Феофан Затворник. Письма (1201-1250)

ПЕРЕЙТИ на главную страницу творений Феофана Затв.
ПЕРЕЙТИ на страницу Собрание писем Феофана Затв.

1201. Благословение и подкрепление. Напоминание о прочтении книг святителя и готовность к высылке новых. Печаль о матушке Руси. О своем здоровье и трудах
1202. Молитвенная память. О своем здоровье и трудах. На вопрос о перемене места жительства
1203. Цели Промысла в наведении испытаний. Совет о Тане. Книжки игрушки. Сведение о здоровье и ожидаемом покое
1204. Укрощение профессорши терпения. Благие ожидания от сибирячки. Родина святителя. Хорошие болячки. Упадок писательской энергии
1205. Благожелания болящей. О своем здоровье
1206. Еще о Дуне. О перемене места жительства. Посылка книг, портрета и денег. Новости по замещению архиерейских кафедр. Могут ли монахини читать поучения в церкви
1207. По получении известия о нападении грабителя. Небесная помощница
1208. Еще по поводу бывшего нападения. Заботы святителя о материальных нуждах и благоустройстве жизни адресатки
1209. Состояние нерешимости
1210. Наставление монахине, готовящейся к переезду в другой монастырь
1211. Результаты хлопот об определении в монастырь. Одобрение выбора и наставление о переезде
1212. Куда путь? Новые колебания и старые страхи. Сын сатанин
1213. Благодарение, благословение и ответ на приглашение к сотрудничеству
1214. Ответ на поздравление с Новым годом и с докторством
1215. Поздравление с митрой. Еще к делу о докторстве
1216. При посылке 5 т. Добротолюбия. Предел писательства
1217. При посылке книги в новом издании. К истории защиты бестелесности Ангелов. Улаженный спор. Забота о борьбе с папством
1218. При посылке «Древних иноческих уставов». Угасающий светильник. Извинение и благословение
1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести
1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою
1221. Связь души с телом и разъединение их смертью. О Выше и ее обитателе
1222. Об исполнении семейных обязанностей. Бесплодное уединение
1223. Как пользоваться минутами уединения
1224. О борьбе с миром
1225. Об успехах в духовной жизни
1226. Наставление о воспитании детей
1227. Скорби — врачевства Божии
1228. Как поступать при падениях. Вспыльчивые речи. О пище
1229. Откуда радости и печали в сердце
1230. О курении табаку
1231. О плавании в житейском море
1232. Ответ на беспокойство об участи умершей матери
1233. Молитвенная теплота не дается без труда. Желанная болячка в сердце
1234. Мудрое средство против обидчивости. О Магдалине и Иоанне
1235. О частом причащении
1236. О смирении, 118 псалме и артосе
1237. О долготерпении Божием
1238. Совет о терпении
1239. Врачевства болезней обычные и благодатные
1240. Значение терпения. Благожелания детям и сообщение о своем здоровье
1241. О терпении скорбей. Благонравные жены
1242. Благословения. Урок рисования
1243. О письмах к Магдалине
1244. По вопросу о детках. Внимание святителя к военным известиям
1245. Разные мелкие сообщения
1246. При посылке книг. О терпении
1247. Почему иногда отчуждаются дети
1248. Изъяснение слов: «свету сына соделай служителя»
1249. Совет о лечении
1250. Ответ о суровости мужа. Молиться ли о смерти


1201. Благословение и подкрепление. Напоминание о прочтении книг святителя и готовность к высылке новых. Печаль о матушке Руси. О своем здоровье и трудах

К В.В. Ш-кой.

Милость Божия буди с вами!

Всех вам радостей желаю — от первой услышавшей: радуйся Благодатная! — Покров Ее да осеняет вас, и глубоким миром да преисполнит душу вашу от чувства полной и всесторонней безопасности, при покрове Ее.

Вы мирствуете в себе. Слава Богу! Это один из даров благодати. Благодушествуйте и терпите, что посылает Бог, веруя, что такое посылание есть верное свидетельство Божия внимания и благоволения.

Прощаю и разрешаю вас от прописанных вами грехов, потому что сам много виноват в том же.

Извиняюсь тем, что все ждал извещения о получении книжек. — Не читали еще?! Вот это грех, так уж грех! Извольте прочитать. Это то же, да не то же, когда прочитаете все вместе, и когда всякий предмет будет вами умно зрим на своем ему месте. — Это мои академические уроки. И они тут не все. Тут две части, а третья — тоже существенная часть нравоучения, — аскетика — составляет содержание книги: «путь ко спасению». Эти две книги преподают все хр. нравоучение.

Вы желание изъявили — книг — писем к разным лицам, и 33 псалма, с удовольствием пришлю. Но теперь половодье, и конное общение к городам пресечено. Даю вам карт-бланш — на все мои книги, в каких окажется нужда.

Книги Пр. Никанора совсем в другом роде. Они очень просветительны. То путь ведения Божия. — Вы распечаловались о матушке России. Нельзя не печалиться. — Народ неведением истины покрыт; а тут священники молчальники. И помышлений не имеют учить. А при этом еще та беда, что народ отшатнулся от иереев. Они стоят у него наряду с помещиками и чиновниками. Будем молиться, чтобы Господь заступился за свою Церковь.

Какой это красавице вы карточку желаете послать?! — Прилагаю карточку. Прошу молитв!

Здоровье мое совсем почти поправилось. Под конец было головокружение. Оно доселе есть, но не сильное. Думаю, скоро кончится. — Эта немочь сделала то, что голова скоро утомляется и работать долго не может, даже и читать что серьезное.

А та — другая Марья — которой письма вы присылали?! То живая душа. Спаси ее Господи и помилуй. Назидайте ее и воодушевляйте, — чтобы блюла теплоту духа.

Я теперь ничего не делаю. — Давно были у меня составлены уставы св. Пахомия и св. Василия Великого, — и переведены уставы св. Кассиана и св. Венедикта. Теперь перечитываю их понемногу, и когда кончу, отдам Афонцам для издания. Выйдет большая книга.

Благослови вас, Господи! Будьте здоровы и благодушны!

Ваш доброхот Е. Феофан. 25, Благовещение.  

1202. Молитвенная память. О своем здоровье и трудах. На вопрос о перемене места жительства

Милость Божия буди с вами!

Я опять провинился пред вами, — долго не писал. Но ведь я всегда поминаю вас не на проскомидии только, но и пред безкровною жертвою, по совершении даров. И покоен бываю. Дело общения духовного совершено: к чему после сего чернильное воспоминание. — Я уверен, что внутреннее ваше стоит добре, а если и всколышется когда, то вы умеете приводить его в порядок. Мне и не приходится говорить вам что-нибудь или писать, разве только мысленно изречь: Господи, помоги рабе Твоей всегда быть в добром устроении внутреннем.

Мое головокружение совсем было утихло к концу поста; но на Фоминой опять поднялось не борзо, и потихоньку; все однако ж пошатывало. Доктор некий дал капсюли. Принимаю, и, кажется, это совсем уничтожает эту немочь.

Глаз последний затеняется очень медленно, — и все еще добре служит и в чтении и в писании. — Стало все славу Богу.

Есть новенькие книжки: одна, две, три; жду четвертую. И тогда пришлю. Или если охота припадет, пришлю три, которые уже на руках. — Все это старое. — У меня энергия до того испарилась, что ничего делать не хочется; это блаженство италианцев — da far niente. — А за новое что хоть не берись.

Что делать вам с доброю матушкою Агниею? — Я держусь того правильца, что от добра добра не ищут. Да к тому же, куда вам хлопотать, когда вы доходите только до половины комнаты и назад от немочи? — Разве проехаться бы туда, чтоб переменить немного воздуха. Но опять где силы? — Это можно бы вам разрешить. И сделайте, если понадеетесь на силы. — Там увидите, кстати, не найдется ли резонов к отказу в местности, или в сестрах. — Бывает иногда так, что глазами съедят.

