не утаил от нее Господь наш, как утаивает господин от рабов своих; все сказал Он ей, как избранной невесте Своей. Возвестил и то, что было; не сокрыл и того, что будет; поведал тайны, сокровенные от век и родов. Посему-то в Церкви Христовой «немудрое Божие премудрее человеков» в разумении предметов духовных, и «немощное Божие сильнее человеков» в исполнении заповедей Господних, в подвигах веры, любви и упования, в терпении страданий и смерти за Христа.

В Церкви Христовой открыто для всех сокровище правды и святыни, душевного мира и счастья. В ней готово оправдание, очищение и освящение для самых грешников, приходящих к ней с покаянием. В ней подаются все божественный силы, «яже к животу и благочестию» для подвизающихся в добродетели. В ней открыт путь к истинному счастью и на земле, в обществе человеков. Ибо в ней главный закон есть «любовь», которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4 -7). В ней главный характер членов ее —самоотвержение, главная добродетель— смирение и терпение, главное достоинство — чистота сердца, главное отличие — ношение креста Христова. Посему-то, с явлением сего царства Божия на земле, явились в ней неслыханные дотоле добродетели, и грешная земля наша процвела бесчисленным ликом святых Божиих человеков.

В церкви Христовой открыто для всех сокровище мира и радости о Духе Святом: мира, превосходящего всяк ум; радости, перед которою ничтожны все радости мирские. Она состоит в примирении нашем с Богом, в соединении с Господом Иисусом Христом, в чистой совести перед Богом, в живой уверенности в благоволении Божием, в сыновнем дерзновении перед Отцом небесным, в несомненном уповании жизни вечной. Бывает ли доволен человек, ищущий радости и счастья в мире? Нет: «построил себе дома», говорит о себе человек, которого счастью завидовали все: «посадил себе виноградники и сады, приобрел себе слуг и служанок; собрал себе серебра и золота; завел у себя певцов и певиц, и чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им. Что-же вышло? И оглянулся я на все дела мои, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл. 2, 4. 7. 8. 10. 11). Но бывает ли недоволен когда-либо истинный христианин? Нет: он радуется и в страданиях, благодушествует и в скорбях. «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 12. 13), говорят о себе сыны царствия Божия.

В это-то царство Божие призывает всех человек слово евангельское, чтобы всех обогатить богатством этого царствия, чтобы всех помиловать и спасти. Правда, по благодати Божией мы призваны в это царство Божье от самого рождения нашего на свет. Но потому-то именно, слыша о приближении царства Божия, мы и обязаны обращать строгое внимание на самих себя: истинные ли мы сыны царства Божия, хотя и именуемся сынами Церкви Христовой? Ходим ли верою во свете лица Божия, не колеблясь никакими сомнениями, не «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения»? Ощущаем ли внутри себя воспетое Псалмопевцем блаженство тех, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты», — ту свободу духа, тот мир и покой совести, то сыновнее дерзновение перед Богом, которые отличают сынов Божиих от чад века сего? Произрастают ли между нами райские плоды царствия Божия — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»? Обитает ли в сердце нашем тот блаженно — творный мир, то вседовольство и бесстрастие ко всему земному, то неудержимое желание со Христом быть, которые составляют истинное счастье в жизни и верный залог нескончаемого блаженства по смерти? Если есть в нас эти знамения сынов царствия Божия, то оно пришло к нам и обитает в нас. Если же нет, то ищите прежде всего царствия Божия.

Ищите света и разума духовного в благовестии евангельском, в вещаниях св. Пророков и Апостолов, в высоких созерцаниях святых и богоносных мужей, утверждаясь верою в познании Сына Божия—Спасителя человеков.

Ищите оправдания во Христе путем искреннего покаяния и исповедания грехов своих, ценою слез и воздыханий сердечных.

Ищите очищения, освящения, обновления и оживотворения духа своего в святых и освящающих таинствах церковных, приемля их с верою и упованием, с благоговением и страхом Божиим, с любовью к Богу и искренним желанием своего спасения.

Ищите богатства царствия Божия, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6, 19), но скрывая себе сокровища на небеси, обогащаясь делами благими, которые одни исходатайствуют нам оправдание на суде Христовом.

Ищите мира и радости о Духе Святом—в благоговейном предстоянии во храме Божием, в сердечной и умиленной молитве, в благоговейных и богомысленных созерцаниях.

