🎧Глава 2.3. О молитвах, когда прошения в скорбях долго не исполняются

Cкачать этот текст  в формате docx

Скачать этот текст в формате pdf

Тема: О молитве и молитвенном делании. Отдел 2. «Постоянная молитва» при мирских скорбных обстоятельствах. Отдел 2.2. О «постоянной молитве» при мирских скорбных обстоятельствах, когда человек находится в состоянии печали (гл.2.3)

ПЕРЕЙТИ НА главную тему Беседы о молитве
ПЕРЕЙТИ на другие главы 2-го отдела
ПЕРЕЙТИ на другие главы отдела о молитве в скорбях

Составитель Ника. Озвучено Никой

🎧Раздел 2.3: О ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРОСЬБЫ К БОГУ О ПОМОЩИ В СКОРБЯХ ДОЛГО НЕ ИСПОЛНЯЮТСЯ
= О разных «сроках» получения помощи от Бога
*2.3.1. О некоторых особенностях состояний человека при долгой скорби, несмотря на молитвы о помощи
= При скорби человек «хочет получить просимое сию же минуту»
= При долгом ожидании бывают малодушные прошения о послаблении скорбей
= Внутреннее страдание увеличивается при потере надежды
= При долгом неполучении помощи человеку кажется, что Господь покинул его или не слышит

*2.3.2. Возможные причины того, почему «Бог медлит исполнить наши прошения»
= Бог хочет «научить нас усердию к молитве»
= «Если не скоро избавляет, то вспомни при том, что Он есть и Врач»
= Наши прошения могут быть нам неполезны и не по времени
= Господь «приучает нас терпеть, воспитывает в нас терпение» и другие добродетели
= Причина промедления известна только Богу

*2.3.3. Советы святых отцов о том, что нужно при долготерпении помощи Божией
= Помни о том, что частые прошения о мирском, которые не сбываются, могут вызывать отчаяние, ропот, маловерие, и надо иметь духовные молитвы
= Помни, что тебе надо учиться спокойно и с покаянием переносить даже то скорбное обстоятельство, которое долго не прекращается
= При долготерпении надо держать «твердое и живое упование на помощь» Божию и терпеть
= При долготерпении можно говорить себе, что ты не мудрее Бога и Он Сам знает, когда и что тебе подать
= «Жалуйся на себя, а не на Бога, что Он не дает тебе»
= Доводи «сердце до убеждения, что чем продолжительнее скорбь, тем лучше, что нам следует страдать не только время, но и вечность»
= «Справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает неуслышанною .…»
= «Наше дело просить», «жить благочестиво» и «терпеливо дожидаться», когда Бог исправит ситуацию к лучшему
= Смирись со скорбным обстоятельством, если прошение все же не будет исполнено, и благодари за это


Раздел 2.3. О ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРОСЬБЫ К БОГУ О ПОМОЩИ В СКОРБЯХ ДОЛГО НЕ ИСПОЛНЯЮТСЯ

Далее продолжим наш разговор о любомудрии и молитве при скорбях очень важным вопросом, который достаточно часто упоминается в поучениях святых отцов. Это ситуация, когда человек в скорби молится Богу, а изменения к лучшему долго не происходят или вовсе не меняются.

Макарий Оптинский (Письма, т.1, п. 131): «Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. А как вам известно из истории жизни человеческой и из примеров, пред глазами нашими бывающих, какими несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж — жены, жена — любимого мужа, родители — единородного сына — всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби, болезни, лишается чести и прочее. … Постигнутые несчастием, верно, просили избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро…».

Как мы уже говорили, душе христианина легко обратиться к Богу за помощью, когда что-то случается. Легко поблагодарить, когда что-то плохое быстро изменяется на хорошее, т.е. когда исход скорбной ситуации быстрый и удачный. Например, когда происходит быстрое выздоровление или не происходит в ближайшем будущем того, чего ты боялся. Здесь главное не забыться при своих эмоциях (страхе, горе или радости), и вначале попросить, а после поблагодарить тотчас. Но совсем другие трудности и состояния человека, когда он, хотя и постоянно просит Бога, но скорбная ситуация долго не меняется или вовсе не изменяется, и человек, так сказать, поражен страстью печали и «изнемогает под бременем» скорбей.

Никон Оптинский (Душеполезные поучения преп. Оптинских старцев, гл. Молитва): «Многие из вас, не получая долго просимого, унывают».

И тогда возникает некий вопрос к Богу о том, почему же Он не помогает мне или почему не слышит молитвы. Например:

Иоанн Златоуст (т.5, ч.1, На Пс.6): «Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей» (ст. 4, 5). … Слово: «доколе» есть выражение человека … скорбящего, сетующего и изнемогающего под бременем искушений».

Также нередко может быть и ропот на Бога (который говорит не только о твоем недовольстве Богом, а и о некой обиде на Него).

Василий Кинешемский (Беседы на Еванг. от Марка, гл. 7, ст. 24-37): «И если эта молитва не исполняется, начинается ропот и богохульство…».

И вот именно о затяжной печали и недоумении с ропотом о том, почему же нет помощи, и о том, какое любомудрие и какая молитва здесь нужны и будет идти речь. Этот раздел очень полезно читать тем, кто находится в долгом скорбном обстоятельстве.

О разных «сроках» получения помощи от Бога

Так как это очень важный вопрос, как для правого переживания скорби, так и для молитвы, то надо отдельно сказать о «сроках» исполнения прошений.

Понятно, что «сроки» бывают разные. Как показывает опыт каждого человека, помощь от Бога может посылаться еще до того, как человек успевает попросить об этом; может прийти очень быстро после молитв; а может не приходить очень долго. Об этом также говорится и в псалмах, и в поучениях святых отцов.

Василий Великий (Беседы, б.9): «… иногда изображает он (пророк Давид в псалмах) Божию благость и скорость помощи, какую подает Бог истинно взыскавшим Его, и тогда говорит: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!» (Пс.4,2), выражаясь равносильно с другим пророком, который сказал: «возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис.58,9), то есть, не успел я окончить призывание, как слух Божий внял уже конец призывания. … А в 12-ом псалме показывает какую-то продолжительность искушения словами: «Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец» (2 ст.)».

Конечно, нам всем нравится, когда Господь предотвращает какую-то беду/скорбь. И так действительно бывает.