Поминаете о Марии. Спаси ее Господи! — Ведь это та, что бывает и у Варвары Александровны? Та (В.А.) писала о ней что-то. Все перезабыл. Память моя никуда негожа, — хуже решета.

Вздумал я издать уставы монашеские — Пахомия вел. и других. Они давно готовы; но издание отлагалось. Вот теперь пойдут в ход. — Еще жду — уставы Никона Черногорца — и Саввы Сербского, — с Афона.

Благослови вас Господи, всяким благословением! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан.

Идут и книги.

Вознесение. 30 мая 1891 г.  

1203. Цели Промысла в наведении испытаний. Совет о Тане. Книжки игрушки. Сведение о здоровье и ожидаемом покое

Милость Божия буди с вами!

Насилу вы собрались написать. Милостивый Господь все еще учит вас терпению. Что не прекращает уроков, это потому, что в вашем терпении есть что либо недостающее. Когда сие недостающее испразднится, тогда и укажет конец. Но верно терпение ни у кого не досягает своего последнего предела: иначе не сказал бы Господь: претерпевый до конца.

Что отходят к Господу ваши други и приятели, это, может быть, делается по причинам с их стороны, а не с вашей. С вашей можно только предположить, что Господь отнимает от вас человеческие опоры, чтобы у вас осталась наконец одна опора — сам Господь. Он хочет возвесть вас в состояние или на высоту пустынников. Куда ни обратись, неоткуда ожидать помощи: от чего у них непрестанною молитвою было: Боже, в помощь мою вонми.

Спрашиваете, «за какие грехи?» — Не всегда за грехи. Бывает и потому: в венец еще камушек подобран и отшлифовывается. Лучше всего не задаваться такими вопросами, ограничиваться одним запечатлением: буди воля Твоя, самое мудрое — и самое успокоительное. Да посылает вам Господь при всех испытаниях подобающее утешение!

Как быть с Танею? — В монастырь пристроить — добрая мысль. Но в какой? — В каком примут. Спишитесь с Ельцом, спишитесь с Ливнами. И Господь, может быть, укажет дорогу.

Как мое здоровье? — Нешто. Головокружение — по временам нападает — не сильное. — Глаз еще служит. Но конца ему все же ожидать не нерезонно. — Буди, — что Бог даст.

Мои книги — все, какие есть, к вашим услугам. Шлю по две поименованных вами. Они все три — игрушечки. Но одна — игрушечка револьвер. Очень рад, что высокопреосвященный Иосиф ее прослушает. Спросите у матери Марии, что скажет о ней владыка?

Теперь я поступаю на покой — настоящий. — Только уставы выйдут. Но это вероятно в следующий год. — В числе посылаемых книг есть новая из старых, 1 и 2-й выпуск писем о христианской жизни — прежнего издания.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 11 августа 1891 г.  

1204. Укрощение профессорши терпения. Благие ожидания от сибирячки. Родина святителя. Хорошие болячки. Упадок писательской энергии

Милость Божия буди с вами!

Думается, что вы хорошо сделали, пристроив в обитель Евдокию. Вам покойно: и от того, что не будет вам со стороны ее досаждения, и от того, что будете сознавать ее пристроенной и не заботиться более об ее участи. И она присмиреет, из страха, что там не будут к ней так снисходительны. Благослови ее Господи, и даруй ей укрощение нрава.

Благо и то, что Бог послал вам так скоро, кем заменить ее. Я два опыта знаю, по коим сужу, что сибирячки — кротки нравом. Вот вам предлежит еще опыт образования подвижнического нрава в душе благопокорливой. Евдокия была и сама для вас профессоршею, уча вас терпению. Верно Господь увидел, что вы уже кончили курс в этой школе, или в классе школы, и взял от вас учительницу. — Наступившая будет для вас утешительницею. Благослови, Господи, ваше сожительство.

Вы и теперь, и прежде поминали про Ливенскую игуменью. — Стало там монастырь есть женский?! Если знаете, скажите мне, как он устроен, когда и где. Никто мне не писал о сем. Ливны же от моего родного села 28 верст, там я учился в духовном училище. Мое село — старый город Черновск, между Ливнами и Ельцем, от коего отстоит на 38 верст.

Очень рад, что несмотря на внешние хлопоты и тревоги, молитва ваша стоит. — Слава Богу! Это молитва в сердце. Она лучше и ценнее молитвословия читательного. Есть ли болячка в сердце? — О. Парфений болячкою называл не отходящее от сердца чувство к Богу, не помышление, а чувство, служащее источником памяти Божией и всех духовных чувств, и таких движений, какие испытала св. Елисавета, когда взыграся Младенец во чреве Ея. — В этом свидетельство, что потаенный сердца человек есть и растет.

Мое здоровье терплю. — Книготворчество кончается совсем. Перечитываю уставы монашеские; и когда перечитаю — конец. — Вот спанья-то будет!!! Слышу вопросы, когда же будет истолковано послание к Евреям. Но никакого позыва не имею к писательству. И кажется, что толкование это останется не написанным, хоть это очень жаль. — Прежде бывали позывы писать что-нибудь. Сядешь и напишешь, — а теперь ничего такого не бывает; от того и не пишется ничто.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 15 сентября 1891 г.  

1205. Благожелания болящей. О своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Так давно нет от вас весточки, и пошли вопросы, все ли обстоит у вас благополучно? — Разумею, здоровы ли вы? — Вы все поминали о слабости, но все еще бодрились. Значит ли молчание ваше совершенное изнеможение? Господь да смилуется над вами! — Если у Господа положено взять вас, — буди благословен путь ваш. Если это временное испытание, даруй вам Господи и соразмерное терпение, благополучное и благодушное.

Что сказать вам о себе. Во 1-х, сил никаких нет на писательство, а во 2-х, и охоты нет, и позыва нет написать что-либо. — И предаюсь покою. — Головокружение с прошлого года не оставляло меня, но то пропадет, то покажется. Вот и недавно показалось и прошло, а ныне (10) опять поднялось, хоть слабое. Верно оно опять войдет в силу. Прошлый год оно началось в конце ноября. Но то было нечто из ряда выходящее. Буди воля Божия. Глаз слабеет; но все копошится. Читаю и пишу, как видите.

В Спб. много говору о Киевской митрополии. — Справедливее бы всех был пр. Леонтий. Помолитесь о нем.

Но дайте весточку и о себе.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 10 ноября 1891 г.  

1206. Еще о Дуне. О перемене места жительства. Посылка книг, портрета и денег. Новости по замещению архиерейских кафедр. Могут ли монахини читать поучения в церкви

Милость Божия буди с вами!

Премного утешен вашим письмом, особенно тем, что вы, хотя болите, но дух ваш в совершенном порядке. Да хранит вас Господь в сем чине!

Так вот как отличается Дуня ваша! Очень рад, ибо мне никак не чаялось, чтоб она себя там сдерживала так. Кротка, тиха, послушлива. Дай ей Господи всегда быть такою. Это моя ей заповедь, — и Божие повеление. Книжку ей дайте, — и портрет из посылаемых.

Что это вы говорите, что предлагали выйти из настоящего места, но я не дал согласия. Не помню, чтоб об этом была речь серьезная. Но теперь, если вы действительно желаете освободиться, то взвесивши все, можете начинание сие определить решительно, а потом и исполнить. — Но куда? — Туда ли где Дуня?! Что ж! Я полагаю, что это будет добре. — Бог благословит! Пошлите и матушке игумении книжку, или две — сборник и митерикон, и портрет. Шлется три книги сборника, две — митерикона, и три портрета нового издания.

Шлю теперь 50 р. — на пирог в 4-е — или вам на существенные нужды. — На свой праздник не будете дома. Но посылка всяко должна запоздать; ибо не знаю, как пойдет наша почта, а се — 2-е.

Так сибирячка не оправдала себя. — Женщина, теперь под пробою состоящая, верно тоже не покажется, в силу ожидания, юнейшей питомицы. Да устроит вас Господь по сей части желанным образом.

Число поступления женщины навело на мысль посмотреть число вашего письма, от 18 ноября и теперь 2 дек. Где оно было?