Ищите жизни и бессмертия в ближайшем общении со Христом благоговейным причащением плоти и крови Его.

Ищите царствия Божия. «Я вам сказываю, братья, словом Господним, время уже коротко: ибо проходит образ мира сего» и настает образ века грядущего; приближается царство славы, куда взойдут только те, кои принадлежат ныне — не по имени, а по вере и делам своим — к благодатному царству Христову. Каждый день жизни улетает невозвратно, с каждым днем приближаемся ближе к предлежащему нам гробу, с каждым днем яснее и громче слышится глас небесного Жениха: «се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, — покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Аминь.

14. СЛОВО в неделю по просвещении («Духовно рождаемся от Господа, как нового Адама, и в этом рождении наследуем от Него оправдание жизни»)

Настоящий воскресный день на языке церковном именуется, братья, неделею по просвещении, потому что и самый праздник Крещения Господня назывался в древности днем просвещения или светов. В первенствующей Церкви, когда христианство быстро распространялось среди мира языческого, день Крещения Господня был преимущественно днем просвещения св. крещением оглашенных, которые особенно желали сподобиться св. крещения в тот великий и святой день, когда крестился и Сам Господь наш Иисус Христос. По крещении, как известно, их облекали в белые одежды в знамение чистоты и непорочности, даруемых св. крещением, и давали им в руки возженные свечи в знамение духовного света, в который пришли они от тьмы заблуждения и греха. В нынешний воскресный день в последний раз они являлись в храм Божий в этой одежде и со светильниками; при чем пастыри церкви объявляли им силу и действие совершившегося над ними таинства, важность и святость данных ими обетов, условия и требования христианской жизни.

Мы, братья мои, крестились вскоре после рождения нашего и не в день Крещения Господня, но и наше крещение приемлет всю силу и значение от крещения Господа нашего Иисуса Христа; потому и для нас неделя по просвещении не должна потерять свое значение. Если и в древности для новокрещенных, которые не иначе допускались к крещению, как по тщательном наставлении и испытании их в вере, нужно было напоминание о силе и действии св. таинства крещения; то для нас, как давно крестившихся и, может быть, уже забывших о своем крещении, еще нужнее напоминание о том, что мы получили и к чему обязались в нашем крещении.

Итак, что дает нам и чего требует от нас крещение? «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», ответствует св. Апостол. В этом состоит сущность св. таинства крещения, что посредством его мы облекаемся во Христа и, нося Его имя и образ, усыновляемся небесному Отцу Его, делаемся наследниками Богу, сонаследниками Христу. В этом и сущность христианской жизни, что, облекшись во образ небесного, мы должны уже ходить во обновлении жизни, не по плоти прочее время жития жительствовать, но по духу.

Что же значит облечься во Христа, и как это возможно? Чтобы приблизить к нашему разумению это таинственное действие в нас благодати Божией, св. Апостол Павел сопоставляет его с естественным происхождением нашим от первого праотца нашего по плоти: «и как», говорит, «мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».

Нам известно, что первый человек был создан по образу Создавшего его, и потому был чист и непорочен, свят и богоугоден, безболезнен и бессмертен, счастлив и блажен. Но «завистью диавола грех вошел в мир, и грехом смерть»; соблазненный диаволом человек преступил заповедь Творца своего и сделался повинным суду Божию. Грех не только лишил человека достоинства сына Божия, сделав его преступником, подлежащим осуждению правды Божией, но и в самом естестве человека посеял семена зла и разрушения: вместо начала богоподобной жизни, внес в него начало противления Богу и стремления к злому; вместо напечатленного в нем закона правды, насадил в нем закон греховный, противувоюющий закону ума его; вместо светоносного сознания истины, омрачил разум его тьмою лжи и заблуждений; вместо чувства радости, вседовольства и блаженства, поселил в сердце его чувство ненасытимой жажды, недовольства, уныния и скорби, и, таким образом, из сына Божия сделал его сыном диавола: «ваш отец диавол», говорил Господь о падших и развращенных людях: «и вы хотите исполнять похоти отца вашего». От падшего праотца и мы все в беззакониях зачинаемся и рождаемся во грехах; от осужденного на смерть и мы наследовали осуждение смерти. «И родил сына по подобию своему по образу своему», сказано в Писании о первом сыне первого человека; но это был уже не образ невинного человека, «созданного по Богу в правде и преподобии истины», а образ грешника, повинного суду Божию, образ преступника, осуждённого на казнь, образ не Божий, а диавол; и был этот первый сын человеческий—Каин. Ибо от нечистого и грешного невозможно было родиться святому и праведному, и от смертного — произойти бессмертному. Так облеклись мы во образ перстного самым рождением своим по плоти.