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.67): «Нередко иной, не зная, идет путем, где есть лютый зверь, или убийцы, или что-нибудь подобное; и вот общий промысл Божий состоит в том, что он спасает его от такого вреда: или, пока не пройдет мимо лютый зверь, чем-нибудь замедляет шествие путника, или встречается ему кто-нибудь и заставляет уклониться от пути. И еще, иногда лютый змий лежит на пути — и невидим; но Бог, не желая предать человека такому искушению, делает, что змий начинает вдруг шипеть и трогаться с места или ползти впереди путника, и он, увидя это, остерегается и спасается от змия. Хотя и недостоин этого человек по тайным грехам, известным ему одному, однако же Бог отводит его от беды, по милости Своей. И еще случается нередко, что падают дом или стена, или камень, с шумом подвигшись с места своего, а там сидят иные, и Бог человеколюбиво повелевает ангелу остановить и удерживать от падения место сие, пока не встанут сидящие там или пока чем-нибудь не отведет их, так что никого не останется на месте; и едва отойдут они, немедленно попускает упасть. А если и случится, что иной будет застигнут, делает, что не терпит он никакого вреда. Ибо сим хочет показать бесконечное величие силы Своей».

А вот пример быстрой помощи Божией, когда она приходит через других людей.

Феофан Затворник (Сб.: «Девять слов по случаю пожаров…», В субботу седмицы 15-ой по Пятидесятнице): «(На Успение, 15 августа, был (в Кирсановском женском монастыре) пожар. Сгорела крыша в одном из лучших корпусов, причем и весь корпус так поврежден, что в нем жить не было возможности. Кирсановский купец B.C.С. — очень благотворительный человек — взялся на свой счет поправить его. Работы уже были начаты. — Свт.) Немного были встревожены вы, сестры, — и я собирался утешать вас немощным словом моим. Но, благодарение Господу, скорбь ваша уже растворена утешением от деятельного участия благотворительных людей, которых Господь воздвиг на помощь вам. Нельзя не радоваться, нашедши вас в этом оживленном отрадою состоянии. Конечно, вы и без того сумели бы перенести с достойным вас благодушием постигшее вас горе; но Господь, снисходя к возможным в вас немощам сердца, не допустил вам долго быть под искушением. Рана уже залечивается, и скоро, может быть, и следов ее не будет заметно. Потому отлагаю слово утешения, чтоб не устыдить вас предположением в вас малодушия».

Но предотвращение скорби и быстрая помощь бывает не всегда, и это надо понимать: есть такие случаи, а есть другие. И если сейчас что-то случилось плохого/тяжелого/скорбного или обстоятельство долго не исправляется, то значит так и должно быть, и в этот раз Господь по Своему промыслу и провидению не дал ни предотвращения скорби, ни быстрой помощи.

Феофан Затворник (Толков. на 118 Псалом, ст.76): «Мы видим из опытов, что Господь изменяет иногда скорбное на утешительное, как, например, в Иове; а иногда до конца жизни держит в смирительном положении, как видим это на Лазаре, который с гноища взят и на лоно Авраамово».

Иоанн Максимович (Илиотропион…, кн.4, гл3): «… если Богу будет угодно … бедствия предупредить, удалить или облегчить, Он пошлет овна жертвенного (т.е. спасительное средство) для утоления того, другого или третьего зла. Если же ничто не поможет, то будет явно, что Бог желает, да принесется в жертву Исаак, т.е. царство будет завоевано, страна опустошена язвой, человек умрет от болезни. Таким же образом судить следует и о всех других бедствиях и печалях. Где посылает Бог помощь, там освобождается Исаак, а где нет Божьей помощи, Исаак неизменно будет заколот на жертвоприношение».

Почему на это надо обращать внимания христианину? Потому что в этих случаях у него будут разные проявления страстей, с которыми надо бороться, и разные добродетели (и особенно не просто терпение, а долготерпение), а также разные молитвы.

Так, при ситуациях, когда не приходит быстрая помощь, человек долго находится под действием страсти печали и может роптать на Бога не только от самой скорби, но и, обижаясь, что не получает помощь, и отчаиваясь. Но может, конечно, терпеливо и смиренно терпеть (но много ли таких людей?..).

В этом разделе мы поговорим о тех случаях, когда скорбное обстоятельство длится долго или вовсе не изменяется (например, не находится работа много месяцев, сильно и долго болеешь ты или ближний, дочь все-таки выходит замуж за человека с явными пороками, не слушая предостережений матери, и мн. др.). А нередко может быть и так, что к одной долго длящейся скорби присоединяются и другие скорби. В таких случаях особо требуются высшие добродетели – долготерпение, смиренное вручение себя в волю Божию, сохранение надежды на благость Божию, мужество и не отступление от жизни по заповедям. А это очень сложно выдержать в состоянии печали и при перенесении разного вида лишений. И именно поэтому молитвы и состояния людей в таких случаях особо выделялись святыми отцами.

Итак, на молитву о помощи, на отношение к Богу и на состояние человека при скорбях очень сильно влияет то, как скоро заканчиваются скорбные обстоятельства. Поэтому, когда речь идет о скорбях и молитвах при них, обязательно надо учитывать эту особенность.

2.3.1. О некоторых особенностях состояний человека при долгой скорби, несмотря на молитвы о помощи

Сейчас назовем основные особенности состояний просящего у Бога помощи в ситуациях, когда скорбное долго не проходит. Эти состояния как бы добавляются к тем, о которых было описано в первой главе.

При скорби человек «хочет получить просимое сию же минуту»

Итак, когда у христианина случается скорбное обстоятельство, то он обращается к Богу с просьбой о помощи в изменении ситуации к лучшему. При этом душе очень хочется, чтобы изменения произошли как можно быстрее. И это естественно, т.к. сейчас происходит что-то плохое.

Иоанн Златоуст (т.5, ч. 1, беседа на Пс. 137): «Таковы души, находящиеся в скорби: они хотят скоро видеть избавление от бедствий».

Но надо знать и то, что такое желание быстрого избавления и естественно, но все же это является духовным малодушием.

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.2, ч.4, гл.3): «Однако часто Его (Божьему) немощному созданию (человеку – от сост.) не хватает терпения, оно хочет получить просимое сию же минуту, как малое дитя, которое просит у матери бублик недопеченным и не может потерпеть, покуда он будет готов».