Преосв. Леонтий — митрополит Московский, а Московский пожелал в Киев, — что и сделано для него. Как я рад за пр. Леонтия?! Господь да поможет ему и в Москве также церковно полезно действовать, как действовал в Варшаве.

Я и забыл помянуть, что Дуне не мешает не иметь свободного времени, а целый день переходит от дела к делу; меньше дум, меньше загадываний. Пусть идет, как есть. Головка пройдет. — Половина 5-го не рано. — Пораньше засыпает пусть.

Насчет чтения поучений в церкви — печатных — никакой нет помехи читать их сестрам. Иереи неправы. Псалтирь читают же, — и паремии, и апостолы, а какие еще книги поучительней этих?! — Слова апостола относятся к поучениям своим, кои позволяли себе Коринфянки, уча мужей.

Здоровье мое в порядке. Головокружение стихло.

Даруй Господи вам здравие возвратить и пользоваться им. Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 2 декабря 1891 г. 

1207. По получении известия о нападении грабителя. Небесная помощница

Милость Божия буди с вами!

Посылается 4-го декабря. Поздравляю со днем Ангела.

Что с вами после вчерашнего случая? Живы ли вы? — И как живы? — Как желательно узнать об этом.

Господи помилуй! До чего мы дожили?! В 12 ч. получил ваше письмо, а теперь 5-й. Спешу что-нибудь сказать вам, по поводу скорбного с вами случая. — Видим покров Божий над вами. В момент воззвания вашего рука Божия отбросила злодея от вас, — и пока он приходил в себя, вам дана была свобода выбежать в коридор и созвать помогающих. — И св. Варвара великомученица тут же была. За минуту до отсечения главы она молилась, чтоб Бог избавил от нечаянной смерти всех, которые прибегать будут к ней в молитвах. — Но у вас ведь постоянная к ней молитва. Вот и помощь! Слава Богу!

Спрашиваете, что теперь делать — не уехать ли? Письмо к вам в ответ на прежнее было написано вчера, и я там высказал мысль, что вам можно перебраться, Богу помолясь и обсудив все добре. Случай с вами горький подтверждает эту мысль. — Но может быть вам придется промедлить, чтоб поправиться: ибо хоть вы не сробели, но голова разбитая и спина измятая дадут о себе знать. Будет верно лихорадочка и еще что-нибудь нервное. Буду ждать от вас вести о вашем положении.

Чего хотел и что хочет Бог, — нам до того не домыслиться. Но смиренными ведущеся чувствами, можем с пророком увидеть тут милость и суд. И всего лучше сказанное уже вам повторять; воля Божия благая, ибо у Него она всегда такая. — Да поможет вам Бог полною преданностью погрузиться в промыслительные советы о вас Божии, и потопить там всякую восстающую в сердце скорбность, если только она восстает. У вас ведь довольно уже стяжано мудрости на то, как следует держать себя в таких обстоятельствах, вся жизнь ваша наука сему. Таким образом, если вы переживете эту катастрофу, то это новый урок к прежним; а если нет, то это сполоскание на дорожку в тот свет.

Поднимать ли суд на ноги? — Если монастырь вздумает это, пусть делает, как хочет, вы же откажитесь, предав все в волю Божию. Впрочем, как хотите.

Желаю единого, чтобы вы поскорее оправились от этого потрясенья, и стали в настоящий строй вашего обычного здоровья, всегда почти не крепкого.

Вижу, что и завтра не пойдет в город наша почта: ибо прошли уже часы снаряжения ее. Потерпите. У Бога все идет к лучшему.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 3 декабря 1891 г.  

1208. Еще по поводу бывшего нападения. Заботы святителя о материальных нуждах и благоустройстве жизни адресатки

Милость Божия буди с вами!

Вчера получил ваше письмо от 3 декабря. Слава Богу! Вы живы и бодры духом. — Письмо ваше, писанное в ночь катастрофы, получено мною 2 или 3-го. С того дня до вечера все ждал, что с вами, вчера и бросился на письмо ваше. И сколько рад о вас, столько скорблю, что письмо ваше, — между 28 ноября и 3 декабря написанное, — 24 стр. и листок не дошли до меня. — Где застряло? — Не в скиту ли у вас. Но пусть.

Вопрос у нас с вами один — что теперь делать? Я решил тогда — переменить место; а теперь становлюсь в тупик. Куда? — Я не решил этого, — и не берусь решать. Это вы должны сделать; я же в след пошлю благословение. У меня никакой мысли об этом не было; а ныне утром пришла мысль — сидеть пока в скиту, и ждать, чем кончится поднявшийся шум, и у нас с вами упорядочится голова. А между тем присматривать, куда обратиться на житье.

Вопрос о деньгах — большой вопрос. К получаемым вами от Государыни Императрицы, я могу присылать сто, иной раз и 150, не более. Мои деньги все введены в расход. Если успею сократить безобидно, еще что-нибудь прибавлю вам, но это неверные цифры. Что еще верного? — С этими мелочами надо соображаться — неотложно. — Так вот будем пока сидеть и все это обдумывать.

Мать игумения Таисия бодро предлагает, что доставит вам. И кажется это хорошо. — Хорошо и то знать, что она знает, сколько у вас в кошельке. — Другие игуменьи могут думать иначе. Потому, если вздумаете спасаться с ними, прямо скажите, чтоб от вас ничего не ожидали.

Что заставило мать Таисию обратиться к вам? — Я подумал сначала, что ее послала Варвара Александровна, для спасения вас от разорения катастрофою. Но она не знала о сей катастрофе до Задонска. — Наверное, она желала иметь вас помощницей в управлении, и именно с духовной стороны. Неужели она вам ничего не сказала, зачем желает вас? Ведь она искала! Стало имела нужду. Ответ архимандрита: не поедет — стара, показывает, что от вас ожидалась служба, и не легкая. Обитель сию можно иметь в виду. — Там 250 сестер, — обитель благоустроенная, — игуменья образованная и добрая. Изложите все, что еще нужно, пусть знает, — и скрепит. Обитель в лесу, и будто там сыровато. Меня спрашивала Лихонина, — идти ли в эту обитель, — слабая здоровьем. По причине сырости места я не посоветовал. Она о двух монастырях спрашивала.

12 числа. В душе моей все еще не произошло решения, как вам быть. Ждать здесь. Но вероятно этому жданию будет конец, — не по нашему расчету. Буди воля Божия!

Если вы склоняетесь на Ливны или Козельщанскую, то снеситесь с игумениями, и откровенно изложите им свое положение, и что можете им дать, и от них ожидать. — Если они круты будут; тогда придется ехать к матери Таисии. Господь да управит вас!

Мое здоровье исправно.

О вашем здоровье очень сомневаюсь. Вы мне мерещились в воображении то в лихорадке, то в горячке; то выздоравливающею, то умирающею. Однажды похоронил. Вы так живо представлялись, что мне подумалось, что вы вышли из своего тела и странствуете по знакомым, и ко мне зашли. Но потом это испарилось. — И оставалась только туга, что ничего не знаю о том, что было после ночи с 27 на 28-е. Да дарует вам Господь крепость.

Желаю вам всего хорошего, особенно чтоб мысли ваши сложились окончательно и крепко, относительно того, как быть.

13 числа. Относительно вас все никаких решений не приходит. — Пришел вопрос: да что вас гонит отсюда?! Мужик забрался. Но у Государя под столовою устроили мину и взорвали. В деле мужика монастырь не виноват. Стало быть, можно еще жить тут. Так думаю, но не решаю. Если у вас есть свои определенные мысли, и вы склоняетесь, можно. У меня стоит Таисия в голове. Она быстра в решениях, но добра. — Поперечить ей не не надо, но можно так вести дело, чтоб быть в ладах.

14 числа. Из письма увидите, что у меня не образовалось ничего насчет вашего места, куда. Если у вас установилось что-либо, не буду поперечить. Если все еще и тут оставаться вздумаете, и на то согласен. — Богу помолясь и пообдумавши, решайте. К Варваре Александровне пишу, чтоб сказала, если знает мать Таисию, какова она и каково у них в монастыре.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 11 декабря 1891 г. идет — 14.  