После сего бесполезно было бы нам, если бы и могли, оставаться в раю, который создан был для человека невинного, но не мог быть местом блаженной жизни для преступника; напротив, падший человек сам убежал и скрылся от лица Божия: «и убоялся», говорил он, «потому что я наг, и скрылся». Бесполезно было бы вкушать и от самого древа жизни, которое дано было для поддержания жизни богодарованной, но не могло уже возвратить жизни утраченной. И что было бы за благо, если бы это тело, болезненное и смертное, в котором, по слову Апостола, «не живет доброе», дряхлея непрестанно, оставалось бессмертным? Если бы эта жизнь, исполненная бед и скорбей, не прекращалась никогда? Если бы человечество оставалось падшим и отверженным — без света истины, без жизни любви и правды, без надежды сделаться лучшим и счастливейшим? Тогда и эта земля сделалась бы для нас — адом, и эта жизнь — смертью вечной. Нет; для облаженствования нашего нам нужна была новая жизнь, свободная от всякого зла, нужно было новое рождение по образу Создавшего нас, а не по образу падшего праотца, нужен был «новый хлеб жизни, который сходит с небес и дает жизнь миру», который бы обновил, освятил и оживотворил естество наше, оскверненное и умерщвленное грехом.    

Что же творит для сего любовь Божия? Для сего «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4, 4. 5). То-есть, чтобы дать нам возможность облещись паки во образ небесного, надлежало Единородному Сыну Божию, «Который есть образ Бога невидимого», облещись во образ перстного, преискренне приобщиться нашей плоти и крови и сделаться сыном человеческим. И это величайшее дело любви Божией совершилось в Вифлееме. Ипостасное Слово Божие «плоть быть», Сын Божий сделался сыном Девы Марии, воплотился и вочеловечился, восприял нашу душу и тело, и стал истинным человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Подобно нам, Он родился младенцем, постепенно возрастал, преспевая возрастом и благодатью. Подобно нам, Он алкал и жаждал, утомлялся и изнемогал, радовался и скорбел. Подобно нам, Он утолял голод и жажду Свою пищей и питием, укреплял телесные силы Свои отдохновением и сном, а душу Свою — молитвою и Словом Божиим. Сего мало: будучи высочайше свят и непорочен — не только по божественному, а и по человеческому естеству Своему, ибо родился от Духа Святого и от пречистой и пренепорочной Девы, — Он принял на Себя грехи всего мира, понес на Себе осуждение смерти, которое тяготело на всех сынах Адама первого, подверг Себя всей казни, определенной правосудием Божиим падшему человечеству, предал Себя поношению и уничижению, всем скорбям и бедствиям бедной жизни странника, «не имеющего, где приклонить голову», тяжким истязаниям и мучениям, жестоким страданиям и крестной смерти со злодеями. Таким образом, воспринятое от нас и обоженное в Его божественном лице  естество наше Он принес в умилостивительную о нас жертву правосудию Божию, — и этим неисповедимым и страшным священнодействием «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою», загладил неправды наши, очистил беззакония наши, истребил рукописание грехов наших, оправдал нас перед правосудием небесным и примирил с Богом— Отцом Своим. Но это же, воспринятое от нас, естество наше Он воскресил, потом, из мертвых, вознес в Себе Самом на небо и посадил одесную Бога Отца на престол славы, и, таким образом, положил начало нашему воскресению к новой нескончаемой жизни, возведению нас к Отцу небесному в Его всеблаженное царство. Это же, обоженное Им, естество наше Он соделал для нас хлебом жизни, пищей бессмертия, залогом и источником вечной жизни в Боге: «хлеб же, который Я дам», говорит Он: «есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6, 51. 55. 54). — Так воплотившийся и вочеловечившийся нашего ради спасения Сын Божий сделался новым Адамом, не только чистым, святым и непорочным человеком, но и Богочеловеком, — Главою не только искупленного и обновляемого Им человечества, но и всего мира духовного, всего царства Божия, — Родоначальником истинных чад Божиих, так что рождающиеся от Него Духом Святым делаются «царским священием, языком святым, людьми обновления», наследниками Богу, сонаследниками Ему — Сыну Божию.