При долгом ожидании бывают малодушные прошения о послаблении скорбей

Феофан Затворник (Сб. «Девять слов по случаю пожаров…», сл.4): «Такое долгое испытание! И не одна, может быть, из вас душа вопиет от сердца: «Ослаби нам, Господи, да почием (отдохнем от страдания и скорби – от сост.)!» Да, — будем усерднее вопиять в молитве, чтоб ослабил нам Господь! Однако ж и малодушествовать себе не позволим ради того, что не ослабляет так скоро, как бы нам хотелось. Верно, так нужно».

Далее свт. Феофан говорит о том, что послабление может быть неполезно нам и может прервать Божие научение нас (но задумывается ли кто из нас об этом, когда страдает? увы …).

Феофан Затворник (Сб. «Девять слов по случаю пожаров…», сл.4): «Господь, послав нам беды, влил как бы в нас новую закваску и ждет, пока она проникнет весь состав наш. Или Он вложил нас в пещь и ждет, пока огнь испытания произведет в нас свое действие. Ждите же и вы. Не мешайте Господу и своими воплями не заставляйте Его сердоболия поспешить окончанием начатого Им в вас прежде времени, чтоб иначе не выйти вам из-под сих действий не дошедшими до предначертанной меры. Вот и лекарь, приложив пластырь на рану, не тотчас снимает его, а ждет, пока он произведет свое действие. Вы не станете отвергать, что мы все в ранах греховных и что нам нужны пластыри. Вот они приложены. Дайте же им произвести свое действие. Терпите и не требуйте, чтоб их сорвали поскорее. Пусть вытянут злокачественную материю и затянут пораженное место. Нас врачует премудрый Врач, Которому равного нет. Предадимся же благодушно Его врачевательным на нас действиям!».

Внутреннее страдание увеличивается при потере надежды

А сейчас скажем несколько слов о том, что на внутреннее страдание при долгой скорби или разных одновременных скорбях влияет потеря надежды и некое изнеможение от долгого ожидания.

Пока у человека есть надежда на изменение к лучшему, то ему намного легче терпеть и не страдать. Но если надежда умаляется или ее вообще почти нет, и душа не может смириться со скорбным обстоятельством, то страдание увеличивается и можно доходить до отчаяния. А это значит, что наступает безнадежие.

Иоанн Лествичник (Лествица, сл. 26): «… безнадежие, которое объемлет ум и влечет его во глубину отчаяния».

Так, например, человек надеется, что через какое-то время скорбное/трудное пройдет (например: вот он попьет лекарства, и станет лучше, или вот он поговорит с кем-то и вражда пройдет, или вот он пошлет резюме, и его возьмут на работу). Но этого не происходит, и надежда на улучшение ослабевает или вовсе исчезает. Это происходит потому, что человек всегда «загорается» надеждой, ждет, что вот случится лучшее, а оно не случается, и надежда теряется, а значит, происходит страдание. И в случаях с долгой скорбью так происходит много раз.

Здесь надо обратить особое внимания тому, кто считает, что он может спокойно переживать долго не меняющиеся скорби. Спокойное состояние/не страдание человека при скорбных длящихся обстоятельствах может быть какое-то время не потому, что он имеет добродетели и силу веры, а потому что в этот период он имеет надежду на каких-то людей, на какие-то варианты выходов из ситуации, или ждет какого-то часа, когда что-то где-то разрешится и т.п. Поэтому нельзя обманываться тем, что ты переносишь что-то спокойно; это ты можешь находиться в состоянии мирской надежды, которая не есть христианской добродетелью. Но вот если этого не произойдет, вот тогда и будет страдание. Если же твое спокойствие сопряжено с надеждой на Бога и смиренным вручением себя в Его руки, готовое ждать (и более того – не ждать) перемен к лучшему столько, сколько Богу угодно, и без страданий, то — блажен такой христианин!

Вообще, грешной душе было бы легко, если бы она знала, когда и чем закончится какая-то скорбь, например, болезнь, неприятности, трудности, проблемы. Тогда бы она себе говорила: потерпи до такого-то срока и все пройдет. При таком варианте нет особого подвига и можно спокойно и терпеть, и благодарить. В жизни же очень часто происходит не так: ты не знаешь, когда и чем все закончится, и поэтому страдаешь. Заметим и то, что христианство также использует тот факт, что страданий нет или намного меньше, когда виден срок и результат скорби. Но только в нем это все относится к будущей жизни, а плотяной душе трудно успокоиться духовными сроками и плодами…

При долгом неполучении помощи человеку кажется, что Господь покинул его или не слышит

Мы уже не раз рассматривали вопрос об отношении к Богу в скорбях. И об этом необходимо сказать вновь в контексте этого вопроса.

Итак, как уже говорилось не раз, когда что-то случается скорбного, в состоянии печали человек скорбит, нередко падает духом, отчаивается и ропщет. Но при этом может много молиться мирскими прошениями искренне и с надеждой на Бога (а может и не молиться). Но чем больше он молится, а скорбная ситуация не разрешается, то ему кажется, что Господь его забыл, не управляет всем, что с ним происходит. И тогда ему очень трудно удержаться в отдании себя воле Божией и устоять в вере и надежде. Об этом состоянии человека говорят святые отцы во многих своих поучениях.

Иоанн Златоуст (т.3, ч.2, Беседа о жене хананейской…): «Когда я говорю кому-нибудь: «Проси Бога, молись Ему, прибегай к Нему с молитвой», то он отвечает: «Я просил однажды, дважды, трижды, десять, двадцать раз, и еще не получил»».

Николай Сербский (Письма, п. 124): «Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя!».

Иннокентий Херсонский (Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы): «…некоторые из нас слишком унывают иногда во время трудных обстоятельств и думают, что они оставлены в сей жизни на произвол случая».

Василий Кинешемский (Беседы на Еванг. от Марка, гл. 6, ст. 30-56): «Правда, бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия; бывают обстоятельства настолько трудные, что кажутся безысходными, иногда разъяренные волны житейской бури так свирепы, что кажется — один момент, и они потопят тебя и разрушат до основания твое дело, над которым ты трудился. А помощи нет. Господь медлит».

Феофан Затворник (Рукописи из кельи – 2, Письма, Разрешение сомнений и увещание …): «У вас горести… У кого же их нет? — Вся земля полна охающими. Если б наш слух был на минутку открыт, чтоб все услышать, с ума посошли бы все от шума… Так уж помиритесь с этим. Далее, «молюсь — и ничего не получаю». И в этом вы не одни. Все это испытывают,— одни больше, другие меньше…».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.32): «Пишешь: «…почему Бог не слышит, как тебе кажется, твоих молитв. Перекрестился ты раз-другой, и ждешь, что вот-вот все небо подвигнется к тебе на помощь; сам же, между тем, и на волос не движешься к тому, чего требует от тебя Бог в настоящих твоих обстоятельствах».