1209. Состояние нерешимости

Милость Божия буди с вами!

В прошлом письме, я все думал, куда вам, и ничего не придумал. Никуда не склоняется моя дума. Вы спрашиваете — в Полтаву или в Спб. в Магдалининский монастырь? О последнем — в первый раз слышу. Кроме Полтавы, да какой же это полтавский? Козельщанский?! Ну, так кроме этого у меня в вопросе был только Ливенский, да м. Таисии. Я не умею решить. Предтеченская обитель м. Таисии имеет преимущество то, что тут положение ваше определено. Изберите ее, если хотите. Или Ливенскую, или Козельщанскую, или Магдалининскую. Помолитесь поусерднее, и куда склонится душа, хоть немного, ту и изберите. Что значит, что душа ни туда, ни сюда?! То, что все равно, куда ни переберетесь, везде будет или хорошо, или худо, а как именно, видеть нельзя. Надо готовиться принять — или хорошее с благодарностью, или худое с готовностью терпеть.

Повисли вы на воздухе. Господь да смилуется над вами, и да управит вас туда, где бы было вам покойно! Когда порешите, я пришлю вам на дорогу немного денег.

Прочитал брошюрку о Предтеченской обители — м. Таисии. Может быть к ней и следует вам перейти. Мне это не раз приходило в голову. Особенно потому что она как раз явилась в ту пору, когда для вас требовалось новое местожительство.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 19 декабря 1891 г.  

1210. Наставление монахине, готовящейся к переезду в другой монастырь

Милость Божия буди с вами!

Слава Богу! Слава Богу!

Наконец-то определилось у вас по милости Божией, где вам приклонить голову. Да благословит Господь пребывание ваше там! Припомните, что сделало неудобным пребывание ваше в монастыре женском у Поликсении, — и собирайтесь не допускать того. Какая придет к вам таракать о делах монастыря с критикою начальственных распоряжений, сразу заставляйте таких молчать, говоря, что такие дела нас с вами не касаются. Или придут просить ходатайства пред мат. игумениею, не слушайте, говоря: игуменья — мать ваша, и заботится о вас, мне нечего ей о том напоминать. И самой мат. Агнии никогда и намека никакого не делайте о том, что слышали. Какие будут приходить за советами, этим говорите, что Бог положит на сердце, воодушевляя их на постоянство в трудах иноческих и терпении. Но лучше прочитывайте им, что пригодно им из книг отеческих. А если что не ясно видите, так и говорите: не умею сказать вам ничего определенного. Я ведь сама плохо знаю, что потребно в духе жизни. Будьте крайне снисходительны, и матерински заботливы о немощных и падающих. Пишу все такое наперед, чтобы вы отселе снаряжались к полезному на них действованию.

Матушке игумении очень благодарен за расположение к вам и готовность успокоить вас. Даруй Господи, чтобы она и навсегда пребыла такою. Даруй Господи, чтобы и все другие там начальственные лица, да и все сестры были к вам доброхотны. Умудритесь сделать так, чтобы все были рады, что вы у них. Но еще бы лучше, если бы вы умудрились так устроить, чтобы все забыли, или не помнили, что вы среди их живете. Тогда обитель была бы для вас пустынею.

Вам ехать надо когда потеплеет, а то — эти морозы, что теперь — страсть.

Денег обещанных не могу не послать. Это уж отрезанный ломоть. И шлю.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Сколько у вас болезней, и все глубокие! Помоги вам Господи вылечиться, или терпеть.

Ваш доброхот Еп. Феофан. 17 января 1892 г. идет 19. 

1211. Результаты хлопот об определении в монастырь. Одобрение выбора и наставление о переезде

Милость Божия буди с вами!

Из города привезли письмо от Вар. Алекс. Спешу вам сообщить, что она написала о монастыре. В монастырь, где Ушаковы, она ездила с одною красавицею (Анн. Слепц.), с целью определить ее туда. Там не приняли, по тесноте помещений и скудости монастыря. Получив мое письмо, она писала о вас. В ответ Ушакова изъявила полное к вам сострадание и желала бы упокоить вас, но тесно и скудно.

Ливенский монастырь почему-то непрочен. Потому пока нечего туда обращать ока.

Монастырь, где Таисия — по крайне сырой местности — для вас непригож. Но Таисию хвалит… Игумения — делец, и умна и добра.

А вами избранную обитель очень хвалит, и находит, что вам там добре будет, под кровом Матери Божией.

И благослови вас Господи! Как же вы поедете одни? Хлопот по дороге не мало. Пришло мне на ум, — нельзя ли взять послушника — хорошего, расторопного и смиренного. Или может быть игумения пришлет послушницу?! В таком случае — нечего много хлопотать о проводнике.

Так дело ваше совсем слажено. Только бы на дворе потеплело.

Больше ничего не имею сказать на сей раз. Хотелось только сказать, что выбор ваш хорош, и что кроме его, другие монастыри непригожи для вас.

Благослови вас, Господи!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 22 января 1892 г.  

1212. Куда путь? Новые колебания и старые страхи. Сын сатанин

Милость Божия буди с вами!

Итак, вы совсем наладились в путь-дороженьку. Осталось ждать вестового звонка. Но куда путь? Из ваших слов вижу, что и в Козельщанскую готовы и на тот свет — не прочь. Да благопоспешит вам Бог и в том и в другом пути, какой указать вам благоугодно Ему будет.

Мне показалось, что вы немного побаиваетесь Козельщины; это не худой знак. Это заставит вас там держать себя со всяким вниманием и осмотрительностью, и чрез то избавит вас от многих возможных поскользновений и неприятностей. Господь умудрит. Молитесь Ему о вразумлениях.

Но то еще далеко. Что теперь у вас? Мне смешными показались ваши опасения покушений на вашу жизнь. Я уверен, что ничего такого не было и нет. Все смастерил один вор, который хотел поживиться. Не удалось. И он спокоен, а вы мятетесь. Только одна пословица вас оправдывает: береженого Бог бережет. Потому что можно гадать, что иной подобный прежнему вор может подумать: тому не удалось, дай-ка я попробую. Авось! Ну, и добре! Берегитесь, берегитесь!

Атеисты, толстовщина! Где же это? Неужели около вас теперь в деревне? Господи помилуй! Этот Толстой, у которого в писаниях один бред — имеет последователей?! Верно Русь православная совсем оглупела. У него души нет, Бога нет, нет и другой жизни. Он не стыдясь изрыгает хулы на Божию Матерь, на Спасителя и всю веру православную. Дерзнул и новое евангелие составить, не согласное с настоящим, и чрез то подпал под анафему Апостольскую. Тексты цитируются по истинному евангелию, а самые тексты иное говорят, подделыватель. Из всех наших пустосмех, он самый пустой и зловредный. Настоящий сын сатанин. Спаси Господь от него ваших теперешних благодетелей.

Пр. Леонтию очень благодарен, что он писал к вам. Не писал он верно по какой-либо случайности. Я напишу ему.

Благослови вас Господи и ваших хозяев, Варвару, Марию, Дмитрия. Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 8 февраля 1892 г. 

1213. Благодарение, благословение и ответ на приглашение к сотрудничеству

К О. редактору «Церковных Ведомостей»

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Получил ваши назидательные слова и речи, и издаваемые под вашею редакциею «Церковные Ведомости». Благодарствую!

Помоги вам Господи благополучно вести и дело редакции и дела служения, и семейные и общественные. Да благословит вас Господь во всем.

Приглашаете меня к сотрудничеству. Не отказываюсь, когда вспадет что на сердце. Но должен сознаться, что совсем упала всякая писательская энергия. И хоть многое из загаданного остается еще не исполненным, однако же ни к чему не прилегает сердце! Похоже на то, что в сухом колодце воды не зачерпнешь.

Прошу ваших молитв обо мне многогрешном.