Чтобы эта новая жизнь, принесенная с неба Сыном Божиим, привилась, так сказать, ко всем и каждому, для сего «подобает» каждому сыну Адама падшего «родится свыше», потому что «рожденное от плоти плоть есть», и только «рожденное от Духа дух есть». Это новое рождение наше от нового Адама — Господа с небес совершается, братья, Духом Святым в таинстве св. крещения. Для сего, желая вступить в общество верующих во Христа и чад Божиих, мы обязываемся отложить всю ветхую жизнь по образу Адама первого, отречься сатаны и всех дел его и всего служения его и всей гордыни его, т. е. отречься диавола, как родоначальника всякого греха и отца лжи, увлекшего ко греху первого человека и посредством греховной похоти обладавшего всем падшим его потомством; отречься всех греховных, беззаконных и богопротивных дел, которые суть дела диавола, всей греховной жизни по страстям и похотям плотским, всякого угождения миру, в котором властвует князь мира сего, всякой лжи и заблуждения, суеверия и нечестия, в чем состоит служение диаволу, всего суетного пристрастия к мирской славе и роскоши, в чем выражается гордыня диавола. Напротив, сочетаваемся верою Христу Сыну Божию со Отцом и Святым Духом, исповедуя Его единого своим Царем и Господом, обещаваясь Ему «единому служить преподобием и правдою пред Ним вся дни живота своего», Ему единому повиноваться и во всем исполнять Его святую волю. С сим отвержением прежней греховной жизни, с сим обетом принадлежать навсегда Господу Иисусу Христу мы крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этом наружном действии погружения в воду, силою и действием Святого Духа, мы действительно и истинно «спогребаемся», по изъяснению Апостола, «со Христом, в смерть» и «совоскресаем с Ним» в новую, благодатную жизнь, умираем греху и оживаем для правды и добродетели, «совлекаемся ветхого человека с деяниями его и облекаемся в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины». То-есть, нам даром, по благодати и милосердию Божию, вменяется все, что сделал для спасения нашего Сын Божий. Мы не терпели казни, не страдали и не умирали за грехи наши; но нам вменяются претерпенные за грехи наши страдания и крестная смерть Сына Божия. Мы ничего не сделали и не могли сделать, чтобы быть праведными, непорочными и святыми перед Богом; но нам вменяется то всесовершенное исполнение воли Божией, та высочайшая непорочность, праведность и святость, которыми воплотившийся Сын Божий благоугодил Отцу Своему. Мы, по естеству, чада гнева и проклятия; а Сын Божий, восприявши на Себя лежавшую на нас клятву, «дал власть быть чадами Божиими». Словом: посредством св. крещения мы становимся воистину новою тварью во Христе и, как-бы созданные вновь, вступаем в новый завет с Богом,—завет любви и милосердия, вследствие которого нам прощаются все грехи наши и подаются даром «вся божественные силы, яже к животу и благочестию»; от нас отъемлется прежнее осуждение смерти и подается нам оправдание жизни и наследие жизни вечной; мы избавляемся от темной области диавола и вступаем в светлое царство Божие, в общество св. ангелов и духов праведников совершенных. Чтобы эта новая жизнь постоянно возрастала в нас и укреплялась, Господь Иисус Христос питает нас Своею божественною плотью и кровью, подобно как мать питает новорожденное дитя своею плотью и кровью в виде молока.

Вот, каким образом, братья, мы истинно и действительно облекаемся во Христа св. крещением: ибо духовно рождаемся от Него, как нового Адама, и в этом рождении наследуем от Него оправдание жизни, как от Адама ветхого посредством плотского рождения наследовали осуждение смерти. Питаясь, потом, Его божественною плотью и кровью становимся членами тела Его, от плоти Его и от костей Его, как выражается св. Апостол, а с Ним и в Нем усыновляемся Богу Отцу в наследие жизни вечной.