Феофан Затворник (Толков. 33 Псалма, ст. 16-18): «Слуга ропотливый, служа в большом доме, при невнимании господина к трудам и нуждам его, может еще говорить: столько терплю,— и никто не сжалится? Скажешь, может быть: если б услышал меня, избавил бы меня от скорби; но взываю — и все остаюсь в скорби? … Скажет кто: эти — праведные, и услышаны; а я взываю, и не избавляет меня Господь. Или я не праведен и не делаю, что Он повелевает,— или, может быть, Он не видит меня».

Это может быть как в форме прямой мысли к Богу, что Он тебя не слышит, так и непрямой, например, мысль о том, что в Евангелии что-то не так сказано о получении прошения.

Амвросий Оптинский (Письма, п.285): «Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказанному в Евангелии (Мф. 7: 7): «Просите, и дастся вам». Поэтому дура ты из дур, а безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама, как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так».

Итак, если с нами происходит подобное, то мы должны знать, что это нам только кажется, что Бог оставил и не слышит, и это типичное проявление страсти печали. И верить этим мыслям нельзя.

2.3.2. Возможные причины того, почему «Бог медлит исполнить наши прошения»

А теперь приведем поучения, в которых говорится, почему Господь не сразу помогает человеку в скорби, даже когда тот горячо молится и страдает. Таких причин много.

Василий Великий (Правила, кратко изложенные…, в. 261): «… надобно знать, что много различных причин внешних и телесных обстояний, которые Бог или насылает, или попускает по Домостроительству, более важному, чем освобождение от сих обстояний».

Вот какие основные причины называют святые отцы.

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.5): «Если просишь чего у Бога, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога. Бывает же сие с тобою или потому, что недостоин ты получить просимое; или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны, прошениям твоим».

Макарий Оптинский (Письма, т.1, п. 131): «… Промысл Всевышнего, попускающий каждому скорби по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его, или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений? … Может быть, сим испытуется ваша вера и любовь к Богу…».

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, Слово 2 о молитве): «Чтобы молящийся был услышан, это зависит, во-первых, от того, если мы достойны получить; во-вторых, если мы молимся согласно с законами Божьими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если исполняем все должное и со своей стороны, и, наконец, если просим полезного. … Кроме того, мы бываем не услышаны еще и по другой причине, именно — когда молимся, продолжая оставаться в грехах своих. … Равным образом, когда мы просим чего-либо против врагов, то не только не бываем услышаны, но и раздражаем Бога».

Далее будут приведены поучения об этом классифицировано (насколько это возможно).

Заметим, что даже если христианин будет знать, какие бывают разные причины, он все равно, точно не сможет знать, по какой из них сейчас происходит с ним долгое скорбное; но, тем не менее, эти причины надо знать и помнить.

Бог хочет «научить нас усердию к молитве»

Есть такая причина: «научить нас усердию к молитве».

Иоанн Златоуст (т.4, б.30, и др.): «Бог медлит исполнить наши прошения не потому, чтобы отвергал их, но потому, что хочет научить нас усердию (к молитве) и постоянно привлекать нас к Себе. (т.5, ч.1, беседа на Пс.4) А иногда мы просим нерадиво; тогда Бог медлительностью подаяния научает нас большему усердию в молитве, – и это немаловажная польза».

Евагрий Понтийский (Главы о молитве, 34): «Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо, что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним».

«Если не скоро избавляет, то вспомни при том, что Он есть и Врач»

Есть и такая причина: Он — Врач и лечит нас от какой-то «гнилости» нашей души, а лечение – это долгий процесс.

Феофан Затворник (Толков. 33 Псалма, ст. 16-17): «Если не скоро избавляет, то вспомни при этом, что Он есть и Врач. Если не делает по прошению, то, верно, потому, что в тебе есть еще какой-нибудь загнивший член. Ты взываешь, а Он еще продолжает отсекать и не отъемлет руки секущей. Подожди, пока отсечет сколько нужно. Жестокосерд не тот врач, который, несмотря на вопли больного, делает нужные надрезы; а тот, который, послушав больного изнеженного, оставляет раны и гнилости неочищенными и невырезанными. Когда матери купают детей, не кричат ли дети в руках их? Что же,— они жестокосерды, что не слушают детских слез? Дети кричат, а мать все продолжает свое и не слушает их по любви к ним. Так и Бог наш исполнен любви. Но иногда кажется не слышащим взывающих, чтоб между тем дело исцеления их довести до конца».

Наши прошения могут быть нам неполезны и не по времени

Может быть и так, что нам неполезно то, о чем мы просим, или это не по времени.

Макарий Оптинский (Письма, т.1, п. 131): «… (может быть) просимое вами место могло бы быть вам неполезно в нравственном или физическом отношении».

Никон Оптинский (Душеполезные поучения преп. Оптинских старцев, гл. Молитва): «Вы немного помолитесь и, не получая просимого, унываете. Это бывает оттого, что забываем, что между сеятвой и жатвой должно пройти известное время».

Ефрем Сирин (Почему Бог одни прошения наши приемлет…): «Если же Бог медлит исполнить (твои прошения),— не должно скорбеть нам, как и вертоградарь не сетует, но ждет, пока созреет в винограднике его плод, дающий жизнь во время свое. Благий Податель смотрит и на прошение, и на время. … Если прошение неблаговременно; то Податель медлит исполнить его. Податель премудр. Он смотрит на прошение и на время, и, если видит, что прошение в настоящее время бесполезно, будет же полезно впоследствии, блюдет исполнение его до другого времени. Хотя и прискорбно просящему, что не исполнилось прошение его в то же время; но Податель в свое время утешит его пользою».