Милость Божия и покров Матери Божией да осеняют вас.

Ваш доброхот Е. Феофан. 23 окт. 1889 г.  

1214. Ответ на поздравление с Новым годом и с докторством

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Приношу вам сердечную благодарность за поздравление и благожелание. Желаю и вам всего хорошего в Новый год сей, как и на всю жизнь. Да хранит Господь вас и все семейство ваше в добром здравии и благоденствии. Посылаю вам 4-й том Добротолюбия, с искренним желанием вам найти в нем и для себя добрые руководительные указания на пути жизни.

Благодарю вас за поздравление меня с докторством. Вы не ошиблись, полагая, что это будет для меня делом, достойным поздравления. Немножко пофанфаронил я, немножко попарил выше облак. А потом спустился опять в обычную свою смиренную колею. Но где же это застряло мое докторство?

Благослови вас Господи всяким благословением.

Ваш искренний доброхот Е. Феофан. 31 генв. 90 г.  

1215. Поздравление с митрой. Еще к делу о докторстве

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Вчера прочитал в «Московских Ведомостях», что вам пожаловали митру. От души радуюсь этому и поздравляю вас с этою милостью Монаршею и Святейшего Синода.

Совет Академии известил меня о возведении меня на степень Доктора Богословия, но диплом еще не получен. Это докторство меня очень радует.

Приятно слышать, что ваше чтение о страхе Божием слушано с особенным вниманием. Но не умею понять, каким образом я сему причастен. И не помню, что такое я писал о страхе Божием. Буду ждать оттиска сей статьи.

Мне бы желательно знать, как Совет Академии хвалил и бранил мои книги, но не знаю, куда обратиться.

Благослови вас, Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 90 г.  

1216. При посылке 5 т. Добротолюбия. Предел писательства

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Посылаю вам 5 т. Добротолюбия. Прошу принять. Это последний и, как таковой, содержит верхние стадии духовной жизни. Верхи сии и прежде показываемы были в первых книгах. Но тут вся дорога туда прописывается систематически. Эта книга с четвертою — вдвоем содержит все потребное в деле подвижничества. Дал бы Бог, чтоб они пришлись по душе и хотя кому-нибудь принесли пользу.

Не раз принимался я писать что-нибудь и свое. Но дело нейдет. Верно и писательство имеет свой предел. И приходится сознаться, что он для меня настал. Ведь и порядок естества требует послушания, — не ему, а Источнику его. И надо благодушно покориться.

Примите мои вам усердным благожелания. Да посещает вас всегда милостями Своими Господь.

Прошу святых молитв ваших. Ваш доброхот Е. Феофан. 26 нояб. 90 г.  

1217. При посылке книги в новом издании. К истории защиты бестелесности Ангелов. Улаженный спор. Забота о борьбе с папством

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Препровождаю к вам последнюю часть нового издания «Писем о хр. жизни» и покорно прошу принять ее милостиво.

Хоть это ничего не прибавляет к прежнему, но может быть новая печать иного расположит к новому прочтению.

Благодарствую за напечатание оттисков о книжке: душа и Ангел не тело, а дух. Все внимательно просмотрено. А ученики и ученицы Пр. Игнатия не уступают, и стараются как-нибудь оправдать его. Я получил порядочную тетрадь, но это был напрасный труд. Всего, сказанного мною, писавший не коснулся, а поговорил словоохотно о постороннем, как будто для того, чтобы заговорить так явно выставленную несостоятельность мнения известных брошюр. Я написал писавшему и руководясь его же мыслями, предложил ему вместо мнения брошюр, принять одно из высказанных отцами мнение, именно, что Ангелы и души имеют по творению тонкую оболочку, или тело, посредством коего состоят в общении с телесным вещественным миром. Он согласился, охотно, — и делу конец. Когда бы все споры так решались, куда бы как было хорошо? Мне сдается, что нам следует подготовляться к борьбе с папистами. Папежство стало походить на паполатрию. Все дары от папы и весь почет ему. А у нас нет книжки, которую имея в руках, православный мог бы отражать бредни патеров. Те ведь наговорят столько, что слушающий поневоле изумится. Муравьев, Авдий Востоков (Преосв. Анатолий Могил.) грузны и не легки для головы. Papaute schismatique о. Владимира Гетте кому доступно?! и другjго чай ничего нет. Да! Преосвященнейшего Никанора! — но то не полно. Подговорите кого-либо, чтобы извлек из всех самое рельефное, легко читаемое и победоносное. Будет благовременно и преполезно. Я и рванулся бы, да сил нет, мое писательство кончилось.

Благослови вас Господи и все труды ваши. Прошу молитв о моей многогрешности.

Ваш искренний доброхот Е. Феофан. 15 декаб. 1891 г.  

1218. При посылке «Древних иноческих уставов». Угасающий светильник. Извинение и благословение

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей!

Имею удовольствие препроводить вам «Древние иноческие уставы», — и покорно прошу принять их для вашей собственной библиотеки.

При труде приятною утешался надеждою, что наше иночество с радостью встретит эту книгу, увидев, что в общем оно очень сходно с древне установленными порядками иноческой жизни, и воодушевится ревностью не отставать от первоначальных отцов, и поспешит дополнить в себе недостающее и поправить, сколько возможно, неправое. Всяко этим освежится воззрение на иночество у всех, кому придет охота просмотреть эти уставы.

Кажется это последняя от меня книга. Хоть многое еще остается неисполненным от загаданного в начале, но расслабление головы моей и упадок сил лишают меня возможности приступить к чему-либо. Так и сижу поджавши руки. Но, слава Богу, у нас народу ученого куча. Все переделают и без нас. Помогай Господи всем трудящимся.

Пред вами я чувствую себя виноватым, что ничего не написал для «Церковных Ведомостей», — а загадывал и то и другое, прошу простить. Авось придет охота и задор писать.

Желаю вам здоровья и всякой потребной Божией помощи в трудах ваших.

Божие благословение буди на вас. Прошу ваших молитв о моей грешности.

С истинным почтением и совершенною преданностью, имею быть вашим искренним доброхотом и усердным молитвенником.

Многогрешный Епископ Феофан. 30 нояб. 92 г.

1219. Благоуспешность в делах подается всегдашнею памятью о Боге. Наставление о сохранении чистой совести

К Н.И.К. 

Милость Божия буди с вами!

Благослови вас Господи на пути, которым идете. Господь всюду есть, и все видит, что кто для Него собственно делает. Он же всегда готов и с помощью ко всякому, кто прибегает к Нему за нею. Таким образом, если положите в сердце внимать всегда Господу присущему вам и в вас, и все направлять на угождение Ему Единому, — а затем со всяким недоумением, со всякою духовною нуждою к Нему обращаться, — с верою и полною Ему преданностью, то будьте уверены — все дела ваши и внутренние и внешние пойдут самым благоуспешным образом. Великое дело сознать, что без Него ничего не можем; а еще более велико — с верою к Нему только прибегать, ожидая несомненно помощи.

Совесть да будет чиста всегда. Но совесть надо просветить Словом Божиим, а то она часто беспокоит за то, за что не следует вступаться. Для того читать надо Евангелие и оттуда почерпать правила, какими потом должна руководствоваться совесть.

Вы — жена, вы — мать, вы — хозяйка. Обязанности по всем сим частям изображены в писаниях Апостольских. Просмотрите их — и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.

Благослови вас Господи. Прошу вас помолиться о моей многогрешности нераскаянной.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 24 апр. 74 г.  

1220. Должно с утра установиться во внимании к Богу. Как читать книги с пользою

Милость Божия буди с вами!

Потрудитесь делать так: утром, на молитвенном своем правиле, потрудитесь так установиться вниманием пред Богом, чтобы потом и весь день быть пред Ним, что бы ни случилось делать. Если устроитесь так и станете с пророком предзреть Господа пред собою выну, — с соответственными конечно тому и чувствами, — то и будете непрестанно молиться. И тогда не будет вам скучно.