Само собою разумеется, что, как самое возрождение наше зависит от свободного обращения нашего к Богу и веры во Христа, так и продолжение жизни нашей во Христе зависит от свободного же хранения в себе благодати св. крещения. Дарованным нам туне преимуществом чад Божиих мы можем пользоваться дотоле, доколе пребываем тверды в новом завете своем с Богом, доколе остаемся верны обетам своим, данным при крещении, доколе храним непорочно то оправдание жизни, которое заслужил нам Господь Иисус Христос Своею крестною смертью, ту непорочность и святыню, которою запечатлел нас Дух Святой, — доколе жизнью и делами своими свидетельствуем, что мы истинные чада Отца небесного. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»: вот, необходимое и существенное требование христианской жизни. Облеченному во Христа должно всегда и во всем являть себя достойным сего царственного облачения, быть истинным последователем Христу, во всем подобным Ему. Отец небесный тогда только признает нас Своими чадами, когда узрит в нас живой образ и подобие Своего возлюбленного Сына, когда обрящет в нас Его всесовершенное послушание заповеди Отчей, Его глубочайшее смирение и кротость, Его всесовершенную любовь к человечеству, готовую положить душу свою за братьев своих, Его высочайшее самоотвержение даже до смерти крестной, Его незлобие и долготерпение до молитвы за распинателей Своих, Его сыновнюю преданность воле Отца небесного. Напротив, всякое самовольное и сознательное преступление заповедей Божьих, всякое добровольное порабощение страстям и похотям, возбуждаемым в нас лукавством древнего человекоубийцы—диавола, всякое сознательное упорство в неверии и развращении обнажает нас благодати св. крещения и одежды оправдания во Христе Иисусе, лишает дара божественного сыноположения и наследия живота вечного, подвергает нас тягчайшему осуждению. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим», говорит св. Апостол: «то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10, 26—29) Горе нам, если, по жизни и делам своим, явимся на суде Христовом не в том царственном облачении, которым облекла нас благодать св. крещения, а в ветхом рубище греховном; если окажемся недостойными небесного имения чад Божиих, которое заслужил нам Господь Иисус Христос Своею крестною смертью. «Не знаю вас», скажет Он нам: «отойдите от Меня все делатели неправды». Аминь.

15. СЛОВО в неделю по просвещении («Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших  и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор. 6, 20))

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших  и в душах ваших, которые суть Божии». (1 Кор. 6, 20).

Таково, по наставлению Апостола, существенное и непреложное обязательство тех, которые, быв крещены во имя пресвятой, живоначальной Троицы, усвоены Ею в Свое вечное достояние и жребий, соделались царским священием, языком святым, составляют одно святое семейство Отца небесного.

Оканчивая ныне празднование Крещения во Иордане Господа нашего Иисуса Христа, а в нем и нашего крещения во имя пресвятой, живоначальной Троицы, мы не можем не напомнить себе и вам, братья мои, что оттоле, от дня крещения нашего, мы уже не свои. Отрекшись самих себя, т. е. своего заблуждающегося разума, своей склонной ко грехопадениям воли, своего страстного сердца, словом, — всей своей греховной жизни, сочетавшись Господу Иисусу Христу верою в Него и упованием на силу крестной смерти Его, запечатленные  печатью дара пресвятого Духа Божия, мы, очевидно, уже не свои, а Христовы,—Христовы душою и телом, потому что искуплены Им от греха и проклятия, от ада и смерти вечной.

О, какою дражайшею ценою мы куплены Господом в Его вечное наследие: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 18. 19), для чего нужно было Ему, Единородному Сыну Божию, воплотиться и вочеловечиться, претерпеть страшные страдания и крестную смерть! Драгоценнее этой цены ничего нет и не может быть не только на земле, а и на небе. Как же нам не благодарить и не прославлять Бога, не пощадившего для искупления нашего Своего Единородного Сына? Как не посвятить на прославление бесконечной любви Божией и тело и душу свою, искупленные ценою святейшей крови Сына Божия? «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших  и в душах ваших, которые суть Божии».