Амвросий Оптинский (Письма, п.285): «… я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника, степень 26-я, отделение 60-е, где он говорит: «Все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием; или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что, по исполнении их желания, впали бы в нерадение». И святой Исаак Сирин, в слове 33-м, говорит: «Ибо не всякое доброе желание входит в сердце от Бога, но только то, которое полезно. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему, потому что какое-нибудь подобное сему желание входит и от диавола и почитается служащим в помощь; а нередко бывает не по мере человеку. … Или не пришло еще время, когда можно исполнить оное или начать его исполнение. Или человек не имеет достаточных к делу и ведения, и телесных сил. Или не способствуют нам в том обстоятельства времени. И диавол всяким способом, как бы под личиною этого доброго дела, или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его». После всего скажу: смирись, оставь безумие свое, — и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвою: «Господи, прости безумие и прегрешение мое»!».

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 22 по Пятидесятнице, среда): «… почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея — и не дает просимого».

Феофан Затворник (Письма, п. 587, и др.): «… Вы молились Божией Матери устроить ваш перевод в другое место, если будет Ее соизволение; а теперь жалуетесь, что Она этого не устроила. Не соизволила Она устроить это конечно потому, что там было бы хуже, чем здесь. Следовательно, сделала это для вашего блага. Удостоверьте себя в этом покрепче, и найдете утешение, и станете благодарить Ее, что не послушала вас. Может быть, там ожидали вас слезы — и слезы, и слезы. Слава Богу, что Матерь Божия избавила вас от них. Слезы не от одной скудости, а от всех обстоятельств жизни и внутренних, и внешних, которые провидеть нам не дано. (п. 1406) Молитва никогда не пропадет даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. — Потому речь: «вот и Богу молитесь, — а что получили?» — бестолкова. — Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю».

Филарет Дроздов (т.1, 12. Слово на Преображение Господне): «…нет вещи, в которой бы молитва не могла соделаться действительною, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося. … Все безуспешные молитвы объясняются кратким изречением Апостольским: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 2 и 3). Наши молитвы бесплодны или потому, что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубины души, и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которые мы изрекаем без возбуждения духа, и думаем, что они сами собою должны исполниться; или потому, что прошения наши не чисты и злы, что мы просим вредного, а не полезного для души нашей, или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотений плотских и самолюбивых».

Господь «приучает нас терпеть, воспитывает в нас терпение» и другие добродетели

Варсонофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 35): «Когда молимся, и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно».

Лука Крымский (Сб. «Спешите идти за Христом», О настойчивости в молитве): «Господь медлит, нередко медлит защищать нас. Господь часто медлит исполнить наши желания, наши прошения, но только медлит, ибо сказал Господь: «Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Как будто некоторое противоречие: «медлит защищать», а здесь: «подаст защиту вскоре». Что это значит? Прежде всего, то, что в очах Божиих времена и течение их совсем не то, что в очах человеческих. … У Бога тысяча лет как день один: то, что нам кажется долгим, очень коротко в очах Божиих. Почему же это Господь так часто медлит исполнять желания вопиющих к Нему день и ночь? Потому что приучает нас терпеть, воспитывает в нас терпение. Терпение — это великая добродетель христианская. В великом терпении подвизались по многу десятков лет все преподобные, все отшельники, все пустынники; десятками лет молились они Богу. И вот я говорил вам на днях, что святой Антоний Великий целый год молился о том, чтобы открыл ему Господь судьбы душ человеческих по разлучении с телом, а это было, конечно, гораздо меньшее желание его чем те, о которых он молил Бога постоянно: об освящении души своей, сердца своего, о прощении грехов своих. И если он только о том, чтобы узнать, какова судьба душ человеческих за гробом, молился целый год, то, естественно, много дольше молился о важнейшем. И все святые десятками лет пребывали в постоянной молитве. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился, стоя на камне. Это ли не постоянство в молитве? Это ли не терпение, это ли не беспредельная надежда на Бога: надежда никогда не оскудевающая, никогда не охладевающая. Так усердно и настойчиво и нам надлежит просить Бога. Великое освящение души мы не можем получить по первому же прошению, ибо Господь воспитывает нас в терпении. Он приучает нас к тому, чтобы мы не думали получить просимое от Него слишком скоро. … Терпение приводит нас к совершенству. Знайте это и никогда не думайте, что по первой молитве, по первому прошению получите всё просимое от Бога: надо заслужить, заслужить постоянством молитвы, постоянством надежды на Бога, постоянством веры в то, что Господь не откажет, если будете неуклонно, неустанно молиться Ему. Надо верить в это, надо знать, что необходимо неотступно молиться Богу, как эта вдова, умолявшая судью, чтобы он защитил ее. Только благодаря неотступности своей просьбы получила она просимое. Так и мы получим от Бога просимое только тогда, когда будем просить с великим терпением, с неоскудевающим упованием».

Обращаем особое внимание, что терпение должно быть не естественное, когда терпишь, потому что тебе ничего не остается (и так терпят абсолютно все люди), а надо терпеть с упованием и доверием к Богу.

Нужно нам воспитание через скорби и других добродетелей.

Василий Кинешемский (Беседы на Еванг. от Марка, гл. 6, ст. 30-56): «Зачем Господь допускает такие моменты испытаний и временного оставления? Они необходимы для нас, для укрепления наших сил, нашей веры, нашей надежды, для воспитания нашей самостоятельности и твердости в борьбе».

Итак, Господь ждет от человека и мудрости, и мужества, и терпения и др. добродетелей, которые проявятся при правом переживании скорбей, что и позволит христианину постепенно очищаться от его страстей и пристрастий. Но быстро это не происходит, и это одна из причин «промедления» Божия.

Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, Беседа о статуях, б. 4): «Бог может и сегодня же прекратить все бедствия; но Он не прекратит скорби, пока не увидит, что мы очистились, пока не увидит, что в нас произошла перемена и (наступило) покаяние твердое и непоколебимое. И золотых дел мастер не вынимает золота из горна, пока не увидит, что оно хорошо не очистилось. Так и Бог не отведет этой тучи, пока совершенно не исправит нас».

Причина промедления известна только Богу

А есть поучения, в которых просто говорится, что только Господь знает почему «медлит» и когда пошлет помощь.

Макарий Оптинский (Письма, ч.1, п. 373): «Но медлит подать помощь. Почему же? Это единому Ему известно, и как Он благ, то, конечно, и к благому устрояет, да спасет души наша».

Феофан Затворник (Мысли на каждый день года, Неделя 30-я по Пятидесят.): «… планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас».

Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, Беседа о статуях, б. 4): «(Бог) попустивший испытание Сам знает и время, когда положить конец испытанию».