От молитвы-правила — не отходите, пока не возродится сокрушение в сердце с преданностью Богу. Вы — жена, мать, хозяйка. Обязанности, сюда относящиеся — ваше спасение.

Читать Евангелие и Псалтирь — доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни.

Мир вам! Благослови вас, Господи! И супругу вашему Божие благословение и детям.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 1874 г. 25 авг.  

1221. Связь души с телом и разъединение их смертью. О Выше и ее обитателе

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи причаститься вам св. Христовых Таин в обновление вашего духа.

Умницы красавицы ваши, что вместе с вами готовятся к сему преспасительному делу. Да утвердит Господь сей обычай в них навсегда.

Что же мудреного видите вы в словах Лествичника? Душа не от тела имеет бытие, а получает его вместе с телом, — и для того, чтобы жить с телом. А смерть придет разлучить их. И дивно, как душа будет жить без тела, привыкши с телом жить. Разлучение души с телом есть наказание, и оно должно быть чувствительно.

Святые, по причине тесного общения с Господом или мало, или совсем не ощущают сего неудобства.

Благослови Господи благополучно совершить вам путешествие в Москву.

Сестра ваша написала вам пустой слух. Вышу можно променять только на Царство Небесное.

Здоровье мое общее не худо. Но глаз мой все слабеет, и очень вероятно совсем ослепнет, к чему я и готовлюсь.

Спасайтесь! Благослови вас Господи всяким благословением.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 20 нояб. 74 г.  

1222. Об исполнении семейных обязанностей. Бесплодное уединение

Милость Божия буди с вами!

Благодарю вас за благожелания. Желаю и вам всего доброго!

Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все зависящее. Коль скоро все сделано, нечего себя мучить. Конечно и спустя рукав не следует действовать, но и томить себя не след, предоставляя все Господу.

Что в заведениях дети становятся не те уже — что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтобы все внушаемое им пропадало, или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуйте тому, чтобы они не совсем сбились с дороги; а успех все от Господа. Молитесь более, помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна.

Спаси вас Господь и помилуй!

Вы помянули о превосходстве уединения. Хорошо оно. Но ведь можно сидеть за стенами, а умом не знать, где быть. След., само по себе оно ничтожная вещь!

Прошу ваших молитв о мне многогрешном. Благослови вас, Господи!

Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 генв. 75 г.  

1223. Как пользоваться минутами уединения

Милость Божия буди с вами!

Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие — молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле. Я разумею то, когда при чтении, напр., Евангелия рождаются вопросы, и когда по должном углублении душа найдет им удовлетворительное решение. В этом много утешения духовного. И тем это приятнее, что один успех раздражает на большее, а там приходит и навык к таким занятиям. Душа тогда широка станет, быстролетна и многомысленна.

Благослови вас Господи трудиться. Монахам дело — помыслы очищать; а у мирян главное — намерения при делах исправные держать; а уж до чистоты куда им. И Бог не взыщет. Не таковы порядки у них.

Спасайтесь! И о мне многогрешном Бога молите! Ваш богомолец Еп. Феофан. 6 февр. 75 г.  

1224. О борьбе с миром

Милость Божия буди с вами!

Что с миром нельзя помирить Евангелие, — это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, чтобы можно было делать уступки миру. Уступка — измена Господу.

Надобно только различать явную заповедь от того, что не определено заповедью, а оставлено нам на свободу. В последнем случае меру уступки определяет благоразумие, которое иногда и требует сего.

Борьбы же прекращать не следует, а следует только изворачиваться в средствах. Одно не берет, другое придумать, паче же молиться Господу, чтобы и вразумлял и силу давал.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 20 мая 75 г.  

1225. Об успехах в духовной жизни

Милость Божия буди с вами!

Благослови Господи ваше богомольное путешествие. Прошу помолиться и о мне многогрешном пред святыми Божиими.

Успевает ли кто в жизни, и на сколько успевает, этого заметить не дается, потому что иначе всякий сам съедал бы себя с глаз. Неведение это держит в страхе и постоянно подновляет ревность, уверяя, что ничего еще не сделано, и что след. надо снова начинать.

Снова начинать — такой закон духовной жизни. Каждый день надо считать первым днем жизни в страхе Божием, — заднее все забывая, кроме грехов, о коих всегда надо каяться.

Трудности пути, препятствия, расслабление, уныние — все это случайности, которые приходят и отходят. На них нечего обращать внимание. Надо им противопоставлять убеждение, что цель впереди верна, и что средства, кои нам даны, надежно ведут к ней. От этого все тревоги будут отходить, исполняя душу благонадежием.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 июля 75 г.  

1226. Наставление о воспитании детей

Милость Божия буди с вами!

Детей вразумлять есть долг родителей, стало и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей — надо молиться день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к царству Его. Что же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул нас из числа Своих.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 1875 г. 21 сент.  

1227. Скорби — врачевства Божии

Милость Божия буди с вами!

Терпеть все тяжело, что ни случится терпеть, но тяжесть чувствуется только во время напраслины или беды. После же все сглаживается. Сгладится и то, что вы теперь терпите. Воодушевляйтесь. Все пройдет.

Между тем — сильнее восставляйте веру, что все от Господа. Не беда только крупная, но и всякая встреча — от Него. А Он единое имеет в намерении — спасение наше. Принимайте же все, как живительное врачевство, хоть и горькое, но полезное.

Когда бьет Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то. Для испытания скорби посылаются праведным, а нам — скорее в наказание и в призывание к покаянию. Если верите, что Господь есть врач, — и такой врач, который не станет тратить лекарств попусту, то когда отвратится неисправное не в делах, а в чувствах и мыслях; тогда прекратятся и скорби.

Благослови вас, Господи! Мне не тяжело писать вам, и не скучно читать ваши письма.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 11 генв. 76 г.  

1228. Как поступать при падениях. Вспыльчивые речи. О пище

Милость Божия буди с вами!

Как только увидите неправость мысли, чувства или слова, тотчас и кайтесь. Хорошо так, как делаете. Прибавьте к этому осматривание, как идет падение, и из этого осматривания извлекайте себе урок, как себя одолевать при подобных встречах. Опыты воздержания дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже. Бог поможет.

Смирения побольше надо. Речи или порывы слова огорчительные для других не от барства ли. Сознание барства и есть гордость, вещь очень Богу не угодная и в нравственной жизни самая зловредная. Вникните, и вырвите этот корень горести выспрь прозябаяй, если он окажется.

Поговеть — благослови Господи.

Если не можете воздержаться, кушайте рыбу — только не во время говения. И в другое время иной раз — лишайте себя этой сладости. Посмотрите, ныне все доктора заграницей настаивают заводить для здоровья растительную пищу. А что с этою пищею долже прожить можно, это давно они толкуют.

Спасайтесь! Прошу молитв. Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 февр. 76 г.  

1229. Откуда радости и печали в сердце

Милость Божия буди с вами!

Утешающий всякого в туге сущего да утешит и вас и да изольет отраду в сердце ваше. Скоро и праздник Утешителев. Да возгреются в душе вашей движения сущего в вас Духа благодатного! Тогда как с лучом солнца идет неразлучно и теплота, — придет с движением Духа благодати и утешение.

Сердцем распоряжаться никто не властен. Оно живет особою жизнью. Само по себе радуется, само по себе — печалится. И тут с ним ничего не поделаешь. Только Владыка всяческих, все содержащий в деснице Своей, властен входить в него и влагать в него чувства, не соображаясь с натуральным течением его изменений.

Господь да умудрит вас во всем.

Мое здоровье не плохо. Всех вам благ от Господа желаю. Будьте здоровы и веселы.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 16 мая 76 г.  

1230. О курении табаку

Милость Божия буди с вами!

Курение — дело бестолковое; нравственного тут на столько, на сколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим, и трудно разъяснить их некурящим. Крепко неприлично; но приличие и неприличие, тоже что люди, — изменяются. Потерпите дурную привычку; но в грех ее не возводите. Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла — хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно.

Имеющую поступить в институт благослови Господи! Вот ей икона св. великомуч. Екатерины. Лучше нет.

