ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ТЕМЫ
= Вводное слово о праздномыслии
= Все грешные люди страдают пороком праздность ума, но немногие это замечают
= Состояние ума и мыслей показывает истинного внутреннего человека
1.
= Примеры того, что обычно думают люди, когда идут по улице или едут в транспорте, или выполняют простую работу
2.
= А. О греховном пороке ума — мечтаниях
= Примеры того, как люди любят мечтать, и тем развлекаться
3.
4.
= По учениям святых отцов мечтательность исходит от бесов и страсти уныния (лени и праздности)
5.
= Мечтания о мирском преуспеянии исходят от разных страстей
6.
= Б. Праздномыслие, как «отбегание мыслей от дела», или рассеянная мирская рассудительность, и как занятие ума только мирскими делами
= У грешника большинство рассуждений о делах представляют собой рассеяние на страстные помыслы
7.
= О том, как страсти ума влияют на ведение мирских дел
8.
= О вреде многопопечительных мыслей
9.
= В. О праздном занятии ума во время молитвы и о рассеянии
10.
= О праздном уме людей на примере того, что происходит в мыслях христиан, стоящих на богослужениях и при частных молитвах
11.
12.
= Основные помыслы, которые отвлекают от слов молитвы
13.
= Что создает впечатление, что человек молился в храме, когда он был в постоянном рассеянии
14.
= Блуждание на молитве происходит от гордости и нерадения
= Демоны постоянно отвлекают мыслями и образами от молитвы и стремятся держать ум людей в праздном и рассеянном состоянии
15.
= Молитва показывает наше истинное отношению к Богу и к своему спасению
16.
= Некоторые советы святых отцов о стяжании внимания при молитве
= а). «(Молитва) это прямое общение духа человеческого с Богом. Ну вот, если так поймете молитву, дам вам основной и важнейший ответ на вопрос, как избавиться от рассеянности»
= б). Следует знать, что есть разные виды молитвы и что против молитвы борют бесы
= в). «Поспешим еще до молитвы изгнать из внутренности сердца нашего то, чего не желали бы иметь во время оной»
17.
= г). «Чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием пред лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении»
18.
= д). «Стоя в церкви, прилежно внимай чтению и пению»
= е). «Как только заметите, что мысли ушли из церкви, ворочайте их назад и сознательно мечтать или блуждать мыслями никогда себе не позволяйте»
= ж). «По мере сил охраняй свою память» и воображение
= з). «Чем более стесняет нас тягостный шум плотских помыслов, тем пламеннее и настойчивее мы должны быть в молитве» и звать Господа на помощь
= и). «Слова молитвы должно произносить очень неспешно», а также «произнося немногие и простые слова»
19.
= к). Нельзя отчаиваться, если не получается быть внимательным на молитве
20.
= Заключение. Святые отцы о пороках ума – блуждании и рассеянии мыслей
= Блуждание и рассеяние ума – духовная болезнь всех грешников
21.
= Ум «быстродвижен по природе и без занятия быть не может. Как нечем дельным заняться, он и пускается в пустомыслие», или блуждание
= О рассеянии внимания
22.
= Через рассеяние и блуждание открывается путь бесам для внушения помыслов
= О некоторых пагубных духовных плодах блуждания и рассеяния
23.
= О необходимости заниматься трезвением и мысленною бранью каждому христианину
24.