Поэтому, исходя из выше изложенного, запомним, что нельзя позволять себе думать, что Бог не слышит или хочет нам зла, или что-то подобное. А точнее сказать, нужно следить за тем, что если появятся подобные мысли, то надо себе говорить, например, так: «стоп, это мысли от бесов и моих страстей», и затем попросить прощение у Бога и говорить себе христианские истины.

2.3.3. Советы святых отцов о том, что нужно при долготерпении помощи Божией

А сейчас будут кратко приведены некоторые советы святых отцов о том, что нужно христианину при долготерпении помощи Божией.

Помни о том, что частые прошения о мирском, которые не сбываются, могут вызывать отчаяние, ропот, маловерие, и надо иметь духовные молитвы

Далее сделаем одно очень важное замечание, о котором многие могут не знать и поэтому совершать ошибку.

Святые отцы нередко говорили о частых молитвах при скорбях. Например:

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, ч.1, Чаша Христова): «Когда окружат скорби, нужно учащать молитвы, чтоб привлечь к себе особенную благодать Божию. Только при помощи особенной благодати можем попирать все временные бедствия».

Но при этом надо знать, что частые молитвы с мирскими прошениями могут приводить к отчаянию, ропоту и маловерию. Так, может быть, если это будут многочисленные молитвы с прошениями о том, чтобы скорбное обстоятельство изменилось (например, чтобы нашлась работа, чтобы выздороветь, чтобы решение суда было в твою пользу, чтобы кто-то перестал клеветать на тебя и мн.др.), и не будет изменений к лучшему какое-то долгое время или вообще произойдет что-то обратное тому, о чем долго просил, то обязательно начнутся страстные реакции. Ропот и отчаяние в таких случаях происходит потому, что при конкретных просьбах всегда есть надежда, что это исполнится, и есть постоянное ожидание. И когда этого долго нет, то душа находится в постоянном напряжении, и со временем происходит некое разочарование из-за отсутствия изменений к лучшему, надежда теряет свою силу и охватывает малодушие, страх, печаль и т.п. А так как человек ожидал лучшего от Бога, то и страстные реакции направлены на Него….

Поэтому, если человек много молится о скорбном обстоятельстве, а оно не изменяется, и он замечает, что появляется отчаяние и недовольство Богом, то молиться о своем мирском скорбном нужно, например, только утром и вечером в череде других прошений. И, причем, без указания того, чего ты хочешь, а, например, со словами: «Господи, Ты сам знаешь мою скорбь, и помоги мне как и когда Сам знаешь».

А можно и вовсе перестать просить об этом мирском скорбном, настроя себя на то, что такова воля Божия, чтобы эта скорбь у тебя была так долго (например, что ты будешь долго болеть, что ближний будет продолжать вести греховный образ жизни, что будешь жить в бедности и др.), и тебе надо учиться жить с этим. Такое немоление связано со смирением перед волей Божией.

Часто молиться в скорби нужно духовными молитвами, о которых мы говорили выше, а также читать чаще каноны и акафисты, и заниматься творением, например, Иисусовой молитвы. И это принесет свой плод, даже не смотря на то, что в мирском видимом плане все будет без изменений к лучшему.

А прошения о мирском пусть будут у нас малочисленны и третьестепенны.

Феофан Затворник (Толков. на 118 Псалом, ст.76): ««Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему, рабу Твоему». …Святой Амвросий полагает, что пророк молится только о милости утешения, не касаясь смирительных обстоятельств (т.е. прошений об изменении мирского – от сост.) и предавая воле Божией изменить их на лучшее или так оставить. «Иной, — говорит он, — смиренный бедствиями, молится о том, да престанут искушения, да укротит Господь свирепствующую против него бурю бед; а пророк, как крепкий и мужественный борец, уразумевший, как бедствия и скорби возводят душу к совершенству, желает не скорбности удалить, не противности отклонить,— просит пресечь не все то, что причиняет утомление и труд, а молится, чтобы во время притрудной борьбы его против бури искушений подано было ему утешение, чтобы мужественным духом переносить наносимое, и чтобы не ослабеть от приражений печали и уныния. Таким образом, он умоляет благость Божию не попустить, чтобы, быв лишен помощи, подаваемой утешением, не прекратил он, не кончив, начатого им доброго воинствования…». … Но нельзя не видеть, что, кроме душевного утешения, пророк чает и внешнего утешения, как дает разуметь и течение речи. Ниже говорит он, чтоб и враги увидели это и устыдились, и богобоязненные тоже обратились к нему (стихи 78-79). То и другое возможно лишь тогда, когда утешение не в сердце только влито, но и внешне оказано».

Итак, когда просишь о духовном при скорби, и не получаешь сразу, например, терпения, тишины сердца, смирения перед волей Божией, т.е. правых реакций на скорбь и мудрого ее восприятия, а также помощи в духовной брани с собой, то не переставай просить этого.

Ефрем Сирин (О вооружении монаха): «Слушай, возлюбленный! Если и отказано тебе в получении просимого, не переставай взывать к Богу, не приходи в уныние, что не будешь услышан. Вспомни хананеянку и поревнуй ее терпению, вспомни, как ей было отказываемо в получении просимого. Потому и ученики приходят ко Христу и говорят за нее: «отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф.15:23). Отринул ли ее вконец? Нимало не отказывал ей, но дал то, что просила, — в наше научение, чтобы и мы, получив отказ, умели стоять в своем прошении. И действительно, получим, хотя мы и грешны, как получила она, будучи иноплеменницей — хананеянкой. … Потому не теряй бодрости, брат мой; терпи и получишь, сколько тебе нужно».

Василий Великий (Подвижнические уставы, гл.1): «Когда же прострешь слово смиренномудрия и скажешь: «»Благодарю Тебя, Господи, что долготерпел Ты моим грехопадениям и доныне оставлял меня ненаказанным, ибо давно достоин я был претерпеть тысячи бедствий и быть отринутым от лица Твоего, но незлобивое Твое человеколюбие было ко мне долготерпеливо; благодарю Тебя, хотя и нет у меня достаточных сил к благодарению за незлобие Твое», и когда совершишь обе части — славословия и смиренномудрия,- тогда уже проси, чего должен ты просить, то есть, как выше сказал я, не богатства, не славы земной, не здравия телесного, потому что Сам Он создал тебя и печется о твоем спасении и знает, что полезно каждому, здоровым ли быть или больным,- но, как повелено тебе, проси только Царствия Божия, ибо о потребностях тела твоего, как я сказал выше, Он заботится Сам. Царь наш преславен и негодует, если кто попросит у Него какой малости, если кто из нас просит у Него недостойного. Поэтому молитвою своею не наведи на себя негодования, но проси себе того, что достойно Царя Бога. А прося того, что достойно Бога, не отступай, пока не получишь. … Наконец, хотя пройдет месяц, хотя год, три года и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро».