В чем беда — Александр не разобрал. В чем бы она ни была, помолюсь моею грешною молитвою, да отвратит Господь от ней кару Свою. Кто может сказать, что свободен от этой всеокаянной гордыни. В каких формах не является она? Господи, помилуй нас!

Благослови вас Господи Своим благословением. Ваш богомолец Еп. Феофан. 7 июля 76 г.  

1231. О плавании в житейском море

Милость Божия буди с вами!

В житейском море плавающим надобно кораблик свой беречь хорошенько, и направлять его, как следует, избегая мелей и подводных камней, и столкновений разрушительных. Буря нападет, духа не надо терять и на маяк посматривать, чтобы поскорее в пристань спрятаться.

Все сие вам ведомо, что есть.

Дочку вашу благослови Господи, — поучиться и всему доброму научиться.

Вот вам Златоуста святого две книжки.

Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 11 авг. 76 г.  

1232. Ответ на беспокойство об участи умершей матери

Милость Божия буди с вами!

Не вижу ничего, ради чего можно было бы крайне тревожиться об участи вашей матушки. Благость Божия призвала ее под конец к покаянию, конечно, с тем, чтобы помиловать ее. Если она искренно совершила то, чего ожидал от нее Господь, то нет сомнения, что она сретила милость Божию.

Ваш сон недавний ничего не означает, как и прежние, в которых вы видали ее в болезненных припадках, которых уже не было. Примите лучше из этого сна побуждение для себя — поусерднее готовиться к смерти, которая приходит, не спросясь с нами.

Молиться о матушке конечно никогда не излишне. Если для нее ничего не прибудет от сей молитвы, то всегда прибудет нечто для вас, ибо чрез молитву мы входим в общение с отшедшими. А это не может не быть благотворно для нас.

Помяну ее и я в молитвах моих грешных.

Прочее все — терпеть надо, и терпеть благодушно, благодаря за все Господа, все к лучшему для нас устрояющего.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 22 сент. 76 г.  

1233. Молитвенная теплота не дается без труда. Желанная болячка в сердце

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с совершением богомолия. Да будет во спасените. Поминали усопших святителей: идите по следам их жизни христианской.

Молитве, что идет не собранно и душа холодна — не должно полагать предела и конца. Как падшие мы охладели; и долго нам надо тереть себя, чтобы посогреться. Труд след. неизбежен. И если он продолжается постоянно и разумно, то всегда увенчивается успехом, не от нас, а от милости Божией, коей конца нет.

Иисусова ли или другая какая краткая молитва — дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце, и будьте так не во время только стояния на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую. Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело — (то, что болячка покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь видя труд, дарует потом и свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки.

Благослови вас, Господи! С прошедшими праздниками и с новым годом поздравляю.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 генв. 77 г.  

1234. Мудрое средство против обидчивости. О Магдалине и Иоанне

Милость Божия буди с вами!

С постом поздравляю. Проведите его душеспасительно, в слезах покаянных и сокрушении сердечном; поговейте хорошенько и причаститесь св. Христовых Таин. Хорошо бы — и не однажды. Впрочем, как устроитесь!

Что-то мне показалось, что вы няньчитесь с собою, как с ребенком. Лучше всего, если совсем себя забудете, а будете только иметь в мысли как бы Бога не прогневить чем, неугодным Ему в мыслях, словах и делах. Если не поостережетесь и будете много обращать внимания на людские речи и взоры, то сделаете из себя (извините) чирей, самый чувствительный даже к движению воздуха, а не только к прикосновению. Смотрите в оба — сами. Вот мера: кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства: ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся. В сем премудрость!

Книги посылаю: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. — Декабрь недавно получил и еще не просмотрел. Да там и нет того, что вы хотите читать. Какая живая душа была эта Магдалина? Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения. Ибо решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами.

Об Иоанне — помолился. Благослови ее, Господи! Господь близ и всем готов все давать, только руки простирай, чтобы получать, и уста открывай, чтобы вкушать. К Господу припадать в сердце с сокрушением. Вот и все.

Будьте здоровы и веселы. И сестру вашу да утешит Господь. Спасение в терпении.

Сказания о Феофании не имею. Ваш богомолец Еп. Феофан. 14 февр. 77 г.  

1235. О частом причащении

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с принятием св. Христовых Таин. Буди во спасение!

И во второй раз причаститься хорошо будет. Чем чаще, тем лучше!

Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 3 мар. 77 г.  

1236. О смирении, 118 псалме и артосе

Милость Божия буди с вами!

Вы меня поздравляли с Воскресением Господним, а я вас с Вознесением.

Господь да управит путь ваш туда, идеже есть Господь одесную Бога седя.

Самый надежный путь к наследию царствия есть смирение. Оно когда укоренится в душе, принесет и упование спасения.

118-й псалом еще не кончен. Кончится к концу года или около этого времени. Редактор обещал мне прислать оттисков, и если пришлет, я вам доставлю.

Спаси вас Господи и помилуй. И благослови всяким благословением.

Артос дается. Смотрите, у вас нет ли каких на нем гаданий суеверных.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 4 апр. 77 г.  

1237. О долготерпении Божием

Милость Божия буди с вами!

Вам скорбно смотреть на нарушение заповедей Божиих. Но како Бог пречистый, вездесущий, всевидящий сносит наши грехи. Снаружи мы все походим на что-либо, а внутри — увы! И вот все же терпит Господь, ожидая, что когда-нибудь опомнимся и зачнем исправлять душу свою.

Благослови Господи вам причаститься св. Христовых Таин во спасение. Книжку буду ждать, нужды в ней нет теперь, еще что-либо посмотрите.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 31 июля 1877 г.  

1238. Совет о терпении

Милость Божия буди к вами!

Со скорбями находящими — что другое делать, как не терпеть? Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает, и что потому все бывает во благо нам. От нас зависит только надлежащим образом воспользоваться всем, что случается. Но если и одно только терпение явим — и то доброе себя есть держание пред Богом.

Господь да утешит вас.

Мальца вашего да хранит Господь!

Книгу 118 пс. совсем удержите. Она из тех, кои назначены на раздачу.

Мысли на каждый день отдадите, а у себя не останется. Вот вам еще.

Благослови вас Господи, и черничку, и малютку.

Как крупинки, так же и капли употребляются. Сколько назначаете крупинок, столько положите капель, и поболтайте, или ложкою помешайте.

Иные думают, что капли сильнее действуют. Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1239. Врачевства болезней обычные и благодатные

Милость Божия буди с вами!

Голова болит! Есть лекаря: спросить их, и полечат. Есть гомеопатия, которая дает самые невинные капельки и крупинки, и к великому удивлению прогоняет болезнь. Попробовали бы что-нибудь из этого.

То, что вы думаете сделать, может быть, лучше: но надо много, чтобы оно было лучше. Главное — что Бог не всегда хочет иждивать Свои необычайные средства, а окружил нас средствами обычными, которые тоже Его суть. К необычным переходят по истощении обычных. Конечно и это не закон: ибо Бог независимый действует как Его святой воле угодно. Одна старушка из простых болела долго от простуды. Измучившись, плакать начала; и после плача, в некоем вдохновении веры, велела внучке своей маленькой девочке подать лампадку, горевшую пред св. Николаем, помазалась маслом — и встала здоровою. Это в нашей губернии.

В Киев хорошо сбегать. Да по чугункам ныне ничего не стоит. Неделя-другая и опять дома.

Благодушествуйте. Больные имеют ту выгоду, что не чувствуют позыва бывать в обществе; дома же сидя, поневоле молятся Богу.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. Вот часть артоса!  

1240. Значение терпения. Благожелания детям и сообщение о своем здоровье

Милость Божия буди с вами!

Не напрасно сказал св. Павел: терпения имате потребу. И терпите. Терпением стяжевается душа, — покупается будто с торгу.

Сыну вашему дай Бог хорошо сдать экзамен и поступить в гимназию. Военное поприще — самое хорошее. Оно учит многому терпению, без коего трудно живется на бедной земле.