Прославим в телесех наших. Каким образом? Соблюдая их в святыни, чистоте и непорочности, не делая их рабами и орудиями грехов и беззаконий, но орудиями правды во святыни. Пусть очи наши, отвращаясь суеты и соблазнов мира, чаще устремляются к небу, где наше вечное жилище; чаще обращаются на нас самих, чтобы «зрети своя прегрешения, и не осуждати брата своего», или же, обращаясь к ближним, примечают не ошибки и пороки братьев своих, а их нужды и недостатки, их горести и слезы, чтобы возбудить в сердце нашем живое и родственное к ним участие. Пусть слух наш, заключаясь крепко от бесед праздных и душевредных, от осуждения и злословия, от лжи и неправды, открывается только для слышания святого и животворного Слова Божия и всего, что полезно «к учению, к обличению, к исправлению, к наказанию еже в правде». Пусть наши уста отверзаются только на хвалу и прославление имени Божия, на слова благие и полезные, солью благодати растворенные, и да не исходит из них слово праздное и гнилое, слово клеветы и осуждения, слово мести и лукавства. Пусть руки наши, упражняясь в трудах полезных, после трудов подъемлются к небу с молитвою благодарения, осеняют чело и перси наши знамением креста Христова; или же, обращаясь к бедному собрату, разделяют с ним избыток того, что приобретено трудами. Пусть ноги наши привыкнут ходить по царскому пути заповедей Господних, научатся следовать туда, куда призывает нас исполнение лежащих на нас обязанностей, а не туда, куда влечет жаждущее плотских удовольствий сердце; пусть знают преимущественно ту дорогу, которая ведет в храм Божий или в дом плача, а не в дом веселья и забавы. Так прославляется Бог в телесех наших.

Но прежде и паче всего должно прославить Бога в душах наших. Каким образом? Посвящая Ему единому все силы души своей. Пусть разум наш, питаясь Словом Божиим, возрастает и укрепляется в познании единого истинного Бога и, Его же послал Он, Иисуса Христа, в разумении всего, что сделал и делает для спасения нашего Господь Бог наш, «да вемы, яже от Бога дарованная нам, да познаем волю Божию о нас благую, угодную» и совершенную. Пусть воображение наше живописует перед умными очами сердца божественный образ Господа Иисуса Христа, Его святейшей жизни, Его спасительных дел и учения, Его искупительных страданий и смерти крестной; пусть напечатлевает в душе нашей светлые, чистые и святые образы жизни пречистой и преблагословенной Матери Господа и прославленных Богом святых Его угодников. Пусть память наша непрестанно напоминает нам о заповедях Божиих, которым мы должны следовать во всех наших действиях и во всех обстоятельствах жизни,—о грехах наших, которыми оскорбляем и прогневляем искупившего нас Господа, да будут грехи наши пред нами выну, да возбуждается постоянно совесть наша к покаянию и заглаждению грехов; пусть напоминает нам чаще о смерти и о страшном суде Христовом, на который нам должно предстать по смерти, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Пусть сердце наше, отвращаясь всякой нечистоты и скверны греховной, всякого беззаконного и нечистого наслаждения, живет и одушевляется чувствованиями чистыми, святыми, человеколюбивыми, услаждается токмо тем, что истинно, что честно, что праведно, что пречисто, что прелюбезно, что доброхвально. Да обновится вся душа и вся жизнь наша по образу Создавшего нас, да отразится в нас, как в чистом образе Божества, совершенство Отца небесного, да будем воистину сынами Всевышнего, чтобы видящие наши добрые дела прославляли Отца нашего, иже на небесах. Так прославляется Бог в душах наших.

Но сего мало. Причащаясь божественного тела и крови Единородного Сына Божия, душа и тело наше становятся истинным храмом Божиим, живыми членами Самого Господа Иисуса Христа: «разве не знаете», говорит Апостол: «что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1 Кор. 3, 16; 6, 15).) Какая же страшная участь ожидает нас, если, вместо храма Бога живого, душа и тело наше сделаются нечистым капищем страстей и похотей отца всякого зла—диавола; если поселится в нас идол своекорыстия, сребролюбия и лихоимания, которые Апостол Христов называет прямо «идолослужением»; если водворится в нас кумир гордости житейской, которая, по слову Писания, есть «мерзость перед Богом»; если воцарится в нас дух зависти и ненависти, вражды и недоброжелательства к ближним, которые ученик Любви Божественной именует не иначе, как человекоубийством; если возобладает сердцем нашим бесстыдный истукан плотской похоти, которая, как смрадный дым, далече отгоняет от нас все чистое, святое, небесное и привлекает к нам духа злобы со всею его нечистотой и скверной; если, таким образом, добровольно сделаемся рабами и сообщниками диавола! Не наследуем ли в таком случае, вместе с ним, и его осуждения во огнь вечный? «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 17). Так рассуждает о сем св. Апостол.

Будем же всегда помнить, братья мои, что мы «вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Аминь.