Помни, что тебе надо учиться спокойно и с покаянием переносить даже то скорбное обстоятельство, которое долго не прекращается

Иоанн Златоуст (т.4, б.30, и др.): «… единственным делом с нашей стороны да будет постоянно пребывать в молитве и не роптать на нескорое исполнение (наших прошений), но показывать великое терпение. (т.5, ч.2, б. на Пс. 146) Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое».

Пастырь Гермы (Заповедь 9): «…если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого, что сразу не выполняются прошения души твоей. … Гибельно и ужасно сомнение, и многих даже твердых в вере совсем отторгает от веры. Ибо сомнение — это дочь дьявола и сильно злоумышляет на рабов Божиих».

Иннокентий Херсонский (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы): «… по краткозрительности нашего ума, по нечистоте нашего сердца, мы можем молить Господа и святых Его о том, что нам кажется полезным, а само в себе есть вред, или и само в себе полезно, но для нас пагубно. С неба же виднее все мы, и все наше прошедшее, настоящее и будущее; посему небожителям удобнее располагать нашею участью. Наш же долг, памятуя сие, не досаждать им прошениями безусловными, не унывать, если не видим исполнения просимого, не печалиться, если над нами сбывается и противное тому. Это мнимое невнимание их к нашим молитвам может быть истинным плодом наших молитв. В таком случае лучше всего без роптания обратиться к своей совести, рассмотреть свою жизнь, вникнуть в свои способности, в свой нрав, свои отношения, вспомнить, что мы созданы не для земли, а для неба, что не ныне, а завтра позовут в отечество; тогда сам можешь увидеть, почему Матерь Божия не исполнила какого-либо твоего прошения. А если бы и при всем том не увидел причины сего, то и тогда не должно унывать и роптать, памятуя, что мы здесь многого не понимаем в судьбе своей. Придет время, когда все откроется. Тогда будем благодарить святых Божиих, что не слушали многих наших молитв, поступали вопреки нашим желаниям».

При долготерпении надо держать «твердое и живое упование на помощь» Божию и терпеть

Василий Кинешемский (Беседы на Еванг. от Марка, гл. 6, ст. 30-56): «Господь медлит. И все-таки надейся! Надейся до последней минуты. Ведь Господь видит и твою скорбь, и трудность твоего положения. Помощь может прийти в самый последний момент».

Феофан Затворник (Толков. 33 Псалма, ст. 16-17): «… не бойся, говорит блаженный Августин, работай и трудись. Очи Господни на тебя обращены, и уши Его отверсты для принятия молитв твоих. Чего больше желать? … Ты только держись путей Его, а Он несомненно слышит тебя».

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл. 46): «…когда умоляешь о чем Бога и Он медлит услышать тебя, ты все продолжай молиться, держа в сердце твердое и живое упование на помощь Его».

Макарий Великий (Слова, сл. 55): «Пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И надо ей оставаться непреклонной, потому что насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и ожидая от Него помощи, настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, и настолько допускает это; только сама она пусть будет твердой до конца в терпении и в надежде…».

Иоанн Максимович (Илиотропион, кн.5, гл.2): «… будем хотя бы немного терпеливы, не будем унывать (ослабевать сердцем), но, возвышенные сердечной любовью к Богу и несомненным упованием на Него, привыкнем надеяться и молчаливо ожидать спасения Божьего. Долготерпение (при обидах или при ожидании помощи Божьей) есть драгоценный камень для надеющихся — куда ни обратятся, везде успевают они (ср. Притч. 17:8). … Каково же должно быть упование при молитвах, тому поучает нас Христос Господь, говоря: «В некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился! В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего, но он долгое время не хотел, безбожный медлитель! Наконец побежденный назойливым беспокойством, причиняемым ему вдовой, рассудил правильно спор ее с соперником» (ср. Лук. 18:2-5). Вот крепкое упование вдовы, постоянно твердившее ей: «сегодня судья защитит меня», но когда надежды ее не оправдал истекший день, она говорила: «не сегодня, так завтра защитит меня, или в третий день, или через месяц, в конце концов в этом году дело кончится непременно». Итак, долготерпеливое упование вдовы, наконец, одержало победу».

При долготерпении можно говорить себе, что ты не мудрее Бога и Он Сам знает, когда и что тебе подать

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл.5): «Если просишь чего у Бога, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога».

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, беседа 19, и др.): «…Знай, что Тот, Кто попускает быть искушению, сам же знает и время прекращения искушения. Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей. (т.2, ч.1, Беседа о статуях, б.4) (Бог) попустивший испытание Сам знает и время, когда положить конец испытанию…. Итак, Ему предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво; потому что наше дело обратиться к добродетели, а прекратить бедствия — дело Божие».

Макарий Оптинский (Письма, т.1, п. 131): «Недоумение и смущение, беспокоящие вас, касаются вас и детей ваших …. Вы же, хотя избавиться неудобств в жизни, прибегаете к средствам материальным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судьбы Божии неисповедимы! судеб Твоих бездна многа (Пс. 35, 7), и судьбы Твои, Господи, по всей земли (Пс. 104, 7). … Из сего можно заключить, что Промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падет без Его воли и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21, 18). И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас; не давайте места сомнению, да не сбудется и на вас слово Писания: отъемлются судьбы Твои от лица его (Пс. 9, 26). Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. …. А почему (помощь не приходит скоро – от сост.)? Это знает Един Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что Он «знает … в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 8) и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него; что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях. Один церковный учитель говорит: «Господь хотя и невидимо, но действительно близок к нам, так, что может слышать все наши стенания и подать нам Свою помощь. Он знает и видит все наши нужды и несчастия, и любвеобильное сердце Его исполнено благости и готовности помогать, которую являл Он, когда обитал на земле, полный благодати и истины. Но Господь долго не избавляет меня от несчастия! Так, возлюбленный, но время и способ избавления Он положил в своей власти». Предавайтесь же и вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним со псаломником: «пролию пред Ним моление мое: печаль мою пред Ним возвещу» (Пс. 141, 2)…. И ожидайте от всещедрой и милосердой десницы Его помощи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеизложенным рассуждением — и веруйте, что и должно быть так, а не иначе».