Беличку вашу благослови Господи на новый путь. Прекрасное решение! Там она найдет сладкий покой. Трудно бывает иногда, но самый труд имеет в себе источник утешений.

Благослови Господи причаститься вам св. Таин во благо душевное.

Глаз мой слепнет. Операция будет, когда совсем ослепнет. К ней можно совсем не прибегать, если не ослабеет левый глаз.

Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1241. О терпении скорбей. Благонравные жены

Милость Божия буди с вами!

Со скорбными чувствами продолжайте управляться терпением, а паче преданием Господу всей своей участи, почерпая себе утешение из уверенности, что все бывает по Божией воле, и все во благо нам — настоящее.

В месте из св. Петра не знаю, что требует объяснения. Очевидно, Апостол имеет в виду мужей неверующих Евангелию, и говорится женам, чтобы они были самыми исправными женами, в надежде, что смотря на отличное благонравие жен, вследствие принятого ими христианства, и мужья неверные убедятся в истине его и обратятся.

Теперь если хотите делать приложение, то сами прибавьте себе: если неверным мужьям такое хорошество надлежит являть, тем паче верным.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1242. Благословения. Урок рисования

Милость Божия буди с вами!

Причастилися? Буди вам во спасение!

Отдохнули на Выше? Буди вам в укрепление духа.

Сопровождаю вас полными благожеланиями и духовными, и житейскими, и гражданскими, и домашними.

Матушка Черничка! Видите теперь в чем сила? Забыл вам сказать, что весь первый труд обратите на навык владеть черным снадобьем.

Возьмите одну фигурку и все ее рисуйте. А то просто, что вздумаете, рисуйте. Отрядите на это клочок, подобный испачканному мною. Когда навыкните владеть черным снадобьем, тогда — желтое ничего трудного не представляет.

Благослови вас, Господи! Благослови Господи вас и малютку и весь дом!

Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1243. О письмах к Магдалине

Милость Божия буди с вами!

Не помню, где в Страннике печатались письма к Магдалине. Но вот книжка о Магдалине. Тут и письма. Их здесь два автора: первые напечатанные в Страннике — они от высокопр. Иосифа; а вторые — Вышинские. Книжка эта у меня одна и есть. Потому по прочтении потрудитесь возвратить. Да, кажется, я вам дал эту книжку давно-давно.

Посылаю также «Брань невидимую»: одну вам, а другую — Черничке. Извольте умудряться во спасение.

Благослови Господи путь мальца и дорогу Чернички и Белички до Выши.

И дела все ваши да благословит Господь!

Мое здоровье в порядке. Спасайтесь!

Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1244. По вопросу о детках. Внимание святителя к военным известиям

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления и благожелания. Шлю вам и с своей стороны желание всякого добра от Господа на сей год и далее.

Благодарствую за образок и просфору. Господь да утешит вас.

Деток надо учить и лечить. Десять лет. Глядишь и перерастет. Что ваш муж прижился в деревне, это в порядке вещей. Что за жизнь в городе? Пустота из пустот! Но когда нужда належит, этим вкусом руководствоваться не следует. И мне кажется, что ему можно бы согласиться на то, чтобы вы жили с детьми в Москве; а он наезжал бы, как время и охота. Убеждайте его. Мудреные ныне времена. Неученый никакого хода иметь не может.

Что же вы про войну-то ничего не отозвались? Или и вы — англичанка-турчанка, как иные?! Прочитав условия мира, нельзя удержаться, чтобы не говорить об этом. Теперь по всей России кричат ура! до охрипу. Слава Богу!

Будьте здоровы и веселы! Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1245. Разные мелкие сообщения

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравление!

Празднуйте и сами. И Божия Матерь и вам прострет полу Своего покрова.

Муж — голова. И пусть делает, как заблагорассуждает. А может быть на старости лет Господь призывает его сделать обществу добро, которое оставит добрую о нем память и молитву.

За поминание о Тарбьевой я совсем не оскорблялся, а написал вам, что написал, чтобы вы не разгорались несбыточными надеждами. Вы тут ни в чем не виноваты а виновата Тарбьева, что разболтала, тогда как ей наказано было строго молчать. Бог простит.

Черничку благослови Господи преуспевать в начатом. Желательно, чтобы наконец и Беличка соблазнилась ее примером.

Всемир. путешеств., уже третий год, как кончился.

Вместо его тот же издатель издает Природу и люди.

Посылаю три первые номера нынешнего года.

Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан.  

1246. При посылке книг. О терпении

Милость Божия буди с вами!

Послания к Галатам нет более.

Посылаю послание к Коринфянам и Добротолюбие. Прошу удержать их не возвращая.

Се — и Василия Великого первый том.

Благослови вас, Господи!

Все надо благодушно терпеть, не унывая, по той вере, что все исходит от Господа Всеблагого и все к нашему истинному благу. Поговеть и причаститься — благослови Господи! Добре.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 24 мая, 77 г.  

1247. Почему иногда отчуждаются дети

Милость Божия буди с вами!

Да — это мною составленный сборник — Добротолюбие! И мне нечего его читать! Извольте читать и углубляться.

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы, то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас?

Невестка на отместку!

Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.

О старшей дочери с докторами поговорили бы. Теперь лето, поля, леса, сады, купанье — натуральное лекарство.

Спаси вас Господи и помилуй! Уповающий на Господа посрамлен не бывает.

Прошу молитв! Благослови Господи вас и всех ваших.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 25 июня 77 г.  

1248. Изъяснение слов: «свету сына соделай служителя»

Милость Божия буди с вами!

Се — 2 кн. Толк. на Ев. от Иоанна св. Златоуста.

Странника восемь №№, генв. — авг. Всемирн. пут. 2 кн., генв. и февр. Преосвящ. Иннокентия не имею.

Свету Сына соделай служителя.

Свет Сына — спасение Господом устроенное, и всем нам подаваемое — ради веры и жизни по вере. Служитель сего Света есть тот, кто всеусердно служит Господу верою и всяким доброделанием. Силу быть таковым подает Господь же, в Коего облекаемся в Крещении, и с Коим искренне соединяемся в св. Причащении. Свету Сына соделай служителя — будет: чрез святое Причащение исполни меня силою и веровать и жить, как Господь и Спаситель узаконил, да сподоблюсь спасения.

Благослови вас, Господи! Молите Бога о мне грешном!

Ваш богомолец Еп. Феофан. 13 авг. 77 г.  

1249. Совет о лечении

Милость Божия буди с вами!

Мужу вашему надо спешить к докторам.

Бывает катар, но бывает и ревматизм в легких и даже в сердце. Тут без лекаря — беда.

Или в Москву, или здесь с докторами потолковать. Но в Москву конечно лучше и вернее.

Маленького сына старайтесь размягчить мягкостью. Но не напирайте крепко. Это хуже.

Господь да утешит вас! Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 окт. 77 г.

Псалма еще не прислали мне. Как пришлют, так пришлю.  

1250. Ответ о суровости мужа. Молиться ли о смерти

Милость Божия буди с вами!

Ваше письмо от 18 ноября, а ныне у нас 11-е декабря. Из Америки пишете?!

Матерь Божия да подает вам всякое утешение.

Муж ваш глубоко любит вас; суровость его только видимая. Такой бывает склад у людей. И не смотрите на это. Пусть он есть, как есть. И вы будьте, как есть. Бог свел вас: верно вам так быть, есть наилучший быт на земле.

Молились иные о смерти и бывали услышаны. Но нам лучше принимать от Господа с покорностью то, что подает — жизнь ли, смерть ли. Здоровье или болезнь. Достаток или скудость. И о всем благодарить.

Наконец-то прислали мне 118-й псалом. Шлю его вам. Назидайтесь, если есть в нем какое назидание. О терпении очень часто приходилось толковать, может быть найдется что пригожее и для себя.

Благослови вас, Господи! Молитесь и о мне грешном.

Ваш богомолец Еп. Феофан. 11 дек. 77 г.