«Жалуйся на себя, а не на Бога, что Он не дает тебе»

Также есть и такой совет, если заметишь у себя недовольство Богом:

Пастырь Гермы (Заповедь 9): «Если же придешь в уныние и перестанешь просить, то жалуйся на себя, а не на Бога, что Он не дает тебе (по твоим грехам – от сост.)».

При этом многим из нас нужно укорять себя: а слушают ли они Бога, желая, чтобы Он их слышал.

Макарий Оптинский (Письма, ч.4, п.169): «…Маменька твоя скорбит о том, что Бог ее не слушает. Да пусть она поверит себя, исполняет ли она волю Божию? Написано в Евангелии: «грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 31); а притом же она не исполняет повеление Церкви: не соблюдает постов и не понимает, как важен сей грех…».

Доводи «сердце до убеждения, что чем продолжительнее скорбь, тем лучше, что нам следует страдать не только время, но и вечность»

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч. 2, Б, 2,б): «… (нужно обращать) особенное внимание на продолжительность скорби, доводя сердце до убеждения, что чем продолжительнее скорбь, тем лучше, что нам следует страдать не только время, но и вечность. Ибо терпение тем особенно и истощается, что терпящий не видит исхода. Когда отнимешь таким образом возможность расслабления духа от невидения конца скорбям, то не будет уже и того, что колеблет благодушие (спокойствие, веселие духа – от сост.). Кто не поспешит устроиться так внутренне, тот скоро теряет терпение, затем падает в ропот и даже отчаяние».

«Справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает неуслышанною .…»

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.46): «…справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает неуслышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее, есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив к молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною».

«Наше дело просить», «жить благочестиво» и «терпеливо дожидаться», когда Бог исправит ситуацию к лучшему

Иоанн Златоуст (т.2, ч.1, Беседа о статуях, б. 4): «Итак, Ему предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво; потому что наше дело обратиться к добродетели, а прекратить бедствия — дело Божие».

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.2, ч.4, гл.3): «Наше дело просить и терпеть, а добрая наша Мать, Пресвятая Богородица (и Господь – от сост.), даст нам просимое, когда оно будет готово».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.32): «Пишешь: «…почему Бог не слышит, как тебе кажется, твоих молитв. … Покайся, исповедуй грехи, положи исправить свои сердечные расположения,— и жди, как благоволит устроить тебя Бог, не предрешая того. … Господь не изведет тебя из печи скорби твоей, пока не увидит, что ты прочно установился в добрых расположениях. Сиди же в сей Божией пещи и терпи».

Сб. «Цветник духовный» (ч.2, гл.18, Скорби): «Как вы поступаете во время сильной бури?—Терпеливо дожидаетесь тихой и ясной погоды: благость Божия поселяет в вас надежду наслаждаться после грозы приятным временем.—Также поступайте, когда клевета и злоба вас преследуют (это скорбь от злословия – от сост.): без роптания переносите оскорбления и с благодушием ожидайте минуты, в которую Промысл озарит вас лучами радости».

Также при желании выхода из скорбного обстоятельства может быть следующее. Любые проблемы требуют рассуждения о том, какими вариантами можно их решить, и у нас в уме появляются эти варианты. Некоторым не стоит следовать, а некоторые можно попробовать сделать. Но когда начинаешь что-то предпринимать, помолись об этом Господу, добавив: «Но не моя воля, а Твоя да будет!». И смотришь, подошел он или нет. Если попробовал что-то сделать, а не разрешилось, то терпи и жди, когда появится еще вариант или возможность. И после каждого случая не расстраивайся и не отчаивайся. А благодари Бога и проси помощи далее в других вариантах. Но иногда может быть и так, что следует оставить все варианты и попытки выйти из скорби, и жить дальше со скорбью.

Смирись со скорбным обстоятельством, если прошение все же не будет исполнено, и благодари за это

Итак, бывает и так, что, сколько бы ты не просил, твое прошение о прекращении скорби все равно не исполняется. И в Святом Писании есть много таких примеров, например:

Феофан Затворник (Толков. на посл. Римлянам, гл.8, ст. 26): «Хотя непрестанно просил Бога в молитвах своих о том, чтобы видеться ему с римлянами, однако ж сие исполнилось не вдруг по его прошению. Также о жале, данном ему во плоти, то есть о бедствиях, молился неоднократно и вовсе не получил просимого. Так и в Ветхом Завете не получили желаемого Моисей, просивший видеть Палестину, Иеремия, молившийся за иудеев, Авраам, ходатайствовавший за содомлян».

И в этом случае надо смириться/покориться воле Бога.

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, ч.1, О молитве, ст.1): «…когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле всесвятого Бога, Который, по недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным».

К тому же надо и поблагодарить Бога за это.

Иоанн Златоуст (т.12, ч.2, Слово 2 о молитве): «Великое благо молитва, если бывает с чувством благодарения, если мы научимся благодарить Бога, не только получая (просимое), но и не получая. Бог, и когда дает (просимое), и когда не дает, делает то и другое на пользу; так что получил ли ты, или не получил, ты получил благодаря тому, что не получил…. Бывает иногда полезнее не получить. … Не будем же роптать на замедление в даровании просимого, а скорее покажем по этому самому великую твердость и терпение. … Поэтому получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении, и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха. Не получить, когда так хочет Бог, значит не менее, чем получить, потому что мы сами так не знаем, что полезно для нас, как ведает Он. Таким образом, получим ли мы, не получим ли, мы должны одинаково благодарить и принимать с радостью то, что Ему будет благоугодно».

Никодим Святогорец (Невидимая брань, ч.1, гл.46): «Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо его благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства вследствие молитвы, то, пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь; не только видимо, но и невидимо, самые сии чувства приими как плод молитвы, и для тебя спасительный и Богу благоугодный паче всего».

Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч.3, гл.4): «Не будь малодушен и нетерпелив, желая, чтобы все моментально делалось по твоей воле. Но благодушно молись Богу и жди, предоставляя все воле Божией. … Что будет согласно с волею Божиею, то даст тебе, и поспешит, а если не согласно, тому воспрепятствует и оставит без исполнения имиже весть судьбами (для твоей же пользы). Ты же, даст или не даст, все принимай с благодарностию, в кротости сердца».